"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"
методическая разработка по географии по теме

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучения черчению учащихся средней общеобразовательной школы.
•    Задачи: Разработать комплект дидактических игр по географии, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе.
•    5. Научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр.
•    6. Экспериментально проверить и апробировать комплект дидактических игр в естественных условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_uchitelya_geografii_mou.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителя географии МОУ « Просторская СОШ»

Макаровой Светланы Борисовны.

E-mail: sveta.makarova1

Web:

Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

 «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир ».

А. Дистервег

Самообразование педагога.

     

  1. Ежедневная работа с информацией.
  2. Желание творчества.  Интерес.

Направления самообразования учителя.

     Профессиональное (предмет преподавания - география)

  1. психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  2. психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  3. методическое  (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  4. правовое
  5. эстетическое (гуманитарное)
  6. историческое
  7. иностранные языки
  8. политическое
  9. информационно-компьютерные технологии
  10. охрана здоровья
  11. интересы и хобби

     

  Источники самообразования.

  1. Телевидение
  2. Газеты, журналы
  3. Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)
  4. Интернет
  5. Видео, аудио информация на различных носителях

            Семинары и конференции

  1. Мастер -классы
  2. Мероприятия по обмену опытом
  3. Экскурсии.
  4. Курсы повышения квалификации.

       Формы самообразования учителя

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая (деятельность методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации).

         Составляющие процесса самообразования учителя:

  1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  1. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
  2. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  3. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
  4. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  5. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры Конкретные виды  деятельности:
  1. Систематический просмотр определенных телепередач
  2. Чтение конкретных педагогических периодических изданий
  3. Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  4. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий
  5. Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
  6. Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
  7. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  8. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  9. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
  10. Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
  11. Изучение информационно-компьютерных технологий
  12. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
  13. Ведение здорового образа жизни.

Результат самообразования:

  1. повышение качества преподавания предмета
  2. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
  3. разработка новых форм, методов и приемов обучения
  4. доклады, выступления
  5. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  6. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
  7. разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
  8. создание  комплектов педагогических  разработок
  9.  обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Часть 2. Организация процесса самообразования

Личный план самообразования учителя Макаровой Светланы Борисовны

Название темы: «Экологические игры, как средство повышения эффективности обучения школьников»

  1. Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучения черчению учащихся средней общеобразовательной школы.
  2. Задачи: Разработать комплект дидактических игр по географии, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе.
  3. 5. Научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр.
  4. 6. Экспериментально проверить и апробировать комплект дидактических игр в естественных условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.
  5. предполагаемый результат
  6. этапы работы, сроки выполнения каждого этапа:
  7.  I этап (2009-2010 уч. г.) - диагностирующе- прогностический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение современного состояния проблемы использования дидактических игр по географии в школе; установка целей, задач и гипотезы исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента.
  8. II этап (2010-2011) - теоретико-экспериментальный: изучение учебно-методической и специальной литературы, разработка комплекта дидактических игр и методики их использования в практике обучения черчению; проведение поискового этапа эксперимента.
  9. III этап (2012-20013) - опытно-экспериментальный: создание комплекта дидактических игр; подготовка, проведение и обработка результатов формирующего этапа эксперимента.
  10. IV этап (2013-2014) - обобщающий: анализ, обобщение и обработка результатов исследования; формулировка выводов диссертационной работы; оформление диссертационного исследования.

форма отчета по проделанной работе  (проект с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии.

  1. Подключение к интернет- универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации

  1. Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  2. Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  3. Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  4. Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  5. Разработка комплекта раздаточного материала по предмету : карточки, задания и вопросы по предмету.
  6. Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  7. Создание сборника предметных кроссвордов.
  8. Разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  9. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.

  1. Пакет административной документации классного руководителя.
  2. База данных методик обучения.
  3. Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
  4. Проект  личной методической веб-страницы.
  5. Проект веб- страницы школы.
  6. База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
  7. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
  8. Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  9. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
  10. Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство повышения эффективности урока

Ролевые игры на уроках английского языка...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

 Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения на уроках информатики.

Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр. Ролевая игра является инст...