сценарий урока "Ветер" в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Щегловская Марина Владимировна

полный подробный конспект урока в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka_veter.rar25.53 КБ
Файл instrukcionnaya_karta.rar6.9 КБ
Файл slovarnaya_rabota_veter.rar5.31 КБ
Файл zaryadka_dlya_glaz.rar940.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 2

муниципального образования Усть–Лабинский район.

        

                           Конкурс профессионального

                           мастерства педагогов

                          « Мой лучший урок».

                         Направление: естественно-научное.

                         Предмет:  география.

                        Тема: «Ветер».

                         Класс: 6

                              Учитель географии  Щегловская Марина Владимировна

г. Усть-Лабинск

2012 год

Урок географии в 6 классе по теме: "Ветер"

Цели и задачи:

  1. сформировать понятия о ветре, причинах его появления, видах ветра, классификации по шкале Бофорта, определить значение ветра для человека и природы.
  2. Учить определять направление и скорость ветра, формировать умение строить «розу ветров».
  3. Развивать у учащихся мировоззрение, понимание взаимосвязи между компонентами и явлениями в природе на примере раскрытия связей между разницей атмосферного давления и силой ветра.
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.

Планируемые результаты: научить детей различать виды ветров, характеризовать причины возникновения ветра, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании явлений природы.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Деятельность учителя

Формируемые УУД учащихся

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

-Что такое атмосферное давление?

-Как и почему изменяется атмосферное давление с высотой?

-Как связано атмосферное давление с температурой воздуха?

Слайд № 3.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 4.

Интеллектуальная атака: 

1.Какую оболочку вы сейчас изучаете?
2. Что такое атмосфера?
3. Каковы свойства воздуха?
4. От чего зависит температура воздуха?
5. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?

  1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

 Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 II.   Актуализация и пробное учебное действие.

Слайд № 2. (презентация «Ветер»).

Выполнить задания теста «Атмосферное давление» в классмэйтах.

Физкультминутка для глаз.

III.  Выявление места и причины затруднения .

Слайд № 6.

 Тема урока «Ветер».

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

А кто знает загадки о ветре?

-Что за слабый ветерок паруса надуть не смог? (Штиль).

-Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился с столбом до неба взвился? (Смерч).

-Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел. И куда Нептун смотрел? (Шторм, буря).

2. Ребята, что вы хотели бы узнать о ветре ? (Какой бывает, откуда берётся, чем измеряется…)

-

IV. Построение проекта выхода из затруднения .

 - А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

-  Предметом нашего сегодняшнего исследования будет ветер, причины его возникновения, его виды. Давайте приступим к исследованию.

V.  Реализация построенного проекта .

-Что такое ветер? Как он образуется?

Слайды № 8.

В жаркий летний день, придя на море, вы ощущаете прохладу. Это морской бриз, который дует с моря. Так как тёплый воздух над сушей легче, поднимаясь вверх, он уступает место прохладному воздуху с моря. Над сушей в этот момент образуется зона низкого давления. И поток воздуха восходящий.

Слайд № 9.

 Ночью суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления. А над морем, нагретая за день поверхность воды, отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.

Слайд № 10, 11.

Бриз меняет направление два раза в сутки.

Слайд № 12.

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина – разница в атмосферном давлении.

Слайд № 13.

На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются муссонами. [1, с.117]. Прочитайте в учебнике о муссонах и расскажите, как они образуются.

Слайды № 14, 15, 16, 17, 18. Виды ветров: пассаты, фён, бора, тайфун.( приложение 2).

Слайд № 19.

Ветер просто необходим всем живым организмам на земле: он переносит влагу с океана на сушу, образует океанические течения. Ветер вращает лопасти мельниц и ветряных электростанций, надувает паруса парусных судов и парашюты, переносит шары воздухоплавателей, способствует размножению растений, перенося их семена…

Слайд № 20.

Но ветер может приносить беду: наводнения, ураганы, смерчи, штормы…

Слайд № 21, 22.

Шкала Бофорта.  Анализ форзаца 2 учебника. Рассказ учащихся по картинкам форзаца. Британский адмирал Френсис Бофорт разработал классификацию ветров по силе. Согласно его таблице существует 12 видов ветров по силе. В американской таблице 17 видов ветров.

Слайд № 23.

Направление ветра – это направление, откуда он дует.

Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.

