Система проектной деятельности в географическом образовании
статья по географии по теме

Зеленская Наталья Владимировна

Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашей школы. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Считаю, что именно учебный прект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для учащихся проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических инновационных разработок

«Марафон учебных предметов»

Номинация конкурса: «Инновации в обучении»

Инновационный проект:

Система проектной деятельности в географическом образовании

Автор: Зеленская Наталья Владимировна

МОУ СОШ №8, учитель географии

г. Каменск - Шахтинский

2010г

Содержание работы

Проектная деятельность в школе,

ее значение.

Структура

Описание

+ примеры

II экскурсии

I уроки

III походы

IY неделя географии

ГО

               

Реализация

(социально – практическая значимость)

       

     

Отзывы

                                                                                                  Ваша судьба, в ваших руках,

 меняйте себя, и вы измените

                                                                                   окружающий мир.

                                                                                 Ф. Ларошфуко.

         Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашей школы. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Считаю, что именно учебный проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

     Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи.

         Установка на личностное развитие предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы следующие:

  1. свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, творчеству;
  2. сохранение жизни, физического, психологического и нравственного здоровья учащихся;
  3. способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
  4. способность инновационной образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, внедрять культуросообразный подход, обеспечивающий морально-психологическую комфортность учащихся в образовательном процессе;
  5. демократическое устройство совместного взаимодействия учащихся и педагогов; способность школы гуманитарной культуры обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям учащихся, проявленных в культурном саморазвитии.

Е. С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проекта:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование экологической проблемы своей малой родины, демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния выхлопных газов на окружающую среду и др.).
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, охрана окружающей среды, план мероприятий и т.д.).
  3. самостоятельная  (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;
  6. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

      ( использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки»,    

       «круглого стола»);

  1. выдвижение гипотез их решения;
  2. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т.д.);
  3. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
  4. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  5. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  6. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

        Цель моей работы – формирование умений и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования.

         Задачи:

  1. привлечение детей к самостоятельной учебной деятельности;
  2. развитие межпредметных связей;
  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках географии и биологии;
  4. развитие культуры публичной дискуссии;
  5. формирование умений и навыков общения;
  6. создание творческих клубов в целях дальнейшего сотрудничества учащихся.

        «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проект - это пять «П»

проект

П

П

П

П

П

проблема

проектирование

поиск информации

продукт

презентация

Шестое «П» -  это ПОРТФОЛИО ученика

             

             Особенности  портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения.

            Введение портфолио  повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

ИКТ +                                               Уровни                                   + Исследования

                                                                              классное

                уроки                                                    руководство

                географии

                                                                                         

                                                                                                газета

 неделя

 географии                

                                                                                             уроки

                                                                                          биологии

       

                                                                          школьные

                                                                          краеведческие

                  походы                                            конференции

                            экскурсии                       малая

                                                                    академия

              маршруты                                     творчества

Творческая группа

 

сотрудничество

Творческое

объединение

Выявление

одаренных

детей

Этапы выполнения проекта.

этап

задача

деятельность

ученика

деятельность учителя

Начинание

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание.

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование.

Наблюдает. консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатом (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо).

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

    Проблема оценки результатов обучения в настоящее время является дискуссионной. Необходимость оценивания знаний, умений и навыков ученика не вызывает сомнения, однако вопрос с чем их сравнивать - с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, со знаниями, умениями и навыками других учеников или с показателями этого же ученика на предыдущем этапе обучения, остается неясным.

      В теории и практике обучения наиболее устоявшимся является мнение, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

    В последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении ученика успех обучения.

     Возникает вопрос: Почему же не приемлема в проектной деятельности  система оценивания учащихся по 5-ти балльной  шкале? Ответить достаточно просто:

Недостатки 5-ти бальной оценки:

         -Нет эталона для сравнения, измерения  и объективного оценивания знаний.

        - Обостряются отношения между учителем и учащимся.

         - Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков.

       - Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

       -  Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.

         - «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Достоинства балльной системы :

        -  Оценки интуитивно понятны.

        -  Оценки просты в употреблении.

        -  Оценки удобны для  конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.п.

    В проектной деятельности применяю рейтинговую технологию оценивания знаний учащихся.

    Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности  чего-либо (англ. rating – оценка).  В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.

     Что дает рейтинговая система ученику?  – новую возможность: 

•         самому распоряжаться своим временем;

•         выбирать порядок выполнения учебных заданий;

•         самостоятельно планировать их выполнение;

•         постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов;

•         сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;

•         углубляться в интересующие его области науки.

