Тематическое планирование по курсу "Родное Подмосковье" (география)
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Курс для Московской области , но можно применить и к своему региону, если это надо. Курс составлен к.п.н Л.Ф.Греханкиной. Пользуюсь,вношу свои небольшие доработки ,уже давно. Нравится и мне и моим ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zhavoronkova_V.M._g.Mozhaysk_Rodnoe_Podmoskove_iz_opyta_raboty._Doklad.doc | 38.5 КБ |
8_klass_35_chasov_rodnoe_podmosk.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаворонкова Валентина Михайловна
Место работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Можайска Московской области , учитель-методист
Адрес электронной почты-vazhavoronkova@yandex.ru
«КУРС «РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТОВ» (из опыта работы).
Курс «Родное Подмосковье» к.п.н. доцента Л.Ф. Греханкиной для учителей географии области явился самым полным, комплексным в ряду тех учебных пособий по Московской области, которые были изданы ранее. Данный курс дает физико-географическую и экономическую характеристику именно Подмосковья в логической последовательности, начиная с исторических предпосылок. Гуманистический подход автора прослеживается в изложении изучаемого материала – стихи, проза классиков, большой иллюстративный ряд – все это показывает ребенку, что данная книга написана для него, понятным ему языком и о том, о чем он хотя бы немного уже знает – все это располагает ученика к более внимательному изучению учебника. Живое, доступное изложение материала, подробное методическое сопровождение каждого блока тем, вариативность тематического планирования, возможность применения технологий развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного подхода в построении уроков и, конечно, же, большие воспитательные возможности вызвали желание опробовать данный курс.
7 класс ориентирован на изучение природы Подмосковья и своего родного края. Автор грамотно и последовательно ведет семиклассников от известного им окружающего мира своего края к восприятию своей малой родины как части большой территории - Подмосковья. Наши уроки – экскурсии в природу – это и исток р. Москвы и знаменитый Тюрмеровский лес графа Уварова в селе Поречье и современный ландшафт государственного военно-исторического заповедника «Бородино», помимо познавательной функции имеют огромный воспитывающий эффект. Мне было отрадно заметить, что мои ученики видят красоту окружающего мира, начинают понимать ее хрупкость. Хочу познакомить вас с наблюдениями детей в природе, выразившимися в программно-тематических сочинениях «Красота окружающего мира» и «Мир глазами детей» и их далеко не детскими, даже философскими выводами:
«Возле нашего дома треснул асфальт. Казалось бы, что здесь такого? Старый уже - вот и треснул. Но эту дорожку заасфальтировали в прошлом году. Людей по ней ходит немного, а машины вообще здесь не ездят. Какая же сила взломала асфальт да еще выгнула его горбиком? Ответ на этот вопрос появился очень скоро. Он выглянул из щели: нежный, зеленый, тоненький. Травинка. Какой-то цветочек. Но откуда у этого малютки взялись силы, чтобы взломать прочную кору асфальтированной дороги?! Я подошла к листочку. Он казался слабым и беспомощным. Хотелось защитить малыша, пересадить его в хорошую землю и оберегать, как бы кто-нибудь не сломал. Но корни ростка – глубоко в земле. Попробуй-ка, достань! Так и вырос цветочек, самостоятельно пробив себе дорогу к солнышку.
Наши соседи громко возмущались: сорняки портят дорогу и вид двора! Им не было интересно, где росточек нашел силы, чтобы родиться и вырасти. На пути к солнышку он сумел преодолеть такую серьезную преграду, которая, может быть не по силам даже человеку.
Этот цветок многому научил меня: быть целеустремленной, настойчивой в достижении цели и, главное, не бояться трудностей»
Адамова Елена
«В саду остался куст облепихи. Весь усеянный оранжевыми ягодами. Выпал первый снег. За ночь навалило большие сугробы. Мы с мамой утром вышли чистить двор. И были поражены представшей красотой. На фоне белых сугробов выделялся куст облепихи оранжево-красного цвета. Он весь был усеян ягодами и ...снегирями. Птицы плотно покрывали ветки. Мы подошли очень близко, но они даже не пошевелились. Видно очень оголодали в лесу, что не боялись людей. За декабрь на деревьях почти ничего не осталось. Поэтому теперь мы вывесили для птиц кормушки. Эта картинка природы еще раз мне напомнила, что мы люди в этом мире не одни и должны жить не только для себя, есть те, кто нуждается в нашей помощи и защите»
Начало уроков по Родному Подмосковью в 8 классе ждали с нетерпением. Это придавало мне уверенности в том, что ученикам новый курс понравился. Начала я с того, чем закончили 7 класс – с гидрографической сети Подмосковья и наши первые уроки прошли на Можайском гидроузле Мосводоканала. Как написал потом в отчете ученик: «Ну вот, наконец, я понял, что такое гидроузел, зачем и кому он нужен». Эта фраза еще раз убедила меня в целесообразности практического подхода к изучению данного курса.
