Урок по теме "Черная металлургия" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Конспект урока в 9 классе по теме Черная металлургия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chernaya_metallurgiya.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. География черной металлургии. учитель: Трубенкова О.А.
Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определение понятию «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТСО компьютер, проектор; мультимедийный диск 1С «География России: Хозяйство и регионы»; карты атласа; коллекция полезных ископаемых
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания : тест по теме «ТЭК»
3. Изучение нового материала:
План.
- Значение отрасли в народном хозяйстве
- Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности)
- Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость)
- Факторы и принципы размещение предприятий
- Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу
- Проблемы и перспективы развития отрасли
- Металлургический комплекс – производит металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования для многих заводов и т.д. Основной потребитель металла – машиностроение.
Черными металлами называют металлы, основу которых составляет железо. Для производства черных металлов необходимы железные руды, хром, марганец, кокс и другие компоненты.
Отечественная металлургия обеспечена собственной железной рудой на 100 лет. Но 90℅ добываемой руды – бедная, т.е. в ней содержится мало железа. А марганец и хром Россия почти целиком завозит: марганец с Украины и Грузии, а хром из Казахстана.
Работа с картой
Месторождения железной руды:
- Крупнейшее не только в России, но и в мире месторождение – КМА. При этом руды КМА отличаются наиболее высоким содержанием металла в руде (46℅- 76℅). Кроме того они добываются открытым способом.
- На Урале железную руду добывают в общей сложности около 200 лет. Запасы истощились. На месте знаменитой 614-метровой горы Магнитной уже образовался карьер. Наибольшие запасы сосредоточены в Качканаре. Руды осталось на 10-20 лет.
- Восточная Сибирь по запасам руд уступает и Центральной России и Уралу (Коршуновское).
- Европейский Север по запасам руды занимает 4 место. Главные месторождения – Оленегорск, Ковдор, Костомукша.
Среднее содержание металла в руде -36℅.
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
Домна
Лом
Добыча железной руды обогащение руды плавка чугуна плавка стали
+ кокс, марганец (извлечение пустой породы)
производство проката ( в прокатном цехе - листы, рельсы, уголки, трубы)
Чугун – сплав железа с углеродом от 2-6℅, прочный, но хрупкий материал.
Сталь – сплав железа с углеродом до 2℅.
Работа с картой атласа и диском.
- Какие типы предприятий черной металлургии существуют?
Металлургический комбинат полного цикла | Передельная металлургия | Бездоменная металлургия | Доменная |
Все стадии процесса. Это огромные предприятия как по занимаемым площадям (несколько км²), так и по числу работающих. Учебник страница 388 | Сталь выплавляется из металлолома Москва («Серп и Молот») | Производство железа методом прямого восстановления в электропечах. Руда – сталь (Старый Оскол) Первое в России предприятие этого типа было построено у подмосковного полустанка Затишье в 1917 году, ныне город Электросталь. | Получение чугуна |
-Где же строят металлургические заводы? (диск)
- Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды и топлива
- Передельные заводы ориентируются на металлолом, потому размещаются в крупных городах, ориентируются на потребителя.
- Металлургический завод – то еще и водоемкое предприятие, потому строится у реки, озера или пруда.
- Металлургия – грязная отрасль, потому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе.
- Металлургический завод не может работать без железной дороги, т.к. поток сырья и топлива очень огромны.
Вопросы:
- Чем объяснить размещение в Липецке крупного центра черной металлургии? (крупные запасы руды)
- Какие факторы размещения металлургического производства были учтены при строительстве Череповецкого комбината «Северсталь»? (на равном расстояние от сырья и потребителя)
- Скопление металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны называют металлургической базой.
В России 3 основные базы (диск, атлас) + 1 формирующаяся:
- Уральская
- Центральная
- Сибирская
- Дальневосточная
Задание по рядам: пользуясь текстом учебника и атласа дать характеристику металлургических баз России по плану:
1. ГП базы
2. Величина запасов
3. Качество сырья
4.Крупные месторождения железной руды
5. Топливо (уголь)
6. Крупные заводы базы
7. Проблемы базы
Проблемы: По оценке специалистов в России накопилось сотни миллионов тонн металлолома. Такого количества нет ни в одной стране мира. Переплавка лома дает очень большой эффект. За счет использования 1т металлолома в 7 раз сокращаются выбросы вредных веществ в атмосферу, в 4 раза загрязнение вод, количество отходов уменьшается в 16 раз.
Перспективы: Развитие бездоменного производства.
Вывод.
Домашнее задание: §25-27, таблица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....