Урок Ветер
материал (география, 7 класс) по теме

 

Учебное занятие  «Ветер»  для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской  программой курса  географии для 6 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией  В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева .

Вид занятия: урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_veter.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе

Ветер

Учебное занятие  «Ветер»  для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской  программой курса  географии для 6 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией  В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева .

Вид занятия: урок

Тип  урока:  урок изучения нового материала

Межпредметные связи:  математика, физика

Методы  обучения:

-актуализация опорных знаний;

-создание проблемной ситуации;

-постановка учебной проблемы;

-объяснительно – иллюстративный;

-практическая работа.

 Цель урока:

  1. сформировать представление о ветре, как природном явлении.

Задачи:
1) образовательные:

  1. сформировать представления о ветре и причинах его возникновения;
  2. ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
  3. 2) развивающие:
  1. развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;
  2.  развивать умение  у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать  практические умения;
  3. развивать умение логически мыслить и делать выводы;

3) воспитательные:

  1. способствовать формированию интереса к  предмету;
  2. способствовать формированию коммуникативных умений учащихся.

Ожидаемые результаты:

 Учащиеся должны знать и уметь:

  1. знать определение «ветер» и причины его возникновения,
  2. объяснять особенности образования бризов и муссонов; выявлять черты сходства и различия;
  3. определять направление ветров, силу ветра по местным признакам, прогнозировать изменение погоды своей местности по данным показателям;
  4. определять зависимость между величиной разницы атмосферного давления и скоростью и силой ветра;
  5. уметь пользоваться приборами ( флюгером).
  6. уметь строить «розу ветров», читать и анализировать ее;
  7.  знать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование : интерактивная доска,  лазерный диск Кирилла и Мефодия, флюгер, физическая карта полушарий,  календари наблюдений, шкала Бофорта

Ход урока

  1. Организационный момент 

1.Приветствие.

    I. Основная часть

  1. Мотивационный этап

    Проблемная ситуация:

Это было во время Великой Отечественной войны. Нужно было разбросать листовки в оккупированном немцами  городе, но фашисты установили жёсткий контроль. Маленькому мальчику удалось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы,  печь которой не работала с начала войны. Объясните, какую закономерность он использовал?

(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении).

Учитель отмечает, что воздух движется из области высокого давления в область низкого в вертикальном направлении.

  1. Активизация опорных знаний:

Учитель:    Как нагревается земная поверхность и атмосфера?  (Неравномерно;  разный угол падения солнечных лучей).

  1. Постановка учебной задачи

    Учитель: Отгадайте  загадку и  определите тему  нашего урока:

                                                 Без рук, без ног,

                                                 По полю рыщет,

                                                 Поёт да свищет,

                                                 Деревья ломает,

                                                .К земле траву приклоняет.

 (Ветер)

Учитель:  

Сегодня на  уроке речь пойдет о ветре.

Учитель: Что вы знаете о ветре?

Деятельность учащихся:  учащиеся высказывают свои мысли.

Учитель:   Воздух тропосферы может перемещаться   вертикально и горизонтально.

 Работа с учебником. 

Задание  1.Прочитайте определение в учебнике и запишите  его в тетрадь.  

Ветер – это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область низкого давления.

Задание 3. Назовите основную причину образования ветра.

Деятельность учащихся:  высказывают свои мысли.

Учитель: Причина перемещения воздуха – различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.   Слайд

Ребята, запомните,  ветер  дует из области высокого давления в область низкого давления. (ВД – НД)

Подумайте и определите, в каком направлении   дует ветер?  

А.744 мм  рт. ст.            Б. 765мм рт. с.т.

Ответы учащихся.

Работа в тетради.  

Определите направление ветра

 (ВД – НД)

А.752 мм рт. ст.             Б. 762 мм рт. ст.

А.763 мм.рт.ст.              Б. 743мм.рт.ст.  

Проверка и  оценка.

Задание  №4

Работа с учебником. 

Назовите основные характеристики  ветра.  Слайд  

 Учащиеся:              Ветер  

                  скорость  ↔ направление

Задание  № 5

Как правильно определить направление ветра?  

Учащиеся: Направление определяется по сторонам горизонта, в зависимости от того, откуда дует ветер. Слайд  

Учитель: Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то ….. (продолжите)

 Вопросы:

Как будет называться ветер, дующий с востока?

Как называется ветер,  дующий с запада?

Задание № 6.

Прочитайте  текст параграфа на стр. 110, ответьте на вопрос: от  чего зависит скорость ветра?

Проверка выполнения задания.

Таким образом, чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость.

Решение задач. ( работа по вариантам)

В каком случае ветер, возникающий между пунктами А и Б, будет сильнее?

1 вариант  А. 760  мм рт. ст.       А – Б    758   мм рт. ст.  

