Материк - Северная Америка
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Урок - игра по географии в 7 классе. Материал можно использовать, как урок - обобщение по теме материк - Северная Америка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra._materik_severnaya_amerika._7_klass.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра
На тему: «Материк Северная Америка».
«Познания и странствия неотделимы друг от друга».
К.Паустовский
Цели урока:
- Обучающая: закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы “Северная Америка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
- Развивающая: продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа; использовать презентацию.
- Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Оборудование урока:
- физическая карта Северной Америки;
- карта путешествия;
- картины объектов Северной Америки (г. Шелихов, Ниагарский водопад, каньон реки Колорадо, Кордильеры, Йеллоустонский национальный парк, природные зоны);
- дидактические материалы;
- контурные карты;
- эмблемы;
- мозаика карты Северной Америки;
- шкатулка;
- атлас
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель:
«Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но, какое - же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – спускаться с места вдаль,
Другой сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Ребята, перед путешествием я нашла шкатулку, в которой обнаружила записку со странными словами. Помогите, пожалуйста, разобраться и объяснить значение этих слов:
Лоцман - человек, который проводит корабли в опасных и трудных местах.
Люк - отверстие в палубе.
Миля - морская мера длины, равная 1852 метрам. Часто нас, моряков,
упрекают за то, что мы никак не перейдем на километры, а мы и не
собираемся, и вот почему: часть меридиана от экватора до полюса разделена
на 90 градусов и каждый градус на 60 минут. Величина одной минуты
меридиана как раз и составляет милю.
Трос - снасть, всякий канат, веревка, веревочка. Если веревка
привязана хотя бы одним концом к чему-нибудь на судне, она уже становится
частью такелажа.
Трюм - корабельное брюхо, помещение для груза на корабле.
Флюгер - легкий флажок на мачте для определения направления ветра.
Якорь - На этом слове удивительным образом замыкается круг морского
словаря, ибо якорь на голландском языке называется, произносится и пишется
точно так же, как и бочонок для вина - анкер, с которого начинался этот
словарик.
Фут - мера длины, около 30 сантиметров.
Штормтрап - веревочная лестница. По ней и в тихую погоду нелегко
взбираться, а в шторм и подавно. Особенно в зрелом возрасте!
Ну, что ж, думаю, что вы догадались, что наше путешествие будет морским.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. Вы только что изучили Северную Америку, у вас есть много отважных и любознательных ребят и поэтому я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? Путешествие сказочное, капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля 2 каюты, располагайтесь по удобнее.
Правила игры:
В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.
Успешно справившаяся с заданием команда награждается «орденом Врунгеля».
Не выполнившая задание команда получает «спасательный круг».
Награждение проводится после каждого задания.
Представление команд.
А теперь юные искатели приключений, в путь!
II. Обобщение, систематизация знаний.
Северная Америка - волшебный материк,
Как много интересного он в себе таит:
На востоке – равнины, на западе – горы,
Есть там реки, моря и озёра.
И как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.
И пока я вам читала это стихотворение, наш корабль отчалил от острова, а как он называется вам нужно узнать:
« На Аляску я летал,
Побывал в Исландии,
И, в конце концов, попал
В снежную…(Гренландию).
Учитель: Что вы знаете об этом острове?
Ответ учащегося: «Гренландия (по датски «гренланд» - зелёная страна) открыта в X веке. В Исландию приплыл изгнанный из Норвегии Эрик по прозвищу Рыжий. Но в Исландии неуживчивый викинг поссорился с колонистами, и его опять прогнали. Собрав ватагу храбрецов, Эрик отправился искать новые земли. После опасного и утомительного плавания беглецы увидели сверкающую на солнце неизведанную землю. В синем море плавали причудливые ледяные горы. В воздухе стоял птичий гомон. Эрик назвал открытую землю Зелёной страной (отсюда произошло название Гренландия)».