При изучении блока «Население Подмосковья» мы детально рассмотрели проблемы численности населения, естественного прироста, миграций на примерах нашего района и города, учились проводить социологические и аналитические исследования, выразившееся в творческих работах: «Родословная моей семьи» и «Аналитическая справка о профессиях семьи». Организация уроков оставляет большое поле для творческой деятельности учащихся. Так, например, при изучении блока «Климат Подмосковья» класс внимательно заслушал доклад своего одноклассника об особенностях времен года в сопровождении музыки П.И.Чайковского.
Предваряя изучение блока «Хозяйство Подмосковья» в 9 классе мы своими глазами убедились в важности исторических предпосылок в развитии ремесел и последующем возникновении отраслей промышленности, посетив выставочный зал народных промыслов в нашем городе, краеведческий музей Изучение отраслей промышленности и сельского хозяйства Подмосковья подкреплялось практическим знакомством с рядом ведущих промышленных и сельскохозяйственных предприятий нашего района и области – это полиграфический комбинат, швейное предприятие «Франт», книгоэкспорт, хлебозавод и агрохолдинг «Исавица». Здесь уже ученики, используя групповую форму работы, составляли фото и видео отчеты о проведенных экскурсиях, что способствовало их тесному сотрудничеству, учило умению слышать «коллегу» и уважать его мнение.
Я убедилась, что к 9 классу интерес к курсу «Родное Подмосковье» у учащихся не ослаб, хотя формы работы стали сложнее, объем материала увеличился, содержание усложнилось. Наоборот, школьники стали серьезнее, собраннее и в преддверии выбора дальнейшего жизненного пути их интерес к курсу усилился.
Таким образом, с помощью учеников, мое мнение переросло в глубокое убеждение о необходимости изучения курса «Родное Подмосковье» именно с 7 и до 9 класса всеми учащимися школ Московской области и я очень рада, что, наконец – то с 2011-12 года этот курс вошел в учебные планы школ Подмосковья.
Предварительный просмотр:
8 класс 34 часа № урока изучаемая дата тема практикум-форма | ||||
1 | Экономико-географическое положение Московской области. Административное деление. | №1 | урок изучения нового | Оценка ЭГП, работа с картами |
2-7 | Население (6 час.) 1-Сколько нас? Какие мы? 2-Численность, естественный прирост, миграции 3-Городское и сельское население 4-5-Трудовые ресурсы 6-Обобщение-урок контроля | №2 №3 | комбинированный урок, конференция, диспут урок - исследова-ние | Работа с картами, периодической печатью, статистическим материалом. |
8 | Хозяйство региона (7 час.) 1-История формирования хозяйства, факторы развития 2-3-Развитие ремесел в городе. Великий Посад. 4-История развития хозяйства Подмосковья 5-Хозяйство нашего района 6-7-Народные промыслы Подмосковья и нашего района | №4 | уроки изучения нового, лекция,экскурсия конференция, урок-ярмарка, экскурсия | Подготовка сообщений, работа с краеведческой литературой. Сбор материалов о народных промыслах, подготовка экспонатов для краев, музея, групповая работа. |
9-11 | Современное хозяйство Московской области.(3 часа) 1-Ведущие отрасли экономики, проблемы развития, структура, производственные связи 2-Особенности современного хозяйства 3-Научно-технический комплекс Подмосковья | №5 №6 | лекция, практикум, семинар, дискуссия, экскурсия, деловая игра,комб. урок | Работа с периодической печатью, картами, подготовка к семинару, материала о хозяйстве своей местности, групповая работа |
12-16 | Города Подмосковья (5 часов) 1-Территориальные различия в размещении хозяйства. 2-Города Подмосковья: (ближнее,северное, западное,восточное, южное) 3-Древние и старые города 4—5- Наш город | № 7 | Комбинированный урок, практикум, конференция | Работа с картами, краеведческой литературой, периодической печатью, групповая работа, подготовка рефератов, сообщений. |
17-18 | Москва - крупный научно-промышленный комплекс страны, столица.(2 часа) | конференция | презентации | |
19-21 | 1-Экологические проблемы региона, своего города, района, 2-медико-географические условия жизни человека 3-практикум (гл.7) | №8 | семинар, ролевая игра, экскурсии | Работа с краеведческой литературой, встречи с учеными, врачами |
22-23 | Топонимы региона, своего края | ролевая игра, конференция | Работа с краеведческой литературой, в библиотеке, в краеведческом музее | |
24-27 | 1-2-Культура, памятные места Московской области 3-4-Культурные памятники нашего района | литературно-художественная композиция “Люблю тебя, мой край родной”, ролевая игра экскурсии | Работа с художественной литературой, использование музыки, живописи презентации | |
28-31 | Обобщающие повторение “Подмосковье - наша Родина” |
| комплекс-ный практикум-экскурсии на местные предприятия | Исследовательская работаучащихся ,творческие отчеты |
Резерв-3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...