2 вариант  Б. 765   мм рт. ст.       А –Б    738    мм рт. ст.

3 вариант  В. 765   мм рт. ст.       А –Б     760   мм рт. ст.    

Проверка  выполнения задания.

Учитель: Мы с вами заговорили о скорости ветра, а как же она определяется?

Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра и рассматривается по шкале Бофорта. Эту шкалу предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом.

Задание: Используя шкалу Бофорта охарактеризуйте, как скорость ветра влияет на силу, с которой он действует на наземные предметы. Слайд

Учитель: Определите, какой силы ветер изображен (учебник стр. 110, рис. 102).

Интересный факт: Самое ветреное место на земле находится в Антарктиде, 300 дней в году ветры достигают 90 м/с. Слайд

Учитель: Направление ветра определяется  с  помощью флюгера. Более точные измерения скорости производят с помощью анемометра

( демонстрация флюгера). Слайд .

  1. Обучающая  практическая работа

Учитель:  Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые  графики, которые называют «розы ветров». Их можно строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года.

 Задание: Используя данные ваших  календарей  погоды, построим  график  -  «розу ветров»  за сентябрь 2012 г.
Деятельность учащихся:  выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях. Слайд

Вычертите основные и промежуточные стороны горизонта.

2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.

3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях

Деятельность учащихся: вносят данные в таблицу  на доске.

Направление ветра

С

Ю

З

В

СЗ

СВ

ЮЗ

ЮВ

Количество дней с ветром такого направления

0

2

5

2

2

2

6

4

4.На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра (штиль).

6. Записывают вывод. Ветры каких направлений преобладали  в сентябре.

Сколько дней в месяце ветер отсутствовал?
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Переход к новой учебной задаче.

Учитель: На Земле существуют очень разнообразные  ветры, которые образуются   на определенных территориях. Есть такой ветер – бриз, что  в переводе с французского означает "легкий ветер". Слайд

Наша  задача определить, как образуется данный  ветер? Слайд

Анализ текста и рисунка 104(а)  на стр. 112

Учитель: Мы с вами рассмотрели образование  дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.

Бриз – это ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря, а ночью – с суши. Слайд

Учитель: На границах материков и океанов, образуются ветры, которые меняют  своё направление два раза в год.

Муссон в переводе (от араб. маусим) означает «сезон» Слайд

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя. 

Прочитайте о муссонах  в учебнике на стр.111 и расскажите, как они образуются. Слайд

Учитель: запишите определение в тетрадь.

Деятельность учителя: Давайте подведём итог.

 Какие ветры образуются на поверхности Земли? Слайд

Назовите виды ветров. 

Что общего у муссонов с бризами?
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя. 

  1. Этап закрепления полученных знаний и  проверки степени усвоения материала.
  2. Учитель: найдите соответствие
  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.

А.Бриз

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления  к местам низкого давления.

Б.Флюгер

  1. Прибор для определения атмосферного давления.

     В .Ветер

  1. Прибор для определения направления и скорости ветра

Г. Муссоны

  1. Ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год

Д. Барометр

 Деятельность учителя: предлагает взаимопроверку результатов работы.
Деятельность учащихся: отвечают на  вопросы , проверяют.

6.Подведение итогов занятия.

 Учитель: На этом наш урок подходит к завершению.

 Выставление оценок. Анализ и оценка - успешность достижения цели.

7.Рефлексивный этап . Закончи предложения:

Сегодня я узнал    ……………..

Было интересно ……………..

Я удивился ……………………….

Теперь я умею ……………………

Больше всего понравилось………………………..

8.Домашнее задание:  § 29  

 Дифференцированное задание  с учетом интереса учащихся.

1.Найти загадки, поговорки о ветре.

2.Подготовить информацию о значении ветра в природе.

Литература:

1.В.П.Дронов. География. Землеведение. 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2009 г.

2.Н.А. Никитина  Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.; «Вако», 2008 г.

   

                         Приложение

Хоть бескрылый, а летает.

 Безголовый, а свистит.
     Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
       Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
       Только что он был везде –
 Миг – и нет его нигде.
(Ветер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:"Ветер"

Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию...

сценарий урока "Ветер" в 6 классе

полный подробный конспект урока в 6 классе....

Презентация к уроку. Ветер

Презентация рассказывает об образовании ветра. Знакомит с бризами, муссонами, розой ветров....

презентация к уроку "Ветер"

Презентация содержит иллюстративный материал, помогающий проверить ранее полученные знания, закрепить новый материал....

Конспект урока "Ветер"

Конспект урока "Ветер"...

урок Ветер

Данный урок раскрывает всю сущность работы учитель и ученик. Урок составлен по новым требованиям ФГОСС. Данный урок участвовал в конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок"....

Технологическая карта по теме урока "Ветер"

Технологическая карта по теме урока в 6 классе "Ветер" Урок по ФГОС...