путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
урок квн по Африке, позволяет в игровой форме вспомнить весь материк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn__po_geografii_v_7_klass13.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.
Тема урока: «Путешествие по Африке» (по произведению К.И.Чуковского «Айболит»).
Задачи:
- Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному материку, развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор.
- Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
- Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.
Оборудование: карточки с номерами команд; карточки с заданиями, настенные карты, физическая карта полушарий, Московской области, природных зон, геохронологическая таблица
Оформление: рисунки, сюжеты из произведений К.И.Чуковского.
Сформированы 3 команды.
ХОД УРОКА:
Учитель. Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако не всем удается стать путешественником. Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие по Африке. Готовы ли вы испытать трудности путешествия?
Учитель:
- Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики, наизусть жирафики знают все об Африке. А как Вы знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это выяснить. Долгие месяцы и годы были потрачены путешественниками для исследования материка.
( каждому ученику раздаются карточки).
Задание №1
Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.
Карточка №1 фамилия учащегося:
Исследователь | № | Район исследования | № |
Генрих Барт (1821-1865) | 1 | Описал западное побережье Африки, обогнул южную оконечность континента | |
Васко да Гама (1469-1524) | 2 | Исследовал Сахару, саванны Судана, оз. Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар | |
Бартоломеу Диаш (1450-1500) | 3 | Изучил Северную Африку: Алжир, Ливия, Судан и бассейн Нила; оз.Виктория и Альберт; о. Занзибар | |
Давид Ливингстон (1813-1873) | 4 | Исследовал бассейн р. Конго, озера Виктория, Танганьика, Альберт; Судан; о. Занзибар | |
Генри Мортон Стенли (1841-1904) | Описал территорию от пустыни Калахари до оз. Танганьика, от Индийского океана до бассейна р. Конго | ||
В.В. Юнкер (1840-1892) | На кораблях обогнул Африку и внёс изменения на карту побережья материка. |
(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий оценок на доске.
Учитель. Встали, кто выполнил задание на «5», « 4», на «3».
- А известно вам имя сказочного героя, который был в Африке и лечил животных?
- Кто написал это произведение? Какие книги этого автора Вы читали?
Учитель: А все началось с того, что
-Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех, излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И если перелистаем страницы произведения, следует текст…
- Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:
Учитель: доставлена телеграмма от Гиппопотама, в тексте просьба :
ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР В АФРИКУ СКОРЕЙ
И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.
Задание № 2
1. Определить по атласу, из какой природной зоны прискакал шакал
2. От каких факторов зависит распределение природных зон?
3. По схеме доказать, что распределение природных зон зависит от географического положения и климата.
Капитаны команд выполняют практическую работу с использованием кальки и карт атласа - «климатические пояса» и «природные зоны». (Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и разными цветами обозначают изолинии климатических поясов и природных зон). Если верно выполнена работа, то видно, что климатические пояса и природные зоны почти совпадают.
Учитель: а теперь следующее задание № 3. Проанализировав приведённый текст, определите, о какой природной зоне идёт речь.
1. Пророкатал первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходилось только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток. (Экваториальные влажные леса.)
2. Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекая экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, безлистных кустарников, акаций до пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)
3. Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыках которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Горячие ветры за короткое время могут уничтожить весь урожай. (Тропический)
Учитель. Почему необходимо знать климат и природные зоны? Нам необходимо помочь Доктору, ведь он не знает этот материк, а Африка велика, огромна.
1. Какое место по площади занимает среди других материков?
2. Площадь Африки?
3. Какими океанами омывается?
Задание № 4
Определить протяженность Африки по 200 в.д.
Учитель.
Мы видим, какие впечатляющие размеры континента. Поэтому Айболит обеспокоен и задает вопросы:
«Только где же Вы живете?
На горе или в болоте?»
Звучит ответ: «Мы живем на Занзибаре,
Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо - По
Где гуляет Гиппо - По,
По широкой Лимпопо».
Учитель. Давайте, поможем Доктору, выявим очаги заболевания и отметим их на карте.
Задание № 5. Представители команды на «немой» карте как можно точнее отмечают эти «районы бедствия».
