Урок Ветер
материал (география, 7 класс) по теме
Учебное занятие «Ветер» для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской программой курса географии для 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронов, Л.Е.Савельева .
Вид занятия: урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_veter.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе
Ветер
Учебное занятие «Ветер» для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской программой курса географии для 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронов, Л.Е.Савельева .
Вид занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Межпредметные связи: математика, физика
Методы обучения:
-актуализация опорных знаний;
-создание проблемной ситуации;
-постановка учебной проблемы;
-объяснительно – иллюстративный;
-практическая работа.
Цель урока:
- сформировать представление о ветре, как природном явлении.
Задачи:
1) образовательные:
- сформировать представления о ветре и причинах его возникновения;
- ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
- 2) развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;
- развивать умение у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать практические умения;
- развивать умение логически мыслить и делать выводы;
3) воспитательные:
- способствовать формированию интереса к предмету;
- способствовать формированию коммуникативных умений учащихся.
Ожидаемые результаты: |
Учащиеся должны знать и уметь:
|
Оборудование : интерактивная доска, лазерный диск Кирилла и Мефодия, флюгер, физическая карта полушарий, календари наблюдений, шкала Бофорта
Ход урока
- Организационный момент
1.Приветствие.
I. Основная часть
- Мотивационный этап
Проблемная ситуация:
Это было во время Великой Отечественной войны. Нужно было разбросать листовки в оккупированном немцами городе, но фашисты установили жёсткий контроль. Маленькому мальчику удалось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой не работала с начала войны. Объясните, какую закономерность он использовал?
(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении).
Учитель отмечает, что воздух движется из области высокого давления в область низкого в вертикальном направлении.
- Активизация опорных знаний:
Учитель: Как нагревается земная поверхность и атмосфера? (Неравномерно; разный угол падения солнечных лучей).
- Постановка учебной задачи
Учитель: Отгадайте загадку и определите тему нашего урока:
Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
.К земле траву приклоняет.
(Ветер)
Учитель:
Сегодня на уроке речь пойдет о ветре.
Учитель: Что вы знаете о ветре?
Деятельность учащихся: учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель: Воздух тропосферы может перемещаться вертикально и горизонтально.
Работа с учебником.
Задание 1.Прочитайте определение в учебнике и запишите его в тетрадь.
Ветер – это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область низкого давления.
Задание 3. Назовите основную причину образования ветра.
Деятельность учащихся: высказывают свои мысли.
Учитель: Причина перемещения воздуха – различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности. Слайд
Ребята, запомните, ветер дует из области высокого давления в область низкого давления. (ВД – НД)
Подумайте и определите, в каком направлении дует ветер?
А.744 мм рт. ст. Б. 765мм рт. с.т.
Ответы учащихся.
Работа в тетради.
Определите направление ветра
(ВД – НД)
А.752 мм рт. ст. Б. 762 мм рт. ст.
А.763 мм.рт.ст. Б. 743мм.рт.ст.
Проверка и оценка.
Задание №4
Работа с учебником.
Назовите основные характеристики ветра. Слайд
Учащиеся: Ветер
скорость ↔ направление
Задание № 5
Как правильно определить направление ветра?
Учащиеся: Направление определяется по сторонам горизонта, в зависимости от того, откуда дует ветер. Слайд
Учитель: Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то ….. (продолжите)
Вопросы:
Как будет называться ветер, дующий с востока?
Как называется ветер, дующий с запада?
Задание № 6.
Прочитайте текст параграфа на стр. 110, ответьте на вопрос: от чего зависит скорость ветра?
Проверка выполнения задания.
Таким образом, чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость.
Решение задач. ( работа по вариантам)
В каком случае ветер, возникающий между пунктами А и Б, будет сильнее?
1 вариант А. 760 мм рт. ст. А – Б 758 мм рт. ст.
2 вариант Б. 765 мм рт. ст. А –Б 738 мм рт. ст.
3 вариант В. 765 мм рт. ст. А –Б 760 мм рт. ст.
Проверка выполнения задания.
