Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников
статья по географии (7 класс) по теме
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников».
Краеведение — по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, прекрасная школа воспитания гражданственности. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества.
Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»
Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.
Духовно-нравственное воспитание и развитие является неотъемлемым компонентом методической системы. Опыт работы строится на основе смешанной модели: урочная деятельность, внеклассная и внеурочная деятельность, во взаимодействии учителя, учащихся и родителей, с учетом индивидуальных траекторий развития и воспитания, интересов и склонностей школьников.
Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что краеведение не только наука, но и деятельность!
Ведущей идеей опыта работы является создание благоприятных условий для эффективного обучения и воспитания школьников. Поставленные цели достигаются через использование активных форм организации учебно-познавательной деятельности .Этому способствует освоение исследовательской и проектной деятельности. Применение технологий метода проектов и исследований в урочной и внеурочной деятельности позволяет приобщить учащихся к самостоятельному поиску и отбору информации из различных источников, анализу и прогнозу, принятию нестандартных решений.
Творческие работы, исследования, игры, проектная деятельность способствуют воспитывать чувство коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес, усваивать общепринятые нормы поведения.
Основные направления использования краеведения в содержании географического образования:
- физико-географическое (изучение особенностей компонентов природы на примере своего края)
- экономико-географическое (изучение хозяйства и населения края)
- культурно - историческое (изучение топонимов края и города, знакомство с культурно-познавательными ресурсами края)
- экологическое (оценка состояния компонентов природы края, выявление факторов их изменения)
Краеведение способствует созданию у школьников целостного образа края на основе изучения всех компонентов, определению места и значения края в масштабах страны.
Кубань исторически обретала свой специфический, самобытный образ в силу географических, ресурсных, исторических и этнических особенностей.
В итоге сформировался устойчивый, достаточно яркий и убедительный образ аграрного казачьего региона с набором характерных символов, устоявшихся традиций, специфическим этносом и своеобразным региональным патриотизмом.
Сегодня Краснодарский край демонстрирует возможности и успехи в различных сферах деятельности: заявка на проведение Олимпийских игр, участие в бизнес-форумах, развитие курортов, агропромышленного комплекса.
При знакомстве с особенностями природы, населения и хозяйства края, у школьников складывается образ сильного, инициативного, развивающегося, богатого края.
При изучении компонентов природы своей местности на первое место ставится развитие эмоционального отношения к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. На территории Краснодарского края находится много природных ценностей. Ландшафты Кубани и Причерноморья исключительно разнообразны — от субтропиков до снежных вершин. Воображение человека поражают грязевые вулканы и дикие ущелья, причудливые скалы, ледники, водопады, пещеры и реликтовые растения. Многие такие места овеяны легендами. И в каждой легенде заключена частица души народной, частица истории.
Для эмоционального, активного знакомства с природой на помощь приходит прием заочной экскурсии. Заочная экскурсия – прием, сочетающий рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей, сдайд-шоу. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал, самостоятельно его оформить.
У заочной экскурсии несколько взаимосвязанных целей– информативная, эмоциональная, эстетическая. Оставаясь в классе, ребенок отправляется в путешествие, в котором узнает нечто новое, эмоционально переживает, оказываясь, словно очевидцем каких-то событий или явлений, и испытывает эстетические переживания, знакомясь с уголками природы. Ведущая роль в любой экскурсии принадлежит экскурсоводу, в заочной экскурсии им чаще всего становятся ученики. Школьниками разработаны экскурсии по Гуамскому ущелью, Фанагорийской пещере, на Пшадские водопады, озеро Абрау, в заросли лотоса индийского на лиманах Ахтарско-Гривенской группы. Варианты экскурсий разрабатываются на основе иллюстративного материала, учитывается логичность изложения текстового материала, его учебно-познавательная, историческая ценность, оригинальность. В экскурсионных занятиях предлагаются учащимся вопросы для наблюдения и обобщения увиденного, познавательные задания.
Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика.
Походы, экскурсии по родному краю позволяют увидеть красоту и неповторимость природы, а участие в учебно-исследовательской деятельности, практических формах работы по изучению природных особенностей и экологических проблем региона способствуют формированию активной жизненной позиции, без которой немыслимо воспитание гражданина и патриота. Знакомство с именами знаменитых земляков, которые жили прежде или продолжают жить в той же местности, что и ученики, позволяет детям почувствовать себя причастными к историческим процессам.
Детям нужно показывать знакомые и неизвестные им памятники и архитектурные сооружения, водить их по музеям.
Гордость Краснодарского края - крупнейший в России этнографический музей под открытым небом «Атамань». Этностаница олицетворяет весь Краснодарский край с его казачьей историей и традициями, где подворья со старинными хатами, и рыночная площадь с бричками и телегами, и часовня, и другие объекты, соответствующие станичным постройкам тех времен. Все напоминает о традиционной казачьей жизни, ремеслах, обрядах. Здесь, в одном месте можно увидеть все лучшее, что может рассказать о своих предках Краснодарский край.
Среди многочисленных военно-исторических музеев края, в городе Тимашевске расположен музей семьи Степановых – это единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о жизни простой русской крестьянской семьи.