Ребята, какие названия бывают у направлений ветра?  (северо-западный, юго-восточный…) Существуют условные обозначения направлений ветра. Например:

Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. Слайд № 24.

Направление ветра можно определить по флюгеру, а силу по анемометру. Остриё стрелки флюгера показывает, откуда он дует. Есть прибор, который одновременно показывает и направление, и силу ветра. Это флюгер-анемометр. Сила ветра измеряется  м /сек.

Слайд № 25.

Измерение скорости ветра производят прибором – анемометром.
Направление ветра определяют с помощью
флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера. Силу ветра измеряют анемометром.

Слайд № 26.

Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по специальному графику, называемому розой ветров.

Демонстрация принципа построения розы ветров.

Алгоритм построения розы ветров.[2, с 222].

  1. Начертить основу для построения розы ветров, которая представляет собой восемь перекрещивающихся линий с отмеченными сторонами горизонта – основными и промежуточными.
  2. Линии разделить на равные отрезки – один отрезок равен одному дню.
  3. Отложить по линиям  количество отрезков, равное количеству дней с данным направлением ветров. Счет отрезков вести от середины, т.е. от точки пересечения линий.
  4. Количество дней с северным ветром отложить на линии, направленной на север, с южным – на юг и т.д.
  5. Точки последовательно соединить по линейке по конечным точкам отсчета.
  6. Если отсутствует какое-либо направление ветра, то точка на данном направлении не ставится и при соединении точек по данному направлению делается пропуск.

Какой вывод можно сделать по данной розе ветров. Как вы думаете, для чего нужно высчитывать преобладающие направления ветров?

Слайд № 27.

VII.  Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Задание: На инструкционных картах (приложение 1) в таблице распределить количество дней в месяце, в направлении которых дул ветер. Поменяться с соседом по парте картами и построить розу ветров по заданным параметрам. Затем снова поменяться картами и проверить правильность выполнения работы. Поставьте оценку за работу своему товарищу.

VIII. Включение в систему знаний.

Слайд № 28.

Вывод: «роза ветров» - главный помощник в определении направления ветра, имеющего большое значение в формировании погоды.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд № 29.

Викторина.

  1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения атмосферного давления.
  4. Прибор для определения температуры воздуха.
  5. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
  6. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
  7. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
  8. Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли.

  1. Итог урока.

Слайд № 30.

Домашнее задание.

§ 38, тест « Ветер»  на сайте http://sdo.rusal.ru/default.aspx.  (приложение 3).

Личностные (принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения.)

Познавательные (определять и формулировать цель деятельности на уроке)

Коммуникативные (донести свои мысли до других и умение оформлять в  устной  речи)

Регулятивные УУД

(анализировать  полученный материал)

Познавательные (ориентироваться в своей системе  знаний; проводить анализ знаний)

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

Познавательные (делать выводы в результате совместной работы учителя и класса)

Учащиеся учатся работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формируют выводы.

Развитие коммуникативных умений.

Выводы детей

Задание для самостоятельной  обработки материала

На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Выводы по результатам исследований

Познавательные (умение ориентироваться в новом материале)

Коммуникативные (донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме; совместно с одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке)

Список использованных источников.

  1. Учебник: Т.П.Герасимова ,Н.П. Неклюкова . Начальный курс географии. Москва. «Дрофа»,2008г.
  2. Атлас.
  3. Поурочные разработки по географии. Физическая география. 6 класс, Н.А. Никитина, Е.А. Жижина, Москва, ВАКО, 2010.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Инструкционная карта.

С

      СЗ                                       СВ

З        В

       ЮЗ                                ЮВ

Ю

с

ю

з

в

сз

св

юз

юв



Предварительный просмотр:

РОЗА ВЕТРОВ       ФЁН         БРИЗ              

МУССОН          СМЕРЧ           ФЁН    

БОРА         САМУМ         ТАЙФУН            

ТОРНАДО     ПАССАТ   ФЛЮГЕР

 

ШКАЛА   БОФОРТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса "Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Сценарий мастер-класса "Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни" на областной конкурс "Лучший воспитатель" классного руководителя Охотиной З.Р.Цель данного мероприятия - актуализация  те...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

Сценарий мастер - класса "Вытыканка"

Материал использован для проведения мастер - класса для учителей школы....

Сценарий мастер-класса "Наше сердце" на конкурс учитель года

Сценарий мастер-класса в технологии творческих мастерских для конкурса "Учительгода"....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”Практическая часть План...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...