Мы плывём по сильному течению. Корабль начинает качать из стороны в сторону, и … карта нашего плавания падает со стола. От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим путь? Юнги, выручайте.
Задание:
- «Картографы». Собрать карту Северной Америки. (Используем мозаику Северной Америки).
- Назовите первого путешественника, открывшего Северную Америку:
а) Христофор Колумб;
б) Джон Кабот;
в) Америго Веспуччи;
г) Гудзон;
д) Маккензи;
е) Витус Беринг;
ж) Алексей Чириков;
з) Г.И.Шелихов;
и) Норманы.
- Найдите соответствия между названиями географических объектов береговой линии материка (нанесите на контурную карту):
- Крайний северный мыс;
- Крупный залив на юге материка;
- Пролив, отделяющий от Евразии;
- Крайний восточный мыс;
- Море на юго-востоке;
- Крайний южный мыс;
- Острова Карибского моря;
- Вытянутый полуостров на юго-западе;
- Архипелаг на севере;
- Море у берегов Гренландии;
- Крайний западный мыс.
а) Калифорния;
б) Сент-Чарльз;
в) Баффина;
г) Барроу;
д) Канадский Арктический;
е) Берингов;
ж) Мексиканский;
з) Большие Алеутские;
и) Саргассово;
к) Марьято;
л) Принца Уэльского.
- Установите соответствие между названиями островов и полуостровов (показать на карте), - работа с карточками:
- Острова;
- Полуострова.
а) Аляска;
б) Ванкувер;
в) Лабрадор;
г) Юкатан;
д)Ньюфаундленд;
е) Флорида;
ж) Куба;
з) Калифорния;
и) Виктория;
к) Баффинова Земля;
л) Гренландия.
Поиск клада продолжается, и вот мы уже вошли в Гудзонов залив. Мы попали на выставку картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Северной Америки, который изображён на картине и расскажете о нём (картины «В Кордильерах», «Ниагарский водопад», «Каньон реки Колорадо», «Йеллоустонский национальный парк»).
Задание:
- Рассказ по картине.
- Художникам – нарисовать портрет пирата.
Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Флорида. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.
Задание:
1. Что объединяет эти территории: Приатлантическая, Миссисипская, Примексиканская? Это:
а) возвышенности;
б) горные страны;
в) низменности.
2. Расположите природные зоны материка с севера на юг:
а) тайга;
б) Лесостепь;
в) лесотундра;
г) арктические пустыни;
д) переменно-влажные леса;
е) тундра;
ж) смешанные леса;
з) степь.
Внимание, экипаж!
Пираты взяли нас на абордаж (Плен)
Они прислали нам конверт,
А в нём пирата есть портрет.
Посмотрим, есть сходство или нет?
Зачитываем девиз пиратов:
Роджер на флаге,
Холодный расчет.
Сабля с мушкетом,
На месте своем.
Команда на взводе,
Шторма ни по чем.
Пиратской удаче,
Воздам я поклон.
и сравниваем портрет пирата с рисунками учащихся.
В конверте есть и «чёрная метка». На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы поможем им разобраться с картой. А вот и ключ к карте.
Задание:
- Северная Америка богата внутренними водами. Огромную водную систему образуют Великие озёра. Выберите их названия и найдите эти объекты на карте:
а) Мичиган;
б) Атабаска;
в) Эри;
г) Онтарио;
д) Виннипег;
е) Верхнее;
ж) Гурон;
б) Большое.
- Кордильеры, протянувшиеся на западном побережье хребтами различной формы, необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, называемыми:
а) моренами;
б) перевалами;
в) каньонами;
г) прериями.
Мы свободны, можем плыть дальше. От Панамского канала мы движемся на север материка по Кордильерам. В глубине гор мы остановились на станции “Минеральная”.
Задание:
Каждой команде даётся по одной минуте для того, чтобы написать наибольшее количество видов полезных ископаемых, расположенных в Кордильерах.
