Природные зоны и разнообразие растительного и животного мира материка Евразия
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Формирование представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_geografii_7_klass_prirodnye_zony_evrazii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе.
Тема: Природные зоны.
Разнообразие растительного и животного мира материка Евразия.
Цели урока: 1. сформировать представление о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка
2. раскрыть связи природно-зональных особенностей материка с климатическими условиями, особенностями расположения зон
3. воспитывать ответственное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование: физическая и климатическая карты Евразии, диск Кирилла и Мефодия- природные зоны Евразии, карточки, таблица.
Ход урока: 1. Фронтальный опрос
- Какой материк мы изучаем ( Евразию)
- Выделить особенности географического положения материка ( самый большой, омывается всеми океанами, берега материка сильно изрезаны, имеет много полуостровов, расположен во всех климатических поясах, большая речная сеть, много озёр, материк расположен во всех природных зонах, разнообразный животный и растительный мир).
- Черрапунджи, Индия самое ( мокрое место на Земле)
Оймякон - 79 гр. Россия, Якутия ( Самое холодное место Евразии, полюс холода).
Город Хаиль, Аравийский полуостров 4мм осадков в год (самое сухое место)
Иранское нагорье + 53гр. ( самое жаркое место на Земле)
Мёртвое море – 402 м ниже уровня океана
4.Джомолунгма – ( 8848 м, самая высокая вершина гор Гималаев)
5.Кракатау, Этна, Фудзияма, Ключевская Сопка ( действующие вулканы материка, выделяют Тихоокеанский сейсмический пояс, Альпийско-Гималайский).
6.Почему, находясь на одной широте с материком Северная Америка, климат Евразии суровее? ( большая протяженность холодного Северного Ледовитого Океана, большая территория внутри континента, мало тёплых течений, горы Гималаи преграждают путь тёплому воздуху с юга).
3. Изучение нового материала:
Тема урока по плану изучения материка КАКАЯ????
Природные зоны. Что мы называем природной зоной?
( Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).
- По карте природных зон определите, какие природные зоны есть на материке.
- Зона Арктических пустынь ( морж, ластоногие тюлень, морской заяц – лахтак, кольчатая нерпа, белый медведь)
- Зона тундры и лесотундры ( северный олень, полярный волк, полярная куропатка, овцебык, лемминг, сова,
большое разнообразие уток – гага, морянка, клоктун, шилохвость, растёт ягель, мох, лишайник, морошка)
- Зона тайги ( бурый медведь, волк, лось, благородный олень, соболь, белка, заяц, птица кедровка, бурундук, рысь, глухарь, косуля, лесная куница, рябчик, растительность : ель, сосна, пихта сибирская, кедровая сосна, сибирский кедр, лиственница)
- Зона смешанных и широколиственных лесов ( рыжая лисица, кабан, глухарь, бурый медведь, лось, летучая мышь, лесная куница, сова, дятел, соловей, глухарь, зубр проживает в Беловежской пущи в Белоруссии, Польше, занесён в Красную книгу, уссурийский тигр на востоке материка, в Азии, растительность:
берёза, карельская берёза у неё очень красивая древесина, цвета необыкновенные молочно-белая, нежно-розовая, жёлто-мраморная, дуб, клён, липа, осина, бук).
5.Зона лесостепей и степей ( сайгак, суслик, сурок-байбак, хорь, дрофа, жаворонок, растёт – ковыль, травы мятлик и тонконог)
6.Зона полупустынь и пустынь ( верблюд, дикий осёл - кулан, джейран, эфа- змея, ушастый ёж, жёлтый суслик, тушканчик, черепахи, барханная кошка, змеи,
растёт : саксаул, верблюжья колючка, лишайниковая манна в пустынях Аравии, её употребляют в пищу, она переносится ветром на большие расстояния, отсюда и пошла легенда о «манне небесной»)
7.Зона саванн и редколесий ( индийский слон, тигр в Индии и в Индонезии, кобра, обезьяны гангский гавиал, индийская кобра, растёт- тиковое дерево. Баньян- дерево фикус, имеет один ствол и воздушные корни, разрастается вширь до 5000кв.м, саловое дерево.