Ни один человек, посетивший музей, не останется равнодушным к трагической судьбе Епистинии Федоровны Степановой, матери девяти сыновей, отдавших свои жизни в годы гражданской и Великой Отечественной войны.
Традиционным источником нравственности является искусство. В ходе посещения концертов, выставок, проведении тематических вечеров, праздников, школьники знакомятся с песенным и танцевальным наследием народов, населяющих Кубань, с творчеством художников, литературных деятелей края.
Краснодарский край расположен на побережье двух морей. Многие школьники мечтают быть моряками, океанологами, рыболовами. Как поддержать интерес детей к морю, морским путешествиям и приключениям? Этому способствуют встречи с реальными героями моря - военными и гражданскими моряками, путешественниками. Знакомство с огромным количеством интересных материалов о море в книгах, журналах, кинофильмах. Результатом такой деятельности являются творческие работы учащихся «Черное море в поэтической строке, киноискусстве, изобразительном искусстве», знакомство с «каронимикой» – наукой об имянаречении, истории кораблей.
Участие в городской игре «Самое синее в мире» и проведение в школе викторин, конкурсов газет в канун Международного Дня Черного моря.
В теме «Население России» рассматриваются вопросы о народах и культуре народов разных этнических групп. При подготовке к уроку класс делится на группы. Каждая группа получает задание: исследовать этническую мозаику населения своей местности, родного края в контексте учебного материала по изучению вопросов этнокультурного наследия народов России. Урок «Диалог культур» проводится в форме пресс-конференции «специалистов» национальных культур, задача которых – представить национальные особенности культурно-исторического развития народов, черты национального характера, традиции, обычаи. Группы проводят защиту мини-проектов «Казачьи заповеди», «Семейно-родовые праздники адыгов», «Традиции и обычаи армянского народа». В ходе целенаправленной работы формируется личностно-ценностное отношение к национально-культурному наследию народов России, родного края, меняется отношение к людям другой национальности, формируется толерантность и уважение к культуре разных этнических групп населения. Обращается внимание на то, что недооценка этнографических особенностей приводит к межнациональным конфликтам; только уважая чужую культуру, можно научиться уважать свою.
Очень важным сегодня является продолжать работу, направленную на возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, на формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Это является одной из задач, созданного в нашей школе Зала Боевой и Трудовой Славы. Учащиеся школы под руководством педагогов и ветерана Великой Отечественной войны Николая Тимофеевича Литвина вели сбор материала о героях-земляках участниках Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне. Сегодня экспонаты Зала - это документы, фотографии, газетные вырезки, награды ветеранов, письма с фронта, воспоминания, схемы, карты, книги с дарственными надписями, отражающими боевой путь воинов в Великой Отечественной войне, боевые подвиги ее солдат и офицеров, исследовательские работы учащихся: «Имена личностей в топонимах», «Война в жизни моей семьи», «История улиц моего города», «Памятники и обелиски Великой Отечественной войны в Краснодаре» и т.д.
На базе Зала боевой и Трудовой славы создан кружок «Юный музейщик», который ведет работу по 4 направлениям: экспозиционному, пропагандистскому, поисково-исследовательску, занимается систематизацией фондов. Эффективная организация деятельности (групповые, компьютерные технологии) обеспечивает целесообразное распределение обязанностей, умение работать в команде, взаимовыручку и контроль. По материалам Зала Боевой и трудовой Славы созданы виртуальные экскурсии («Диверсионный десант на Майкопский аэродром», «Девушки – снайперы», «Дети-герои Кубани»), мультимедийные викторины, тематические презентации.
Читаются обзорные лекции, проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, ветеранами труда. Это позволяет Залу Боевой и трудовой Славы стать центром гражданско-патриотического воспитания школьников.
На краеведческом материале организуется эколого-просветительская деятельность. Это творческие задания: составление рекламных проспектов по охране природы своей местности, памятки путешественникам, рефераты об охраняемых видах флоры и фауны.
Геоэкологические исследования и метод проектов наиболее эффективно способствуют развитию у школьников умений и навыков самостоятельно встать на защиту природы, своего здоровья, ответственно относиться к формированию геоэкологической культуры как части общечеловеческих ценностей. В практике используются информационные и исследовательские проекты: «Растения микрорайона школы», «Карасун-река, которую мы потеряли», «Карасунские озера: прошлое, настоящее, будущее», «Водоснабжение города Краснодара» «Состояние воды в реке Кубань».
Изучение природных сред и объектов позволяет каждому ученику пройти через все этапы экологической работы. Дает возможность оценить тенденции изменения состояния геоэкосистем, предложить меры по охране и защите природы, активно участвовать в улучшении окружающей природной среды своей местности.
Большое значение в осуществлении краеведческого принципа обучения имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения края в истории и культуре России.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний о родном крае, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.
Краеведение позволяет формировать ключевые компетенции на основе жизненных реалий, включать учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитывать в них чувство любви к Родине на конкретном жизненном материале родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...
Содержание иноязычного образования-фактор духовно-нравственного воспитания гражданина.
Предлагаю свой проект, разработанный на базе ПК и ПРО в помощь учителям иностранных языков....
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников.
(статья на Шестаковские чтения)....
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»
Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....
Комментарии
Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нрав
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.