программы кружка и факультатива
рабочая программа по географии по теме
Программы факультатива и кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
![]() | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Читы
г.
Программа экологического кружка
Экологический калейдоскоп
Возраст 12-14 лет
Автор Матвеева Людмила Николаевна
учитель географии МОУ СОШ № 2
Чита 2008
Пояснительная записка
Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.
Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Образовательные задачи:
Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.
Систематизация знаний по экологическим проблемам Забайкальского края.
Анализ экологических проблем Забайкальского края и России.
Развивающие задачи:
Развитие диалектического мышления.
Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.
Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.
Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.
Воспитательные задачи
Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.
Выработать основные правила поведения в природе.
Основные формы и методы организации изучения курса
Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.
Принципы обучения
- принцип научности;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности к обучении;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся.
Прогнозируемый результат. Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;
- роль природы в жизни человека;
- особенности экологической обстановки Забайкальского края;
- последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.
- охраняемых животных и растений Забайкальского края и России
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;
- уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;
- уметь решать творческие задачи;
- уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;
- делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;
- пропагандировать идеи экологии;
- уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форм.
Программа предусматривает:
- выступление учащихся перед родителями, учащимися;
- активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;
- раскрытие внутренних резервов личности учащихся;
- работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;
- использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.
Отслеживание результатов:
- конкурсы;
- викторины;
- олимпиады;
- выставки;
- конференции.
Тематический план кружка
№ п/п | Название темы | всего | теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | ||
2. | Экологическая азбука | 25 | 5 | 20 |
3. | Путешествие на Титовскую сопку | 20 | 5 | 15 |
4. | Тема экологии в творчестве поэтов и композиторов | 15 | 3 | 12 |
5. | Экологическая библиотека | 18 | 5 | 15 |
6. | Здоровый образ жизни | 25 | 6 | 19 |
7. | Мы познаём природу | 25 | 6 | 19 |
8. | Учимся решать экологические проблемы 21 века | 15 | 3 | 12 |
9. | Итоговое занятие | 2 | ||
Всего | 144 | 33 | 112 |
Содержание программы
- Введение
- Экологическая азбука. Как сделать наш дом безопасным. Зоны экологической опасности микрорайона. Экология нашего города. Всегда ли собака друг человека? Экологический светофор. Город опасный и безопасный. Экологические знаки. Мой дом- моя крепость. Экологический капустник. Веселый круговорот. Практические задания: конкурс дизайнеров, конкурс поделок, фотоконкурс.
- Путешествие на Титовскую сопку. Экскурсия на Титовскую сопку. Я- исследователь. Задания для почемучек. Я- наблюдатель. А мне интересно. А мне не все равно. Я сам.
- Тема экологии в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Люблю тебя, моя Россия. Вивальди, Чайковский и другие. Маленький принц и 21 век. Народное творчество о природе.
- Экологическая библиотека. Обзор книг: «Четырехэтажная тайга», «Моя страна Сибирь», «Это удивительное Забайкалье».
- Здоровый образ жизни. Чипсы, жвачки, конфеты. Польза и вред. Зеленая аптека. Расскажи мне обо мне. Красиво! Вкусно! Полезно! Здоровье в саду и на грядке. Лекарственные животные. Кожа-зеркало здоровья. Акция «Наркомания – знак беды». О вреде табака, алкоголя и наркотиков. Мы дружим и поём – без наркотиков живём.
- Мы познаём природу. Слово о родном крае. Экологическая тропа. Сохраним планету голубой и зеленой. Экологический калейдоскоп. Судьба озера Кенон. Памятники природы. Природа - лучшая аптека. Наш русский лес.
- Учимся решать экологические проблемы 21 века. Экспедиция по следам цивилизаций. Глобальные проблемы, глобальные решения. Как прокормить человечество. Этика экологической ответственности.
Литература для учителя
- Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль «Академия развития», 1998 г.
- Балабанова В.В. «Предметные недели в школе».- Волгоград: «Учитель», 1997г.
- Бухвалов В.Л. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества».- М.: Центр Педагогический поиск, 2006 г.
- Гречихина Т.И., Кравченко М.А. «Играем в КВН».- Екатеренбург из-во «Возяковой Т.И.», 2000 г.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы.- М.: Школьная пресса, 2002г.