Учитель. А теперь следующее задание №6: зная климат, природные зоны, выберите вещи, которые возьмете с собой (в конвертах рисунки различных предметов) – это задание выполняют члены команд.
Учитель: При этом важно самим не заболеть и вылечить животных. Давайте вспомним:
Задание № 7
1. Водятся ли в Африке мухи «людоеды»? Чем они опасны? Как их называют? - (мухи тумбу.) Они проникают под кожу человека, откладывают личинки. Вызывают мучительные боли.
2. Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил притворяется бревном? - (Нет. Так он крадется к своей жертве).
3. К каким еще неожиданностям мы должны быть готовы? (опасны различные инфекционные заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).
Учитель:
Из Коломны нет прямого сообщения с государствами Африки. И нам придется добираться до Москвы каким-либо видом транспорта.
Задание: №8.
Назвать вид транспорта, которым вы воспользуетесь, объясните свой выбор. Необходимо ответить на вопросы:
1. В каком направлении от Москвы находится Коломна?
2. В каком направлении от Москвы находится Африка?
3. В каком направлении от Коломны находится Африка?
В путь!
Учитель:
- Но вот перед ними раскинулось море,
Бушует, шумит оно на просторе.
И горы встают у него на пути
Задание № 9.
1. На карте показать и назвать это море (Средиземное)
2. Через какие заливы, проливы можно добраться в районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).
3. Какие горы «встали» на пути? (Атлас, Драконовы, Капские горы).
Учитель: Как мы с вами знаем, на формирование рельефа повлияло геологическое прошлое Земли. Используя геохронологическую таблицу и тектоническую карту атласа выполним
Задание №10
1. Назвать какую геологическую эру, данный материк не прошел в своем развитии? (мезозой)
2. В основании материка расположена древнейшая платформа, какая? (Африкано-Аравийская).
3. Какие горы сформировались в палеозойскую и кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).
Учитель продолжает:
- И к полосатым бежит он тигрятам
- И бедным горбатым верблюжатам.
В этом фрагменте произведения спряталась ошибка. Подумайте, кому Айболит не мог оказать помощь? (тиграм, они не обитают в Африке)
Учитель: А теперь отгадаем загадки. В ответах – названия растений, которые используются в народной медицине.
Задание №11
1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка).
2. В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.
Давление понижает и кровь оздоровляет.
Салат - от ожиренья, а кровь от воспаления. (Свекла)
3. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды от оспы и чумы.
И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)
4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.
Семечки - деликатес, и глистам – противовес.
Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (Тыква).
5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.
Повышают аппетит, придают здоровый вид.
Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).
6.Форма семян – будто органы тела.
Издавна знахари знали все это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это лекарство для органов тела.
Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.
От диабета спасение, и для толстушек лечение. (Фасоль).
(Как отгадана загадка – рисунок растения демонстрируется).
Учитель: Пора возвращаться домой. Больным оказана помощь, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Африка. Давайте определим эти растения.
1. Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою гладкой, а разрежешь - посмотри - очень красный он внутри. (Арбуз)
2. Домашняя аптека в классе на окне - цветок домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)
3. У ягодки в серединке два зернышка половинки (кофе)
4. Из луковицы в грядке цветочки по - порядку, а лист как меч зеленый. Украсит он газоны. (Гладиолус).
5. Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)
6. Сено и веники, крупы и сладости. С каждой метелочкой множество радости. (Сарго)
(После каждой отгаданной загадки демонстрируется слайд растения).
Подведение итогов.
Литература:
1. В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А Щенев. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2006.
2.О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в таблицах и диаграммах. - М. АСТ. Астрель. Хранитель, 2007.(Школьная программа). С.11-12
3.В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.С.31, с.104-109
4.Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...
путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"
Данный материал можно использовать в рамках недели"География, или на уроке учета знаний по данному материку. Данный урок-КВН удачно "вписывается" в программу, т.к. это и путешествие по природным зонам...
Путешествие по самому драгоценному произведению природы – здоровью.
Развлекательно - познавательная игра по станциям на спортивную тему....
Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")
Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав...
Путешествие по произведениям И.А.Крылова
Методический материал к уроку литературы в 5-6 классе....
Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"
Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...
Тема «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
цель урока - применение знаний на практике...
Комментарии
Африка