путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

урок квн по Африке, позволяет в игровой форме вспомнить весь материк

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn__po_geografii_v_7_klass13.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          КВН  ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.

Тема урока: «Путешествие по Африке» (по произведению К.И.Чуковского «Айболит»).

Задачи:    

- Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному  материку,  развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор.

- Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.

-  Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.

Оборудование: карточки с номерами команд; карточки с заданиями, настенные карты, физическая карта полушарий, Московской области, природных зон, геохронологическая таблица

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений К.И.Чуковского.

Сформированы 3 команды.

ХОД   УРОКА:

Учитель. Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны  и  континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако не всем удается стать путешественником.  Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие по Африке. Готовы ли вы испытать  трудности путешествия?  

Учитель:

- Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики, наизусть жирафики знают все об Африке. А как Вы знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это выяснить. Долгие месяцы и годы  были потрачены путешественниками для исследования материка.

( каждому ученику раздаются карточки).

Задание №1

Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.                                      

 Карточка №1              фамилия учащегося:

Исследователь

Район исследования

Генрих Барт (1821-1865)

1

Описал западное побережье Африки, обогнул южную оконечность континента

Васко да Гама                       (1469-1524)

2

Исследовал Сахару, саванны Судана, оз. Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар

Бартоломеу Диаш (1450-1500)

3

Изучил Северную Африку: Алжир, Ливия, Судан и бассейн Нила; оз.Виктория и Альберт; о. Занзибар

Давид Ливингстон                       (1813-1873)

4

Исследовал бассейн р. Конго, озера Виктория, Танганьика, Альберт; Судан; о. Занзибар

Генри Мортон Стенли

(1841-1904)

Описал территорию от пустыни Калахари до оз. Танганьика, от Индийского океана до бассейна р. Конго

В.В. Юнкер (1840-1892)

На кораблях обогнул Африку и внёс изменения на карту побережья материка.

(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий оценок на доске.

Учитель. Встали, кто выполнил задание на «5», « 4», на «3».

- А известно вам  имя сказочного героя, который был в Африке и лечил животных?                                        

- Кто написал это произведение? Какие книги этого автора Вы читали?

Учитель: А все началось с того, что

-Добрый доктор Айболит!

 Он под деревом сидит.

 Приходи к нему лечиться

 И корова, и волчица,

 И жучок, и червячок,

 И медведица!

 Всех, излечит, исцелит

 Добрый доктор Айболит!

И если перелистаем страницы произведения, следует текст…

- Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:

 Учитель:  доставлена телеграмма от Гиппопотама, в тексте просьба :

ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР  В АФРИКУ  СКОРЕЙ

И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.

Задание № 2                                                                                                                                                                                                  

1. Определить по атласу, из какой природной зоны прискакал шакал

2. От каких факторов зависит распределение природных зон?

3. По схеме доказать, что распределение природных зон зависит от географического положения и климата.

Капитаны команд выполняют практическую работу с использованием кальки и карт атласа - «климатические пояса» и «природные зоны». (Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и разными цветами обозначают изолинии климатических поясов и природных зон). Если верно выполнена работа, то видно, что климатические пояса и природные зоны почти совпадают.

Учитель: а теперь следующее задание № 3. Проанализировав приведённый текст, определите, о какой природной зоне идёт речь.

 1. Пророкатал первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходилось только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток. (Экваториальные влажные леса.)

  2. Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекая экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, безлистных кустарников, акаций до пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)

  3. Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыках которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Горячие ветры за короткое время  могут уничтожить весь урожай. (Тропический)

Учитель. Почему необходимо знать  климат и  природные зоны? Нам необходимо помочь Доктору, ведь он не знает этот материк, а Африка велика, огромна.

1. Какое место по площади занимает среди других материков?

2. Площадь Африки?

3. Какими океанами омывается?

Задание № 4

Определить протяженность Африки по 200 в.д.

Учитель.

Мы видим, какие впечатляющие размеры континента. Поэтому Айболит обеспокоен и задает вопросы:

«Только где же Вы живете?

На горе или в болоте?»

Звучит ответ: «Мы живем на Занзибаре,

Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - По

Где гуляет Гиппо - По,

По широкой Лимпопо».

Учитель. Давайте, поможем Доктору, выявим очаги заболевания и отметим их на карте.

Задание № 5. Представители команды на «немой» карте как можно точнее отмечают эти «районы бедствия».

