Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Ерёмина Наталья Александровна

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нетрадиционной форме. Изучение материала сопровождается показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_v_8_klasse_po_teme_zapovedniki_rossii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» (урок – конференция)

Цели и задачи: сформировать понятие «биологические ресурсы», представление о видах особо охраняемых природных территорий, научить показывать крупнейшие заповедники и национальные парки России на карте; развивать познавательные интересы, умение работать с различными источниками информации; воспитывать у школьников современный взгляд на окружающий мир, инициативу.

Оборудование: карты России (физическая, экологическая), карты атласов, информационный материал, компьютерные презентации.

Сюжет урока: Урок проводится в форме научной конференции. Класс делится на группы, в которых выбираются географы, экологи, биологи, также среди учащихся выбираются журналисты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня мы собрались с вами на научную конференцию, чтобы поговорить о насущных проблемах человечества, наметить пути их решения.

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

   - Много ли людей на земном шаре?

   - Это известно довольно точно — число обитателей нашей планеты выглядит внушительно — их более шести миллиардов! Но если собрать всех людей в одном месте и предоставить каждому один квадратный метр площади, то все человечество уместится в прямоугольнике, длина которого будет равняться 60 км, а ширина — 100 км.  Как видно, ответить на вопрос, много или мало людей на Земле, не так-то просто. В этом случае, как и во многих других, судить о количестве населения нужно не по сухой цифре, а по делам человека, по масштабам его воздействия на природу.  Если бы все земляне были вооружены только двумя руками или примитивными орудиями труда вроде заостренной палки, как на заре человеческой истории, они затерялись бы среди дремучих лесов, обширных степей и пустынь.

   - Какие природные ресурсы использовали наши древние предки в первобытном обществе? (Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. д.)

  - Современное человечество вооружено могучей техникой. Рассеянное почти по всему лику Земли, оно упорно трудится, и труд этот многое изменил на поверхности нашей планеты, наложил неизгладимую печать на ее облик. Можно ли представить себе земной шар без гигантских многомиллионных городов, бесчисленных сел и деревень? Без огромных промышленных предприятий? Без обширных полей, раскинувшихся на месте сведенных лесов или распаханных степей?  Конечно же, нельзя! Все это давно стало неотъемлемыми чертами земного лика. Но простое перечисление грандиозных творений человеческих рук и человеческого разума еще не дает представления о масштабе воздействия человека на природу.

Очень сильно под воздействием человеческой деятельности изменился растительный и животный мир. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид живого исчезал в среднем за 1000 лет, с 1850 по 1950 г. – один вид за 10 лет, а после 1950 г. – за один год. А сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов!!!

- Биологические ресурсы – это ресурсы растительного и животного мира, используемые для удовлетворения различных потребностей человека.

- Как же нам сохранить всё то, без чего обойтись не сможем? (Для этого проводится природоохранная работа: создаются заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки)

- Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств. Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу.  Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение, у всякого кому

приходится бывать там. Исключительна роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и другую ценную продукцию.

   - Сколько же заповедников организовано в нашей стране?

   - Система государственных заповедников России включает 93  заповедника, которые охраняют 30 млн. га, или почти 1,5% от всей площади России, что превышает территории Белоруссии, Латвии и Эстонии, вместе взятых. В заповедниках запрещена любая человеческая деятельность, кроме  научных исследований. Даже доступ людей туда крайне ограничен.    

   - Многие российские географы, ботаники, особенно зоологи и охотоведы прошли

трудную, но хорошую школу в заповедниках.  Самые яркие и интересные исследования по экологии зверей и птиц, были  выполнены в заповедниках.

- Сегодня к нам на конференцию прибыли учёные из разных уголков России, они познакомят нас со своими исследованиями. Также здесь присутствуют журналисты, которые будут задавать вопросы.

  1. Учащиеся заранее были поделены на группы, они занимались поиском материала о заповедниках России.
  2. Задания группам: Географы определяют географическое положение заповедника, его формы рельефа,  климат, почву.  Биологи  определяют основные типы растительности и животных, их виды. Экологи определяют цели создания заповедника, его значение, оценивают экологическую ситуацию на современный период. Журналисты в ходе рассказа выступающих  составляют вопросы

- Первыми на нашу трибуну приглашаются учёные ….  заповедника (на примере Алтайского)

Выступление учащихся (сопровождается показом презентации «Алтайский заповедник»):