(Выигрывает та команда, у которой будет список длиннее. После окончания времени, капитаны отчитываются за всю команду).
Ребята, но на корабле опять возникли проблемы: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег острова Ванкувер.
Я получила сигнал с берега. У местных жителей, накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
Письма – небольшие карточки с записями.
Канада
- Включает материковую часть и архипелаг;
- На флаге – клиновый лист;
- Природа этой страны имеет много общего с нашей страной;
- Крупнейший производитель пшеницы;
- Коренные жители – индейцы и эскимосы;
- Два государственных языка;
- Население сосредоточено на юге страны;
- Лес – богатство страны;
- Национальный парк – Вуд Буффало;
- Столица – Оттава.
США
- Территория состоит из основной части, полуострова Аляски и Гавайских островов;
- На флаге 50 звёзд и 13 белых полос;
- Природа страны очень разнообразна;
- Население изготавливает на предприятиях самую разнообразную продукцию;
- Коренные жители – индейцы и эскимосы, много негров;
- Крупнейший город – Нью-Йорк;
- Половина населения проживает на востоке страны;
- Природные богатства способствуют развитию страны;
- Национальный парк – Йеллоустонский парк;
- Столица – Вашингтон.
(Идёт проверка писем).
Здоровье сберегающая физминутка:
Комплекс упражнений для глаз.
Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.
- Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Мир Америки ему знаком,
Он себя считает знатоком.
Попытайтесь – ка найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
Задание:
Выберите верные утверждения:
а) Пустыни Мексики – родина многих видов кактусов.
б) Нью-Йорк – столица США.
в) США – одна из самых развитых стран мира.
г) Каньон реки Колорадо имеет отвесные склоны разной окраски.
д) Скунс – удивительное животное Мексики.
е) Йоллоустонский национальный парк – второй в мире, основан в 1872 году.
ж) В Канаде два государственных языка – английский и французский.
з) Куба, Ямайка, Гватемала, Коста-Рика и другие страны относятся к Центральной Америке.
Итак, с заданием вы справились, и мы продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Александра.
Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад?
А вот, кажется, подсказка (свиток). Юнги, это послание капитана.
Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток – волшебный, он разворачивается только после разгадки литературных загадок, всех поочерёдно.
Попробуем, юнги?
Архипелаг Александра у нас впереди,
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому,
Кто знает – что, зачем и почему.
Литературную загадку отгадай,
И к кладу свой корабль направляй.
Задание:
- Рядом, рядом острова
Не один, даже не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные как никак,
Значит здесь … (Архипелаг).
- Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото).
- С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад).
- Много тысяч лет подряд
Снег идёт и сыплет град.
Слой достаточно велик,
С севера ползёт …(Ледник).
В конце списка крупными буквами написано название острова – Виктория. (Победа).
Юнги, теперь мы знаем названия острова и можем найти клад. Достаю контур Евразии (приклеен скотчем за картой).
Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок – контур Евразии? (Будем изучать этот материк на следующих уроках).
III. Подведём итог урока.
(Подведение итогов урока, поощрение команд, выставление оценок).
Я знала, всё у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Всем орденоносцам Врунгеля,
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контурные карты материка Северная Америка
В помощи учителю и ученикам......
Урок по теме "ГП, исследование и открытие материка Северная Америка"
Разработка урока по географии с приложениями (сформированы цели урока, ход урока рефлексия)...
Урок по теме "ГП, исследование и открытие материка Северная Америка"
Разработка урока по географии с приложениями (сформированы цели урока, ход урока рефлексия)...
Конспект урока «Географическое положение и природные особенности материка Северная Америка»
Данный конспект урока сотавлен с применением технологии РКМЧП...
Жизнь на материке Северная Америка.
Жизнь на материке Северная Америка....
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Презентация по теме "Географическое положение материка Северная Америка"
В презентации содержатся вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся по определению особенностей географического положения материка Северная Америка...