Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания
статья на тему
Материал - выступление на ОМО по организации деятельностного подхода на уроках обществознания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания
О.А.Костылева
МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмененнию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.
В Стандарте отмечено, системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Один из ведущих специалистов по деятельностному подходу в нашей стране Л.Н. Алексашкина отмечает что термин: «деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников»
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект – субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля.
Для построения урока в технологии деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
- Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
- «Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
- Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
- Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:
- пожелания друг другу
- положительный настрой
- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке
- девиз, эпиграф
- знакомство с планом урока
- притчу
- проблемный вопрос
- рассказ о реальных событиях
Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»
9 класс.
Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:
- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.
Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»
На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
- Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» кластер
- Технология «Ассоциативный ряд».
- Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появ ляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифициро вать ассоциации учащихся…
- Технология «Атака мыслей».
Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.
- «Верю - не верю»
Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.
На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
-умения видеть проблемы,
-ставить вопросы,
-анализировать и сопоставлять факты,
-выделять элементы целого и творческое мышление.
Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
- Организация работы с текстом.
Формы:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста .
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
- Приемы «Пометки на полях», «Двойной дневник»
- «Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например:
Найти отрицательное и положительное в чувстве . (Обществознание,6 класс).
- Прием «Фишбоу»
- Горячий стул
- Прием: рисунки.
- «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.
Ситуации». Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.
«Парные карточки» Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары
Конкурсные игры на уроках повторения
Написание эссе
- ПОПС - формула
- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)
Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»
Подготовка творческих работ : коллаж, рисунок, плакат, синквейн
Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Результаты реализции деятельностного подхода:
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
-вырабатываются навыки критического анализа текста;
- создается ситуации успеха для каждого школьника;
-актуализируется мыслительной деятельности школьников.
Трудности внедрения деятельностного подхода
Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....
методический семинар на тему "Организация деятельностного подхода на уроках физики "
“Великая цель образования – это не знания, а действия”(Герберт Спенсер) Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьн...
« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы
В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...
Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»
Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики...
Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...
Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.
У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...