Система проектной деятельности на уроках английского языка
статья по английскому языку
Система проектной деятельности на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_proektnoy_deyatelnosti.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рупышева Татьяна Геннадьевна
Учитель английского языка
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Система проектной деятельности на уроках английского языка
Приоритетной целью учителя английского языка в условиях введения ФГОС общего образования является развитие личности школьника , готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.
Практика показывает, что коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку является актуальным в средней общеобразовательной школе. В целом систематизация общей деятельности и определение ее взаимодействия с речевой деятельностью осуществляются на концептуальной основе, разработанной Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. А. Леонтьевым.
Системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения английским языком. Обучая английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу разносистемных факторов и признаков. Системность личноориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами английского языка.
Система формирования навыков проектной деятельности на уроках английского языка является эффективным способом оптимизации учебной деятельности, который достигается через системность, рациональное использование времени, контроль знаний лексических единиц, контроль объема монологической и письменной речи.
Метод проектов становится интегрированным компонентом в структурированной системе обучения английскому языку. Значимость метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Проанализируем систему деятельности учащихся и учителя при разработке проекта.
Система деятельности учащихся и учителя
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Поисковый | определение темы, выявление одной или нескольких проблем, выбор рабочих групп | уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблему | мотивируем учащихся, объясняет цели, наблюдает |
2.Конструктивный | анализ проблемы, выдвижения гипотез, обоснование каждой из гипотез | выдвигают гипотезы, формируют задачи | помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
4.Технологический | поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу, выполнения проекта | работа с информацией, синтезируют и анализируют идеи, проводят исследование, оформляют проект | направляет процесс анализа (если это необходимо) |
5.Защита проекта | представление результатов проектирования, оценка результатов | защищают проект, коллективная оценка результатов деятельности | участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования |
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности.
1 этап. Поисковый.
Данный этап проводится на вводном уроке при изучении новой темы Определяется тема, разрабатывается Mind-map - направления монологического высказывания по теме. По УМК Rainbow English тематика проектов распределена по изучаемым темам.
Анализируются этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Определяются количество участников и тип проекта. Выдвигаются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Активными методами обучения являются “мозговая атака”, brainstorm с последующим коллективным обсуждением.
II этап. Конструктивный.
Система проектной деятельности по английскому языку предполагает формирование лексических навыков по теме, совершенствование речевых навыков, работу с тематическим текстом.
1.Формирование лексических навыков. Особую значимость имеет работа над лексикой, так как словарный запас определяет уровень владения языком. Рассмотрим систему работы с лексическими единицами:
∙ дается высокий уровень лексических единиц;
∙ лексика вводится блоками;
∙ разрабатывается словарь по теме, подбираются фразы, стихи, пословицы;
∙ отрабатываются лексические единицы через активные формы обучения.
∙ проводится зачет по лексике по трем уровням владения лексическими единицами: чтение, говорение, письмо.
2. Совершенствование речевых навыков. Обсуждаются проблемных ситуаций – задания типа Why do you think so? Prove. Активизировать учащихся на уроке помогают приемы игровой технологии: ролевые моменты, драматизация, диалог, ролевая игра.
3. Работа с тематическим текстом. Текст как система речевого продукта носителей изучаемого английского языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нем как бы материализуются все другие системы. С позиций систем, в учебных целях моделируются такие тексты, которые являются образцами англоязычного общения и управляют процессом овладения и практикой англоязычного общения.
Как показывает опыт, школьники часто испытывают затруднения в том, чтобы составить содержательный диалог или целевое монологическое высказывание к определенной ситуации общения, однако систематизация текстов помогает снять определенные трудности.
Отправной точкой погружения в проектную деятельность, на наш взгляд, является текст, как источник создания собственного оригинального. На начальном этапе отрабатывается лексика из учебного текста (не через автоматическое заучивание, а путём изучения и толкования лексического значения слова), затем из текста извлекаются авторские идеи, выбираются личностно-значимые. На следующем этапе происходит адаптация изученной лексики к аналогичным текстам. Тщательная работа над лексикой по тексту позволяет учащимся в ходе презентации проектов активно участвовать в разворачивающихся дискуссиях, свободно выражать свои мысли на английском языке, так как языковой барьер преодолён.
III этап. Технологический.
Работа с проектами занимает особое место в системе работы приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что ученики делают свой выбор и проявляют инициативу.
