Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
статья по краеведению по теме
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – го-рода или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, по-литической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается сниже-ние нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих ин-теллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Глубинное неподдельное чувство любви к своему отечеству возможно только через его познание, которое невозможно без прямого соприкосновения с родной страной и ее людьми, природой, историей и традициями. Возможность такого познания родной земли через соприкосновение и сопричастие дает туристско-краеведческая деятельность. Являющиеся ее неотъемлемой составляющей экскурсии, походы, путешествия и экспедиции позволяют их участникам почувствовать себя частью нашей страны, ее природы и истории. Даже прохождение спортивного похода, в целях которого не прописаны никакие краеведческие исследования, невозможно без сбора информации и глубокого документального изучения района проведения похода. При проведении любого похода, даже если это и не декларируется, проводится ряд краеведческих наблюдений, которые позволяют расширить и на практике закрепить собранный ранее материал. Но самое главное – при этом в памяти человека остаются отчетливые образы и картины, которые, собственно говоря, и составляют то чувство Родины, которое делает человека настоящим патриотом. Что касается нравственного воспитания, то нет другой такой сферы деятельности детей и подростков, где бы с такой частотой и естественностью возникали ситуации, тре-бующие от школьника совершения нравственного выбора, и с такой энергией, методичностью и последовательностью реализовывались последствия сделанного выбора. Никакими беседами, лекциями и массовыми акциями не воспитать в человеке чувства дружбы и взаимопомощи, «товарищеского локтя», которые естественно возникают при преодолении природного маршрута. Ведь туристско-краеведческая деятельность изначально призвана способствовать решению таких задач, как: – сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культу-ры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; – формирование духовно-нравственных качеств личности; – воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, ува-жающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпи-мость; развитие культуры межэтнических отношений; – разностороннее развитие обучающихся; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целост-ного миропонимания, современного научного мировоззрения; – формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; – формирование трудовой мотивации; – формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся. В процессе туристско-краеведческой деятельности создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Туризм и краеведение трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, туристская и краеведческая деятельности служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Единственная проблема, которая существенно затрудняет нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами туризма и краеведения – высокая стоимость этой деятельности, что при практическом отсутствии государственного финансирова-ния и материальной несостоятельности большого количества семей с детьми ведет к постоянно-му сокращению количества учащихся, которым доступен этот вид деятельности… За 74-е года, с 1 сентября 1938 г., коллективом Нижнемамонской средней школы №2 Верхнемамонского района Воронежской области создана богатая палитра школьных традиций, обладающих высоким по эффективности воспитательным потенциалом. Ведущее место среди этих традиций принадлежит мероприятиям содержательно ориентированным на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, познавательный характер самодеятельности школьников, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность, различные коллективные творческие дела. Такими общешкольными традициями, реализуемым в педагогически целесообразном про-цессе совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов являются: - туристско-краеведческая деятельность - походы, экспедиции, экскурсии по родному краю и различным регионам страны (с 1984 года по настоящее время), туристско - краеведческие игры («Зарница», «Осенняя тропа», «Весенняя тропинка»); - учебно-исследовательская деятельность, интегрирующая в образовательной среде со-держание общего среднего и дополнительного образования детей, реализуемая формами и средствами туризма и краеведения на конкурсах и конференциях (с 2000 года по настоящее время); - деятельность школьной краеведческой музейной экспозиции русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» (с 2006 года по настоящее время); - организация и проведение общешкольных конкурсов (творческих, трудовых и спортивных соревнований, ярмарок и др.) и праздников («День знаний» и «Вахта Памяти», юбилеи школы, встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, воинами – афганцами и другими интересными людьми, уроки Мужества); - развитие форм внеурочной, внеучебной деятельности обучающихся и дополнительного обра-зования, расширяющих виды творчества; создающих условия для практического освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к многонациональной истории и культуре России; формирующих нравственные качества личности и социальную активность, здоровый образ жизнедеятельности. Сохранению и развитию традиций МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2» способствуют: - реализация в педагогической деятельности краеведческого принципа в образовании, основанного на тесной взаимосвязи с историей села Нижний Мамон, историей района, области, страны и традициями народной культуры. - стабильность педагогического коллектива и передача традиций от старших молодым поколениям педагогов (более 22 % педагогов являются выпускниками школы); - высокий уровень квалификации педагогов из 22 педагогов школы 8 имеют высшую, 12 – первую квалификационную категорию; - принятие основной частью педагогов школы, обучающимися и их родителями традици-онных школьных дел как эффективного средства предметно-практической их совместной деятельности; - значительная часть родителей обучающихся являются выпускниками школы. Сохранение и развитие старых (устоявшихся) и создание новых школьных краеведческих традиций способствует социокультурному обновлению и развитию образовательной среды школы, насыщению ее новым содержанием. Это способствует созданию имиджа школы и формированию внутренней культуры общеобразовательного учреждения; созданию условий для интериоризации ценностей, когда общечеловеческие ценности (красота, добро, любовь, дружба, семья, патриотизм) не только декларируются взрослыми, но и принимаются, и активно присваиваются школьниками в процессе их совместной с взрослыми педагогически целесообразной, систематической и добротворческой деятельности, имеющей личностно значимую и общественно-полезную направленность. Туристско-краеведческие традиции, основанные на совместной деятельности школьников и взрослых, являются мощным средством педагогического воздействия, имеющим воспитываю-щий, обучающий и развивающий характер. Они позволяют успешно преодолевать проблемы адаптации школьников в социокультурной среде; укрепляют веру обучающихся в свои силы и повышают их самооценку в своих возможностях; мотивируют к учебе, социальной активности и инициативности, позволяют проявить свои способности, выбрать пути самообразования, самоопределения, самоутверждения и самореализации личности. Литература 1. Вырщиков А. Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию. Москва, «Глобус», 2007 г. 2. В.И.Панова, А.О. Амелькин. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012 г. 3. Смутнев А.В. Ресурсы туризма и краеведения в нравственном и патриотическом воспитании. //«Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения». Выпуск №29 Июнь 2010 г.