Географы:    Алтайский государственный заповедник организован в 1932 г., в современных границах существует с 1968 г. Расположен в северо-восточной части Алтая к юго-востоку от Телецкого озера, в пределах Турочакского и Улаганского р-нов Республики Горный Алтай. Площадь 863 728 га, из них 247 783 га — лесопокрытая и 13 022 га — водоемы. Заповедник расположен на водоразделе верховьев Оби (р. Бия) и Енисея (р. Абакан), в основном в бассейне реки Чулышман. Большая часть территории находится на высоте 1000-1200 м выше уровня Телецкого озера, находящегося на высоте 450 м над ур. м. Высота хребтов — до 3500 м над ур. м. Основные горные породы: граниты, гранито-гнейсы, слюдистые сланцы. Климат континентальный, суровый. В северной части заповедника, куда проникают насыщенные влагой западные воздушные массы, осадков более 800 мм в год. Высота снежного покрова достигает здесь 1,5, а иногда 2-2,5 м. В южной части, в долине р. Чулышман, осадков менее 500 мм, снега почти не бывает. Максимум осадков в июне — июле. Зима довольно теплая: средняя температура января — 8-14° С. Летние температуры относительно более выровнены. Вегетационный период от 60 дней в горах до 160 дней на берегу Телецкого озера. Главный водоем — Телецкое озеро. Длина его 78 км, средняя ширина около 5 км, наибольшая глубина 325 м; берега преимущественно крутые и скалистые. Наиболее значительная река заповедника — Чулышман. Она берет начало близ монгольской границы и протекает в верхнем течении через оз. Джулуколь, которое лежит на высоте 2185м над ур. м., имеет 10 км в длину и 3 км в ширину. Ландшафты заповедника преимущественно горно-таежные, но обширны и площади горных тундр. Представлены они четырьмя крупными вертикальными поясами: степным, лесным, субальпийским и альпийским.

Биологи: Фауна в основном типично таежная, отчасти горная и в очень малой степени степная. В заповеднике отмечено 73 вида млекопитающих, 310 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся. Среди таежных видов обычны медведь, соболь, росомаха, рысь, белка, бурундук, лесные полевки, кабарга, марал, лось; для тайги с полянами и светлохвойпых лесов характерна косуля. Из лесных птиц многочисленны обыкновенный глухарь, рябчик, кедровка, кукша, желна, щур, поползень, синицы гаички и др. В альпийском поясе, горных тундрах и скалах встречаются северный олень (заходит и в тайгу), снежный барс (очень редок), сибирский горный козел, архар (только на Чулышманском плато); характерна алтайская высокогорная полевка. Из птиц здесь обитают белая и тундряная куропатки, альпийская галка, алтайский улар, хрустан, горный конек, даурская бледная завирушка, рогатый жаворонок, краснобрюхая горихвостка и др. В скалах гнездятся беркуты и крупные соколы. В остепненной части долины Чулышмана можно встретить немногочисленные колонии сурков. Обычен здесь длиннохвостый суслик, до недавнего времени изредка встречались дзерены. Из птиц обычны серая куропатка, перепел, каменка-плешанка, удод, рюм, полевой конек. Водоплавающих птиц в заповеднике немного. В устьях рек зимуют кряква, гоголь, большой крохаль, изредка лебедь-кликун. Телецкое озеро, имеющее бедную кормовую базу, небогато рыбой — всего 13 видов. Наиболее обычны сибирский сиг, хариус, ускуч (ленок), таймень, щука, налим. В большинстве рек заповедника преобладает хариус. В озерах бассейна р.Чулышман обитает также осман — представитель своеобразной монгольской ихтиофауны.

   Растительность заповедника представлена лесами, высокогорными тундрами, лугами, болотами и степями. Леса занимают более 45% площади заповедника и представлены пихтовыми, смешанными, кедровыми массивами, есть небольшие ельники и сосняки. Отдельные экземпляры кедра достигают возраста 600 лет. Флора Алтайского заповедника насчитывает около 1500 видов растений, много эндемиков и реликтов: дендрантема выемчатолистная, остролодочник пузыреплодный, кандык сибирский, осока рыхлая.

Экологи: В настоящее время основными источниками внешнего антропогенного влияния на заповедник являются совхозы, предприятия лесного и охотничьего хозяйства, а также местные турбазы. Для регламентированного туризма в заповеднике открыты только два объекта - водопад «Корбу» (площадь около 1 га), где имеют кратковременную остановку рейсовый теплоход и катера с экскурсантами. В последние годы еще функционируют конный маршрут по Телецкому хребту от устья реки Чири до кордона Челюш (30 км). Прочие стоянки туристов на заповедном берегу Телецкого озера (Карагай, Летник, Аткичу) ликвидированы, также как и пеший маршрут от Яйлю в верховья р. Абакан.