- Плешнер В.Г. , Бухвалов В.А.- М.: Центр «Педагогический поиск» 2000г.
- Смекалова Е.П. Каледоскоп школьных дел выпуск №2.- М.: «Псков» 2000 г.
- Соколов А.В. Сценарии школьных праздников книга 2- М.: «Школьная пресса» 2001 г.
- Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.
- Хинн О.Г. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.
Литература для учащихся
- Банников А.Г. «Мир животных и его охрана».- М.: Педагогика 1978 г.
- Граубин Г.Р. «Моя страна Сибирь» М.: Молодая гвардия 1988 г.
- Граубин Г.Р. «Четырёхэтажная тайга».- Иркутск Восточно - Сибирское книжное издательство, 1982 г.
- Коптелов Л.Е. Это удивительное Забайкалье.- Иркутск Восточно-сибирское книжное издательство, 1990г.
- Куренная И.Г. Чита – город во времени.- Чит: из-во Стиль 2001 г.
- Хинн О.Г. Я познаю мир.- М.: «Издательство АСТ» 1997г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Чита»
Образовательная программа
«География Забайкальского края»
Автор- составитель: Матвеева Людмила Николаевна,
учитель географии МБОУ СОШ № 2 г.Чита
Чита 2008
Пояснительная записка
Закон Российской Федерации об образовании предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования, его базовые компоненты для всего образовательного пространства России и устанавливается государственным образовательным стандартом.
Данная программа является учебным курсом, дающим комплексное представление о территории области в ее социальном, хозяйственном и природном аспектах. Вооружает учащихся знаниями о родном крае и является основой для воспитания патриотических чувств к своей «малой Родине», а также для сознания современного мира. География учит, как сохранить родную землю для потомков, ценить сложившуюся культуру, сопоставлять глобальные закономерности с региональными.
Основной задачей региональной географии является отражение специфики особенностей Забайкальского края. Данный курс является важнейшей составной частью базового школьного географического образования в едином образовательном пространстве России.
Образ Забайкальского края у школьников должен быть, с одной стороны целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Региональный компонент рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет самостоятельно включать в процесс изучения отдельных разделов и тем школьных курсов в определенной логике.
Программа составлена как типовая. Содержание учебного материала и время, отводимое на изучение, скорректировано с учетом школьного компонента базисного учебного плана.
Программа предусматривает использование современных технологий, форм, методов. Общее количество часов, отводимых на данный курс- 17 часов.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории края;
- Показать взаимосвязь человека и природы на современном этапе;
- Рассмотреть специфику жизни, работы и отдыха людей;
- Познакомить с культурой и бытом народов, населяющих край;
- Использовать возможности географии как учебного предмета для ознакомления с профессиями;
- Продолжить развивать умения работать с материалами средств массовой информации.
Планируемые результаты подготовки учащихся по курсу
«География Забайкальского края»
Учащиеся должны уметь называть и показывать:
• Численность населения и площадь территории Забайкальского края;
• Границы края;
• Административные районы;
• Крупные города, исторические промышленные центры;
• Важнейшие транспортные магистрали;
• Особенности тектонического и геологического строения территории;
• Основные формы рельефа и месторождения края;
• Крупные реки и озера, бассейны;
• Распространение основных видов почв и земельных ресурсов;
• Природно-хозяйственные зоны;
• Климатообразующие факторы;
• Распространение многолетней мерзлоты на территории края
Учащиеся должны уметь определять и измерять:
• Географическое положение края;
• Определять местное время;
• Коэффициент увлажнения;
• Динамику численности населения по статистическим данным;
• Уровень урбанизации;
• Показатель специализации по статистическим данным;
Учащиеся должны уметь объяснять:
• Территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
• Формирование погоды по фенологическим наблюдениям;
• Промышленную сельскохозяйственную специализацию области;
• Влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
• Причины основные направления миграций населения края;
- Структуру экспорта и импорта;
- Причины возникновения опасных природных явлений и процессов.