      Перед началом работы над проектом, учащиеся знакомятся с критериями оценивания, с нормативными баллами на все задания.

Критерии оценки проекта.

  1. обозначение проблемы;
  2. обозначение цели;
  3. продуманность пути решения;
  4. обозначение конечного результата;
  5. реальность проекта;
  6. образовательный эффект;
  7. регламент;
  8. культура речи;
  9. свободное владение материалом;
  10. культура оформления работы;
  11. наглядность.

     Устанавливается  минимальное и максимальное  количество баллов по каждому виду деятельности, которое должен и может набрать учащийся.

Оценка этапов

Критерии оценки

баллы

оценка работы

актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

5, 10, 20

объем разработок и количество предлагаемых решений.

5, 10, 20

практичная ценность

5, 10

процесс проектирования

интеллектуальная активность

5, 10

творчество

5, 10

практическая деятельность

5, 10, 20

умение работать в коллективе

5, 10

оценка защиты

качество доклада

проявление глубины и широты представлений  по излагаемой теме.

5, 10, 20

ответы на вопросы учащихся

5, 10

достигнутый результат

5, 10

оформление

5, 10

170-130 баллов – «отлично»

125 – 90 баллов – «хорошо»

85-55 – «удовлетворительно»

менее 55 – «неудовлетворительно»

Учащиеся старших классов после выполнения проектов, на их защиту  приглашают учащихся младшего и среднего звена, вызывая этим большой интерес у детей  к проектной деятельности. После просмотров проектов старшеклассников даже у учащихся младших классов, появляется желание выполнить какой либо проект (см. электронное приложение №1), состоящий из набора картинок. Учащиеся  5-х  классов перед выполнением проектов проводят большую исследовательскую деятельность в пределах своих возможностей (см. электронное приложение №2) через использование специальной литературы и ресурсов Интернета.

В 5-6 классах перед внедрением проектной деятельности использую методику «круги Эйлера». Она гораздо полнее отражает логические связи между понятиями, чем привычная для нас графическая схема. Ее можно использовать при перекодировании информации и отработке навыков составления классификации, так как один из видов связей, хорошо демонстрируемых при помощи «кругов Эйлера» - это связь «часть – целое».

     Один из примеров использования метода «круги Эйлера» при изучении в 6 классе темы «Горные породы и минералы».

Задание №1. Выберите из текста и впишите в соответствующий круг названия горных пород: торф, гранит, мрамор, песок, каменный уголь, базальт, известняк, песчаник, мел, гипс, пемза.

Круг ГП – означает « Горные породы»      

Круг  ОРГ– означает « Органические породы»                                

Круг М – означает « Магматические породы»

Круг  Х– означает « Химические породы»

Круг О – означает « Осадочные породы»      

Круг  ИЗ– означает « Излившиеся породы»

Круг  МФ– означает « Метаморфические породы»

Круг  ГЛ– означает « Глубинные породы»

Круг ОБ – означает « Обломочные породы»

М

ИЗ

ГЛ

ГП

МФ

ОРГ

О

ОБ

Х

                                                                                                                                         

    Единственный истинный источник творчества – это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Д. Айян сердцевиной духа творчества считает ЯДРО:                          

Я – я хочу знать (любознательность)

Д – действенность (энергичность)

Р – риск (готовность рисковать)

О – открытость  новому.

Повысилось качество образования, выявляются одаренные дети, повышается интерес к предметам (география, биология), происходит углубление знаний, обучение выходит за рамки стандарта.

        Ежегодно принимаю участие в городских педагогических марафонах учебных предметов. Была награждена грамотой отдела образования в 2007 году за проведение открытого урока географии в 6 классе с использованием ИКТ в рамках педагогического марафона.

       Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в дополнительном образовании

Отчетная презентация о проектах на кружке ИЗО...

Система проектной деятельности в географическом образовании

-критерии инновационной образоваттельной системы- проект - это шесть "П"- рейтинговая система- критерии оценки проекта...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...

"Создание системы проектной деятельности в школе"

В работе даютя рекомендации по внедрению проектной деятельности в школе...

Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы

Система  проектной деятельности  в рамках изучения монографической темы на уроках литературы...

Система проектной деятельности на уроках английского языка

Система проектной деятельности на уроках английского языка...

«Система проектной деятельности учащихся в контексте курса «ОЕНИ».

Применение технологии проблемного обучения на внеурочных занятиях курса ОЕНИ...