    Своеобразная, но малоизученная форма загрязнения территории Алтайского заповедника связана с многолетними запусками разного типа ракет Байконурского полигона. Многочисленные и разнообразные обломки ракет-носителей и других летательных аппаратов (беспилотных самолетов-мишеней) часто можно встретить в самых различных участках заповедника. Отработанные части ракет Байконурского полигона (как при плановых запусках, так и при авариях) падают не только в горном Алтае, но и в отдельных частях Республик Хакасии, Тувы и южной части Красноярского края (бассейн реки Кан-тегир). Несомненно, отрицательное влияние этого фактора на природные комплексы подлежит изучению.

    В заповеднике проживает около 300 человек в Яйлю и на 6 кордонах. Хотя территория населенных пунктов не превышает 1% площади заповедника, они все же оказывают влияние на заповедник, особенно в окрестностях посёлка Яйлю. Решение вопроса о перенесении постоянного жилья за пределы заповедника - насущная задача, так как при росте населения и развитии коммуникаций антропогенное воздействие на охраняемый комплекс будет возрастать.

Журналисты:   Характерна ли для заповедника такая проблема, как браконьерство?

Ответ:   Да, с браконьерством приходится бороться, это одна из первоочередных задач. Для этого вся территория заповедника разбита на большие участки – лесничества – находящихся под ответственностью старших госинспекторов, которые живут непосредственно на территории, на кордоне. Обычно кордон стоит в самом легко доступном для людей месте. Старший госинспектор охраняет прилежащий к кордону участок от вторжений охотников и случайных людей, кроме того, проводит регулярные маршрутные учеты, ведет дневники наблюдения, осуществляет тропление – содержит тропы в проходимом состоянии для проведения учетов и патрульных выходов. Другая технология охраны заповедника состоит в регулярном патрулировании территории. Для этих целей в госинспекции по охране существуют патрульные группы, которые несколько раз в год совершают рейды в отдаленные, наиболее посещаемые браконьерами места и проводят оперативное задержание нарушителей, конфискацию добычи и оружия.

Журналисты: Существует ли работа по привлечению денежных средств в пользу заповедника?

Ответ:  На территории заповедника проводится агитационная экотуристическая  и выставочная деятельность. С этой целью изготавливается и продаётся сувенирная продукция с природоохранной символикой и символикой заповедника, проводятся художественные выставки в крупных центрах для привлечения спонсоров.  

Журналисты: Часты ли пожары в заповеднике? Какой вред они наносят?

Ответ: Лесные пожары – грозные природные явления, регулярно случающиеся в горно-таежных лесах Алтая. Характерны они и для территории Алтайского государственного заповедника, где в отдельные годы выгорает до 10-14 тыс. га горной тайги. Причины возникновения пожаров могут быть самыми разными – сухие грозы, костры, падение раскаленных обломков ракетоносителей и т.д. Пожары в горных лесах практически не поддаются тушению и могут быть локализованы только при своевременном обнаружении очага.  В то же время лесные пожары – неотъемлемая важная составляющая естественных природных процессов, приводящая смене растительных сообществ и влияющая на распределение и численность животных. Динамика лесных пожаров, смена растительного покрова на гарях и связанное с этими процессами перераспределение различных видов животных в таежных экосистемах являются предметами исследований научных сотрудников Алтайского заповедника

  1. Выступление следующих групп.

IV. Итог урока

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....

презентация к уроку экологии "Современное состояние растительного и животного мира"

В презентации раскрыта роль растительного и животного мира в жизни биосферы. Рассмотрены растения и животные, подлежащие охране на территории России и Республики Коми (региональный компонент). Показан...

Экскурсия "Описание растительного и животного мира, почв своей местности"

В памятке прописаны нормативная база, цели ии здачи, оборудование, маршрут, групповые и индивидуальные задания, формы отчета....

Методическая разработка урока географии на тему "Растительный и животный мир Арктики"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России»

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России» Цели и задачи урока: обучающие: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира страны, видовым разнообразием при...

Природные зоны и разнообразие растительного и животного мира материка Евразия

Формирование представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка....

Методическая разработка урока ""Особенности растительного и животного мира России". 8 класс"

В публикации представлен один из вариантов проведения урока по теме "Животный и растительный мир России" , в котором будет уделено  внимание изучению общих особенностей приспособления п...