"Создание системы проектной деятельности в школе"
статья
В работе даютя рекомендации по внедрению проектной деятельности в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizovat_proektnuyu_deyatelnost.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать проектную деятельность со школьниками. Памятки и пошаговая инструкция
Чтобы помочь ученикам реализовать себя в роли исследователя и углубить знания в психологии, а также развить навыки публичного выступления, предложите принять участие в проектной деятельности.
Что дает участие в проектной деятельности
Польза для школьника. В процессе работы над проектом ученик углубит знания в области психологии, сформирует рефлексию, критическое мышление, позитивный опыт сотрудничества и делового общения, повысит самооценку и реализует себя в роли исследователя. А также сформирует ИКТ-компетенции, навыки публичных выступлений, отношение к поиску новых знаний как к ценности и примет участие в конференциях.
Как выявить склонность ученика к проектной работе
Внимание
Участие школьника в проектной деятельности должно быть на добровольной основе
Психологическая диагностика выявит направленность и склонность ученика к проектной работе. В качестве критериев личности школьника, склонного к исследовательской деятельности, учитывайте следующие особенности.
Особенности мышления. Исследовательский тип мышления (критичность ума, сформированность логических операций, высокий интеллект, наблюдательность).
Мотивационно - познавательная сфера. Высокая поисковая активность, любознательность, целеустремленность, самостоятельность мышления, позитивное отношение к учению.
Личностные особенности ученика. Креативность, желание реализовать себя в научном творчестве; признание познания, науки, научных знаний как общечеловеческой ценности; амбиции учащегося, которые он реализует в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, желании иметь печатные работы в сборниках.
При работе над проектом ученик решает значимую для него проблему. Поэтому предполагается кардинально изменить форму организации образовательного процесса. Здесь важно не передавать знания, а направлять деятельность школьника. Рассмотрим действия, которые помогут оказать развивающий эффект в сопровождении учеников.
Консультировать. Задавайте вопросы, которые стимулируют размышление, анализ и самостоятельную оценку деятельности. Важно удержаться от подсказок, направить мышление ребенка в то русло, где он найдет ответ. Во время консультирования отвечайте только на возникающие у ученика вопросы. В процессе работы помогайте детям соизмерять свои желания и возможности.
Мотивировать. Раскрывайте перед учениками ситуацию научно-исследовательской деятельности как ситуацию творчества и свободы самоопределения, самореализации.
Быть в роли фасилитатора. Помогайте найти экономичный и эффективный путь решить научно-исследовательскую проблему: от ее обсуждения до окончательной реализации научного замысла школьников.
Наблюдать. Отслеживайте процесс научно-исследовательской деятельности на каждом этапе и ее результаты.
Формировать. Целенаправленно формируйте личностные качества ученика, рефлексию, самооценку, умение делать осознанный выбор и осмысливать его последствия, отстаивать свои убеждения.
Как мотивировать ученика к проектной деятельности
Важно, чтобы между педагогом и учеником сохранялись взаимное доверие, психологический комфорт, которые обеспечат успешность совместной деятельности. Сформируйте поисковую ситуацию, стимулируйте интерес учащихся.
Важно
Структура проекта:
– титульный лист;
– введение;
– теоретическая часть;
– практическая часть;
– заключение
Проблемы, с которыми может столкнуться школьник. Ученик испытывает сложности в определении темы; ученику не хватает исследовательских умений и навыков; школьник теряет интерес к теме, не может найти или структурировать материалы исследования; в ходе работы в команде учащихся кто-то выбывает или происходит конфликт. На этих этапах поддерживайте ученика и сохраняйте интерес к исследовательской деятельности.
Если ученик не может найти проблему для исследования, то используйте упражнение в виде незаконченных предложений. Оно поможет отыскать ту тему, которую ребенок пока еще не увидел и не определил для себя. Попросите закончить предложения:
1. Меня все время с детства мучает вопрос…
2. Когда я утром встаю, то думаю…
3. Торопясь в школу, я все время пребываю в мысли…
4. Я очень хотел (а) получить ответ на вопрос…
Совет
На каждом этапе подготовки проекта проводите рефлексию, обсуждайте проблемы и результаты
Ответы учеников необходимо трансформировать в проблему и научный вопрос. Например: Когда я утром встаю, подхожу к своему окну и думаю… Ответы: как хочется спать (темы в области режима дня, физической и психической усталости и способах поддержания работоспособности); что мне сегодня приснилось (темы в области снов и сновидений); хочу, чтобы день стал для меня счастливым (темы в области счастья, эмоциональных состояний); позвонит он мне или не позвонит (темы любви, дружбы, отношений).
При помощи наводящих вопросов помогите ребенку прийти к осознанию и формулировке темы следующим образом: «Что именно ты хотел узнать, проверить? Какая область наук тебе интересна? К кому ты можешь обратиться за помощью помимо школы? Какая у тебя есть возможность, чтобы провести исследование на определенной базе?» (Группа в детском саду, студенты вуза, производственный коллектив.)
Пошаговая инструкция, чтобы подготовить проект
Чтобы вам достичь высоких результатов в работе со школьниками по проектам и повысить качество образовательного процесса, воспользуйтесь пошаговой инструкцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система проектной деятельности в географическом образовании
Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашей школы. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Считаю, что именно учебный прект - это совместная уч...
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и админ...
Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе
Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...
Использование потенциала дополнительного образования для создания системы проектной и учебно-исследовательской экологической работы в школе
Материал семинара...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...