Учитель. А теперь следующее задание №6: зная климат, природные зоны, выберите вещи, которые возьмете с собой  (в конвертах рисунки различных предметов) – это задание выполняют члены команд.                                                                                                          

Учитель: При этом важно самим не заболеть и вылечить животных. Давайте вспомним:

Задание № 7

1. Водятся ли в Африке мухи «людоеды»? Чем они опасны? Как их называют? - (мухи тумбу.) Они проникают под кожу человека, откладывают личинки. Вызывают мучительные боли.

2. Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил притворяется бревном? - (Нет. Так он крадется к своей жертве).

3. К каким еще неожиданностям мы должны быть готовы? (опасны различные инфекционные заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).

Учитель:

Из Коломны нет прямого сообщения с государствами Африки. И нам придется добираться до Москвы каким-либо видом транспорта.

Задание: №8.

Назвать вид транспорта, которым вы воспользуетесь, объясните свой выбор. Необходимо ответить на вопросы:

1. В каком направлении от Москвы находится Коломна?

2. В каком направлении  от Москвы находится Африка?

3. В каком направлении от Коломны находится Африка?

В путь!

Учитель:

- Но вот перед ними раскинулось море,

Бушует, шумит оно на просторе.

И горы встают у него  на пути

Задание № 9.

1. На карте показать и назвать это море (Средиземное)

2. Через какие заливы, проливы можно добраться в районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).

3. Какие горы «встали» на пути? (Атлас, Драконовы, Капские горы).

Учитель: Как мы с вами знаем, на формирование рельефа повлияло геологическое прошлое Земли. Используя геохронологическую таблицу и тектоническую карту атласа выполним

Задание №10

1. Назвать какую геологическую эру, данный материк  не прошел в своем развитии? (мезозой)

2. В основании материка расположена древнейшая платформа, какая? (Африкано-Аравийская).

3. Какие горы сформировались в палеозойскую и кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).

Учитель продолжает:

- И к полосатым бежит он тигрятам

- И бедным горбатым верблюжатам.

В этом фрагменте произведения спряталась ошибка. Подумайте, кому  Айболит не мог оказать помощь? (тиграм, они не обитают в Африке)

Учитель: А теперь отгадаем загадки. В ответах – названия растений, которые используются в народной медицине.

Задание №11

1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка).

2. В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.

Давление понижает и кровь оздоровляет.

Салат -  от ожиренья, а кровь от воспаления. (Свекла)

3. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды от оспы и чумы.

И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)

4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.

Семечки - деликатес, и глистам – противовес.

Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (Тыква).

5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.

Повышают аппетит, придают здоровый вид.

Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).

6.Форма семян – будто органы тела.

Издавна знахари знали все это.

Это – источник белка для спортсмена.

Это лекарство для органов тела.

Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.

От диабета спасение, и для толстушек лечение. (Фасоль).

(Как отгадана загадка – рисунок  растения демонстрируется).

Учитель: Пора возвращаться домой. Больным оказана помощь, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Африка. Давайте определим эти растения.

 

1. Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою гладкой, а разрежешь - посмотри - очень красный он внутри. (Арбуз)

2. Домашняя аптека в классе на окне - цветок домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)

3. У ягодки в серединке два зернышка половинки (кофе)  

4. Из луковицы в грядке цветочки по - порядку, а лист как меч зеленый. Украсит он газоны. (Гладиолус).

5. Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)  

6. Сено и веники, крупы и сладости. С каждой метелочкой множество радости. (Сарго)

(После каждой отгаданной загадки демонстрируется слайд  растения).

Подведение итогов.

Литература:

1. В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А Щенев. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2006.

2.О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в таблицах и диаграммах. - М. АСТ. Астрель. Хранитель, 2007.(Школьная программа). С.11-12

3.В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.С.31, с.104-109

4.Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...

путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"

Данный материал можно использовать в рамках недели"География, или на уроке учета знаний по данному материку. Данный урок-КВН удачно "вписывается" в программу, т.к. это и путешествие по природным зонам...

Путешествие по самому драгоценному произведению природы – здоровью.

Развлекательно  - познавательная игра по станциям на спортивную тему....

Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")

Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав...

Путешествие по произведениям И.А.Крылова

Методический материал к уроку литературы в 5-6 классе....

Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"

Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...


 

Комментарии

Первый материк с которым знакомятся подробно учащиеся. Как проведешь первые уроки , зависит многое.Заинтересуешь- будут готовить доклады , презинтации