Учитель: Мы с вами заговорили о скорости ветра, а как же она определяется?
Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра и рассматривается по шкале Бофорта. Эту шкалу предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом.
Задание: Используя шкалу Бофорта охарактеризуйте, как скорость ветра влияет на силу, с которой он действует на наземные предметы. Слайд
Учитель: Определите, какой силы ветер изображен (учебник стр. 110, рис. 102).
Интересный факт: Самое ветреное место на земле находится в Антарктиде, 300 дней в году ветры достигают 90 м/с. Слайд
Учитель: Направление ветра определяется с помощью флюгера. Более точные измерения скорости производят с помощью анемометра
( демонстрация флюгера). Слайд .
- Обучающая практическая работа
Учитель: Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые графики, которые называют «розы ветров». Их можно строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года.
Задание: Используя данные ваших календарей погоды, построим график - «розу ветров» за сентябрь 2012 г.
Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях. Слайд
Вычертите основные и промежуточные стороны горизонта.
2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.
3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях
Деятельность учащихся: вносят данные в таблицу на доске.
Направление ветра | |||||||
С | Ю | З | В | СЗ | СВ | ЮЗ | ЮВ |
Количество дней с ветром такого направления | |||||||
0 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 6 | 4 |
4.На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
5.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра (штиль).
6. Записывают вывод. Ветры каких направлений преобладали в сентябре.
Сколько дней в месяце ветер отсутствовал?
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Переход к новой учебной задаче.
Учитель: На Земле существуют очень разнообразные ветры, которые образуются на определенных территориях. Есть такой ветер – бриз, что в переводе с французского означает "легкий ветер". Слайд
Наша задача определить, как образуется данный ветер? Слайд
Анализ текста и рисунка 104(а) на стр. 112
Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.
Бриз – это ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря, а ночью – с суши. Слайд
Учитель: На границах материков и океанов, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год.
Муссон в переводе (от араб. маусим) означает «сезон» Слайд
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Прочитайте о муссонах в учебнике на стр.111 и расскажите, как они образуются. Слайд
Учитель: запишите определение в тетрадь.
Деятельность учителя: Давайте подведём итог.
Какие ветры образуются на поверхности Земли? Слайд
Назовите виды ветров.
Что общего у муссонов с бризами?
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
- Этап закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала.
- Учитель: найдите соответствие
| А.Бриз |
| Б.Флюгер |
| В .Ветер |
| Г. Муссоны |
| Д. Барометр |
Деятельность учителя: предлагает взаимопроверку результатов работы.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы , проверяют.
6.Подведение итогов занятия.
Учитель: На этом наш урок подходит к завершению.
Выставление оценок. Анализ и оценка - успешность достижения цели.
7.Рефлексивный этап . Закончи предложения:
Сегодня я узнал ……………..
Было интересно ……………..
Я удивился ……………………….
Теперь я умею ……………………
Больше всего понравилось………………………..
8.Домашнее задание: § 29
Дифференцированное задание с учетом интереса учащихся.
1.Найти загадки, поговорки о ветре.
2.Подготовить информацию о значении ветра в природе.
Литература:
1.В.П.Дронов. География. Землеведение. 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2009 г.
2.Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.; «Вако», 2008 г.
Приложение
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок:"Ветер"
Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию...
сценарий урока "Ветер" в 6 классе
полный подробный конспект урока в 6 классе....
Презентация к уроку. Ветер
Презентация рассказывает об образовании ветра. Знакомит с бризами, муссонами, розой ветров....
презентация к уроку "Ветер"
Презентация содержит иллюстративный материал, помогающий проверить ранее полученные знания, закрепить новый материал....
Конспект урока "Ветер"
Конспект урока "Ветер"...
урок Ветер
Данный урок раскрывает всю сущность работы учитель и ученик. Урок составлен по новым требованиям ФГОСС. Данный урок участвовал в конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок"....
Технологическая карта по теме урока "Ветер"
Технологическая карта по теме урока в 6 классе "Ветер" Урок по ФГОС...