"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"
методическая разработка по географии по теме
• Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучения черчению учащихся средней общеобразовательной школы.
• Задачи: Разработать комплект дидактических игр по географии, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе.
• 5. Научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр.
• 6. Экспериментально проверить и апробировать комплект дидактических игр в естественных условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchitelya_geografii_mou.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование учителя географии МОУ « Просторская СОШ»
Макаровой Светланы Борисовны.
E-mail: sveta.makarova1
Web:
Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир ».
А. Дистервег
Самообразование педагога.
- Ежедневная работа с информацией.
- Желание творчества. Интерес.
Направления самообразования учителя.
Профессиональное (предмет преподавания - география)
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
- правовое
- эстетическое (гуманитарное)
- историческое
- иностранные языки
- политическое
- информационно-компьютерные технологии
- охрана здоровья
- интересы и хобби
Источники самообразования.
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
Семинары и конференции
- Мастер -классы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии.
- Курсы повышения квалификации.
Формы самообразования учителя
- Индивидуальная.
- Групповая (деятельность методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации).
Составляющие процесса самообразования учителя:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры Конкретные виды деятельности:
- Систематический просмотр определенных телепередач
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
- Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
- Ведение здорового образа жизни.
Результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Часть 2. Организация процесса самообразования
Личный план самообразования учителя Макаровой Светланы Борисовны
Название темы: «Экологические игры, как средство повышения эффективности обучения школьников»
- Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучения черчению учащихся средней общеобразовательной школы.
- Задачи: Разработать комплект дидактических игр по географии, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе.
- 5. Научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр.
- 6. Экспериментально проверить и апробировать комплект дидактических игр в естественных условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.
- предполагаемый результат
- этапы работы, сроки выполнения каждого этапа:
- I этап (2009-2010 уч. г.) - диагностирующе- прогностический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение современного состояния проблемы использования дидактических игр по географии в школе; установка целей, задач и гипотезы исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента.
- II этап (2010-2011) - теоретико-экспериментальный: изучение учебно-методической и специальной литературы, разработка комплекта дидактических игр и методики их использования в практике обучения черчению; проведение поискового этапа эксперимента.
- III этап (2012-20013) - опытно-экспериментальный: создание комплекта дидактических игр; подготовка, проведение и обработка результатов формирующего этапа эксперимента.
- IV этап (2013-2014) - обобщающий: анализ, обобщение и обработка результатов исследования; формулировка выводов диссертационной работы; оформление диссертационного исследования.
форма отчета по проделанной работе (проект с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии.
- Подключение к интернет- универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
- Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
- Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
- Разработка комплекта раздаточного материала по предмету : карточки, задания и вопросы по предмету.
- Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
- Создание сборника предметных кроссвордов.
- Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
- Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
- Пакет административной документации классного руководителя.
- База данных методик обучения.
- Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
- Проект личной методической веб-страницы.
- Проект веб- страницы школы.
- База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
- Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
- Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
- Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
- Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра как средство повышения эффективности урока
Ролевые игры на уроках английского языка...
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...
Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения на уроках информатики.
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование ИКТ - технологий на уроках истории...
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр. Ролевая игра является инст...