8.Зона жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников средиземноморье
( растёт: земляничное дерево, пробковый дуб, лавр, мирт)
9.Зона переменно- влажных муссонных лесов ( гималайский медведь, слон, макаки,
растёт: магнолия, камелия, камфорное дерево, бамбук, камфорный лавр, древнейшее дерево возраст до 3000 тысяч лет - ГИНКГО )
10. Зона влажных экваториальных и тропических лесов ( носороги, орангутаны, птица –носорог, дикий бык, гиббон, долгопят - родственник лемура, питон сетчатый
растёт: панданус, чайный куст, раффлезия – растение паразит, не имеет ни корней, ни стеблей, есть листья и самый большой в мире цветок, в бутоне похож на капусту а в раскрытом виде достигает в диаметре 1 метр и 6 кг веса, имеет трупный запах).
11. Высотная поясность ( в Гималаях живет як, в Тибете панда или бамбуковый медведь, снежный барс или ИРБИС, баран горный, пятнистый олень, горал, улар-птица,
растёт: лютик бахромчатый, в Гималаях на высоте 6400м, эдельвейс, женьшень (корень жизни).
Закрепление новой темы:
- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность
- В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?
В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа
- В какой природной зоне располагаются:
о. Калимантан – влажные экваториальные леса
п-ов Индокитай – саванны и редколесья, переменно-влажные леса
п-ов Аравийский – полупустыни и пустыни
о. Исландия – тундра и лесотундра
о. Врангеля – арктическая пустыня
о. Крит – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
о. Сахалин – тайга
Работа по парам
Класс делится на группы, каждая группа получает текст и задания:
Заполнить пропуски:
Евразия вытянута с …на … . Экватор находится по отношению к материку …., поэтому Евразия расположена во всех климатических поясах. По их количеству материк занимает…. место в мире по сравнению с другими материками. Природные зоны на большей части материка вытянуты с …. на … . В умеренном климатическом поясе лежат несколько природных зон …, …., …., ….., …., но наибольшую площадь среди них занимает … . Зоны пустынь и полупустынь расположены в нескольких поясах…. . В горах смену растительности и животного мира определяет …местности. Области высотной поясности в Евразии занимают …. территорию. Самое большое количество высотных поясов находится в горной системе …
Практическая работа.
Заполнить таблицу по атласу, учебнику, презентации.
Работу оформить в виде таблицы:
Природные зоны | Евразия | Северная Америка | Черты сходства и различия |
1. Смешанные широколиственные леса. | |||
2. Лесостепи и степи. | |||
3. Пустыни и полупустыни. | |||
4. Переменно-влажные леса. | |||
5.Жестколистные леса и кустарники. |
4. Итог урока.
5. Д/з: §21-22; В тетради нарисовать схему высотного пояса Альп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"
В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...
Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"
Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....
презентация к уроку экологии "Современное состояние растительного и животного мира"
В презентации раскрыта роль растительного и животного мира в жизни биосферы. Рассмотрены растения и животные, подлежащие охране на территории России и Республики Коми (региональный компонент). Показан...
Экскурсия "Описание растительного и животного мира, почв своей местности"
В памятке прописаны нормативная база, цели ии здачи, оборудование, маршрут, групповые и индивидуальные задания, формы отчета....
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
практическая работа...
Презентация "Охрана растительного и животного мира в России"
Данная презентация может быть использована при изучении темы "Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира" в курсе геограии в 8 классе...
Методическая разработка урока ""Особенности растительного и животного мира России". 8 класс"
В публикации представлен один из вариантов проведения урока по теме "Животный и растительный мир России" , в котором будет уделено внимание изучению общих особенностей приспособления п...