На данном этапе при разработке проекта учащиеся:
∙ проводят самостоятельное исследование;
∙ решают актуальные проблемы;
∙ учатся в соответствии с его способностями;
∙ проявляют способности при решении задач более широкого спектра;
∙ устанавливают взаимодействия между собой.
Для выполнения проекта очень существенным является вопрос систематизации практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Система оформления проекта способствует развитию навыков письменной речи, использованию ИКТ.
IV. Заключительный этап.
На заключительном этапе проводится презентация и защита проекта, также предусматривается конкурс на лучшего оратора. Критерии по выявлению лучшего оратора:
∙ контроль объема монологической речи,
∙ темп речи,
∙ целенаправленность,
∙ логичность,
∙ структурность,
∙ выразительность речи,
∙ содержательность речи.
Стимулирующим фактором развития устной речи является диагностика объема монологического высказывания, о чем свидетельствует анализ развития объема высказываний у учащихся.
Оценка качества выполнения проекта предусматривает:
∙ оформление конечных результатов;
∙ подведение итогов, корректировка, окончательные выводы,
∙ выбор лучшего проекта.
Анализ выполнения проекта показывает:
∙ анализ полученных данных по представленной теме;
∙ формулирование выводов по проблеме;
∙ активизацию речевых навыков;
∙ расширение лексического запаса;
∙ развитие навыков общения;
∙ совершенствование навыков письменной речи;
∙ снятие психологического барьера при публичной защите проекта.
Результаты проектирования используются:
∙ на выставке проектов в классе,
∙ на школьной выставке,
∙ проводится публикация в школьной газете,
∙ демонстрируются перед родителями.
Во время презентации проекта предлагаем систему презентации и специальную терминологию для дискуссии.
Giving talks and presentations
∙ Introducing the topic:
∙ Today…
∙ I’m going to
∙ I’d like to
∙ Firstly
∙ After that
∙ Then
∙ Finally Introducing each section:
∙ So, let’s start with
∙ Now let’s move to
∙ I’d like to turn your attention to
∙ Finally Referring to common knowledge:
∙ I think you know
∙ I’m sure you are aware of the fact that Concluding:
∙ So, to summarize
∙ Tо sum up
∙ In conclusion
∙ In general
∙ That concludes my presentation
∙ If you have any questions I’ll be happy to answer .
Для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия:
а). Согласие: Yes, I think so too; I (absolutely) agree with you; I have the same problem.
б). Несогласие: No, I can’t say (that); I’m not sure (that); Sorry, I don’t think so.
При этом учащиеся не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному изложению мыслей, проводят рефлексию проделанной работы.
V этап. Ведение портфолио.
Одним из методов оценивания деятельности учащихся является портфолио.
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Учащиеся всех классов проявляют заинтересованность к ведению своего портфолио, используя современные информационные технологии, творческие способности, средства массовой информации, фотографии.
Важно, что метапредметные результаты формируются у школьников благодаря проектной деятельности:
∙ регулятивные УУД – умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия.
∙ познавательные УУД - осуществлять информационный поиск, решать проблемы творческого и поискового характера; оформлять результаты в виде материального продукта (рекламы, брошюры, книги);
∙ коммуникативные УУД – выражать свои мысли в соответствии с задачами межкультурного общения; умение публично выступать, эффективно сотрудничать с одноклассниками. Личностными результатами презентации проекта являются:
∙ осознание возможностей самореализации, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры;
∙ ценностное отношение к своей культуре и толерантное отношение к иной культуре; объективное оценивание своих возможностей.
Таким образом, коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у детей умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, формирует навыки систематической работы, что способствует повышению качества обученности по английскому языку.
В целом данный подход представляет собой модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов обучении и развитии. Принцип такого подхода для учащегося можно сформулировать следующим образом: «Я знаю последовательность работы по теме, умею работать самостоятельно, работать с источниками информации, могу разработать проект и публично защитить его».
Список литературы
1.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АртиГлассо, 2000.
2. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989
3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система сопровождения проектной деятельности на уроках английского язык, способствующей творческому самовыражению и личностному развитию учащихся»
Цель: Систематизировать опыт сопровождения этапов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка.Задача: ...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения
Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» . 5 класс ФГОС. По УМК авт.-сост. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. Количес...
Коллаборативное обучение в системе Edmodo как инструмент организации проектной деятельности на уроках английского языка
Данная платформа очень полезна и удобна. На ней могут работать учитель- ученикию Учитель-группа учеников или один ученик, а также их родители. Очень удобна для создания совместных проектов, групповой ...
Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».
Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы "Праздники в англоговорящих странах" автор...