Учащиеся должны уметь прогнозировать и оценивать:
- Влияние природы на хозяйство, бытовые услуги;
- Изменение демографической ситуации в Забайкальском крае;
- Влияние урбанизации на образ жизни населения.
Учащиеся должны уметь наносить на контурную карту:
- Границы края;
- Природные и социальные явления.
Учащиеся должны уметь описывать:
- Ландшафт своей местности;
- Образ природного объекта;
- Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Календарно-тематическое планирование. «География Забайкальского края».
№ | Тема | Сроки | Тип урока | Методы | Практические работы |
№1 | Географическое положение | Урок изучения нового материала | Обьяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый | №1 Анализ особенностей географическо го положения Забайкальского края | |
№2 | Забайкалье в панораме тысячелетий | Лекция | Исследовательский, объяснительно -иллюстрированный | №2 Определение основных этапов исследования | |
№3 | Геологическое строение и полезные ископаемые | Комбинированный | Частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный | ||
№4 | Рельеф и рельефообразующие процессы | Проблемная лекция | Проблемное изложение | ||
№5 | Рельеф и рельефообразующие процессы | Практикум | №3 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа полезными ископаемыми Забайкальского края | ||
№6 | Климат | Комбинированный | Частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный | ||
№7 | Климат | Практикум | Исследовательский, частично-поисковый | №4 Определение по картам основных климатических показателей на территории Забайкальского края | |
№8 | Поверхностные воды | Практикум | Исследовательский, частично-поисковый | №5 Характеристика рек и озёр Забайкальского края | |
№9 | Почвы, растительный мир | Лекция | Объяснительно-иллюстрированный | ||
№10 | Животный мир | Конференция | Исследовательский, частично-поисковый | ||
№ 11 | Природные ресурсы | Урок-презентация | Исследовательский | № 6 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов | |
№12 | Экологическое состояние и пути решения | Творческая конференция | Частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный | №7 Анализ экологической ситуации на примере одного из районов Забайкальского края и. | |
№ 13 | население | комбинированный | Частично-поисковый | ||
№ 14 | население | Практикум | практический | № 8 Анализ статических данных | |
№ 15 | Отрасли материального производства | Проблемная лекция | Исследовательский, практический | № 9 Характеристика одного из предприятий Забайкальского края | |
№ 16 | Отрасли материального производства | Урок- исследование | Частично-поисковый | № 10 Описание современной транспортной сети | |
№17 | Города Забайкальского края | Урок - путешествие | практический | №11 Нанесение на контурную карту административных районов |
Список литературы
- Атлас Забайкальского края.-Чита: ГОУ ВПО «ЗабГГПУ, 2010.
- География Забайкальского края: Учебное пособие.- Чита: Экспресс - издательство, 2009.
- Горлачев В.П., Корсун О.О., Игумнова Е.А., Золотарева Л.М. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Издание 2-е, исп. И доп. – Чита: Экспресс - издательство, 2007.
- Старчакова И.В. Практикум по методике преподавания курса «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».- Чита: ЗабГПУ, 2004.
- Старчакова И.В. Учебно- методическое пособие по курсу «География Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа». –Чита: ЗабГГПУ, 2004.
- Чита. Город во времени/ Сост. и ред. И.Г.Куренная. – Чита: Стиль, 2001.
- Чита – столица Забайкальского края.- Чита: ООО «РИЦ», 2008.
- Энциклопедия Забайкалья: Читинская Область: В 2 т. Общий очерк.-2-е издание, испр. /Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин.- Новосибирск: Наука,2002.-302.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по факультативу «Конструирование и моделирование»
Моделирование и конструирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшен...

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочая программа и КТП факультатива «Математика для всех».5 класс по УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
Данный курс расчитан на 34 часа (1 час в неделю). Это время, которое позволяет детям увидить и ощутить дополнительные моменты изучения математики. Более широко рассмотреть изучаемые на уроках темы. На...

Положение о рабочей программе элективного курса, факультатива
Положение о рабочей программе элективного курса, факультативамуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»...
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...

Авторская программа комбинаторного вида факультатива по физической культуре «Рукопашный бой, как средство самообороны для учащихся 8-11 классов»
На современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительно. Это, выражается , по мнению специалистов , в низкой физичес...