Программа занятий по факультативу «Конструирование и моделирование» ГОСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» учитель трудового обучения : Васин Сергей Николаевич
Пояснительная записка Моделирование и конструирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами. Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело. Программа кружка рассчитана на три года обучения. Ребята занимаются в разновозрастных группах, при этом старшие помогают в обучении начинающих технике изготовления моделей и их окрашивания. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.
Учебно-тематический план занятий
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Первый год обучения |
|
|
| 1. Вводное занятие. | 3 | 3 | - | 2. Выбор модели и чтение схем и чертежей. | 3 | 1 | 2 | 3. Инструменты и материалы. | 6 | 1 | 5 | 4.Изготовление модели. | 51 | 5 | 46 | 5. Окраска модели. | 10 | 3 | 7 | 6. Заключительное занятие. | 3 | 3 | - | ИТОГО: | 76 | 16 | 60 | Второй год обучения |
|
|
| 1. Вводное занятие | 3 | 3 | - | 2. Выбор моделей и чтение схем и чертежей. | 3 | 1 | 2 | 3. Проектирование модели | 9 | 3 | 6 | 4. Изготовление модели | 35 | 3 | 32 | 5. Изготовление грунта, травы и деревьев. | 10 | 2 | 8 | 6. Окраска модели | 10 | 3 | 7 | 7. Сборка элементов модели | 3 | 1 | 2 | 8. Заключительное занятие. | 3 | 3 | - | ИТОГО: | 76 | 19 | 57 | Третий год обучения |
|
|
| 1.Вводное занятие. | 3 | 3 | - | 2. Выбор модели | 9 | 3 | 6 | .3 Изготовление модели | 40 | 3 | 37 | 5. Окраска элементов модели | 15 | 3 | 12 | 6. Сборка диорамы. | 6 | 1 | 5 | 7. Заключительное занятие. | 3 | 3 | - | ИТОГО: | 76 | 16 | 60 |
Содержание программы Первый год обучения – 76 часов (теория - 16 и практика - 60) Тема: Изготовление модели «Марсохода» из бумаги и картона. Цель: Развить навыки работы с чертежами. Уметь размечать, работать с клеем. Трудовая деятельность | Художественно-творческая изобразительная деятельность | Организация рабочего места при работе с различными материалами. О правилах пользования инструментами: резцами, пинцетом, кисточкой, ножницами. О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”. О материалах: Бумага цветная, картон. Их свойства и возможности применения. | Организация рабочего места при окрашивании деталей модели Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками. Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”) , графит, гуашь. | О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей. Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья. | Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей модели. | Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное. Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе. Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая. | Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков.
|
Результаты обучения и развития учащихся К концу первого года обучения учащиеся должны: По трудовой деятельности знать и уметь: - Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении моделей.
- Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
- Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
- Технологическую последовательность изготовления моделей.
- Способы соединения с помощью клея.
- Виды отделки.
Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель. Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении модедей. По художественно-творческой изобразительной деятельности: Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей. Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.
Второй год обучения – 76 часов (теория - 19 и практика - 57) Тема: Изготовление модели «Карета для Золушки» Цель: Уметь применять различные материалы для изготовления модели, грунта, травы, деревьев. Трудовая деятельность | Художественно-творческая изобразительная деятельность | Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалами. О правилах пользования инструментами: резцами, ножовкой, кисточкой, пинцетом, лобзиком. О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”. О материалах: природные материалы (грунт, камни), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения. | Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей моделей. Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками. Приемы работы с лобзиком.
Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), графит, гуашь, масляные краски. | О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей. Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья. | Основы композиции. Соотношение частей модели. Пропорции. Соответствие формы и содержания композиции. Соответствие выбранной тематике. Трехмерный передний план. Планирование сюжета. | Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. Типы оснований. Проектирование модели под руководством учителя. Разделение заготовки на части при помощи лобзика, ножовки, резца, зачистка деталей. Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное. Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе. Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая. Сборка модели. | Компоненты изобразительной деятельности: Окраска грунта, кустарников. Изготовление травы. Окрашивание деталей кареты. Оформление модели кареты: Выполнение рельефа местности, расположение кареты на местности.
|
Результаты обучения и развития учащихся К концу второго года обучения учащиеся должны: Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форм а и содержание, композиция, дисгармония. По трудовой деятельности знать: Знать виды применяемых при изготовлении моделей материалов, их свойства, способы получения объемных форм. Уметь самостоятельно выполнять разметку. Под контролем учителя проводить анализ образца (моделей техники, здания, сооружения и т.д.), планировать и контролировать выполняемую практическую работу. По художественно-творческой изобразительной деятельности: Иметь представление о пропорциях и масштабе изделий, архитектуре. Уметь при помощи лобзика выпиливать детали модели. Самостоятельно окрашивать детали модели.
Третий год обучения – 76 часов (теория - 16 и практика - 60) Тема: Самолетостроение. Изготовление модели самолета «Миг-29» Цель: Изготовить модель повышенной сложности с применением различных материалов. Трудовая деятельность | Художественно-творческая изобразительная деятельность | Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалам и помощь начинающим.. О правилах пользования инструментами: резцами, напильниками, надфилями, наждачными шкурками, шпателями, пинцетом, кисточкой. О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”, эпоксидной шпаклевкой. О материалах: природные материалы, виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения. | Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей модели и помощь в работе начинающим. Приемы работы кистью, гелевыми ручками, шпатлевками. Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), шпатлевки, масляные краски. | О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение дета-лей, самостоятельное изготовление мелких конструктивных деталей военной техники. Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья. | Основы композиции: совокупность всех средств в создании целостного образа модели самолета. | Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций, самостоятельная разработка планов, схем и эскизов деталей. Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей. Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное, пайка. Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе. Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая. Сборка модели. | Компоненты изобразительной деятельности: смешивание красок, высветление, базовая тех-ника, выполнение аксессуаров. Самостоятельное оформление модели в соответствии с чертежом. |
Результаты обучения и развития учащихся К концу третьего года обучения учащиеся должны: По трудовой деятельности знать: Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами, оказывать помощь начинающим. Самостоятельно выстраивать весь процесс выполнения модели(от замысла до практической его реализации), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы. По художественно-творческой изобразительной деятельности: Уметь самостоятельно претворять творческий замысел в создании модели на военно-исторические темы. Литература - Техническое творчество в начальных классах. Г.И. Перевертень изд. Просвещение 1988г.
- ; Прекрасное своими руками; изд. Детская литература 1979г.
- ;Звонкая песнь металла; Федотов Г.Я. изд. Просвещение 1990г.
- Справочник по трудовому обучению. Москва. Просвещение 1992г.
|