Приглашаем принять участие в конкурсах для педагогов и учащихся от АНО «ЦПИ «Ариадна» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukyanchikova_statya_turizm_i_kraevedenie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Глубинное неподдельное чувство любви к своему отечеству возможно только через его познание, которое невозможно без прямого соприкосновения с родной страной и ее людьми, природой, историей и традициями. Возможность такого познания родной земли через соприкосновение и сопричастие дает туристско-краеведческая деятельность. Являющиеся ее неотъемлемой составляющей экскурсии, походы, путешествия и экспедиции позволяют их участникам почувствовать себя частью нашей страны, ее природы и истории. Даже прохождение спортивного похода, в целях которого не прописаны никакие краеведческие исследования, невозможно без сбора информации и глубокого документального изучения района проведения похода. При проведении любого похода, даже если это и не декларируется, проводится ряд краеведческих наблюдений, которые позволяют расширить и на практике закрепить собранный ранее материал. Но самое главное – при этом в памяти человека остаются отчетливые образы и картины, которые, собственно говоря, и составляют то чувство Родины, которое делает человека настоящим патриотом.
Что касается нравственного воспитания, то нет другой такой сферы деятельности детей и подростков, где бы с такой частотой и естественностью возникали ситуации, требующие от школьника совершения нравственного выбора, и с такой энергией, методичностью и последовательностью реализовывались последствия сделанного выбора. Никакими беседами, лекциями и массовыми акциями не воспитать в человеке чувства дружбы и взаимопомощи, «товарищеского локтя», которые естественно возникают при преодолении природного маршрута. Ведь туристско-краеведческая деятельность изначально призвана способствовать решению таких задач, как:
– сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
– формирование духовно-нравственных качеств личности;
– воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
– разностороннее развитие обучающихся; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
– формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
– формирование трудовой мотивации;
– формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся.
В процессе туристско-краеведческой деятельности создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Туризм и краеведение трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, туристская и краеведческая деятельности служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Единственная проблема, которая существенно затрудняет нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами туризма и краеведения – высокая стоимость этой деятельности, что при практическом отсутствии государственного финансирования и материальной несостоятельности большого количества семей с детьми ведет к постоянному сокращению количества учащихся, которым доступен этот вид деятельности…
За 74-е года, с 1 сентября 1938 г., коллективом Нижнемамонской средней школы №2 Верхнемамонского района Воронежской области создана богатая палитра школьных традиций, обладающих высоким по эффективности воспитательным потенциалом. Ведущее место среди этих традиций принадлежит мероприятиям содержательно ориентированным на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, познавательный характер самодеятельности школьников, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность, различные коллективные творческие дела.
Такими общешкольными традициями, реализуемым в педагогически целесообразном процессе совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов являются:
- туристско-краеведческая деятельность - походы, экспедиции, экскурсии по родному краю и различным регионам страны (с 1984 года по настоящее время), туристско - краеведческие игры («Зарница», «Осенняя тропа», «Весенняя тропинка»);
- учебно-исследовательская деятельность, интегрирующая в образовательной среде содержание общего среднего и дополнительного образования детей, реализуемая формами и средствами туризма и краеведения на конкурсах и конференциях (с 2000 года по настоящее время);
- деятельность школьной краеведческой музейной экспозиции русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» (с 2006 года по настоящее время);
- организация и проведение общешкольных конкурсов (творческих, трудовых и спортивных соревнований, ярмарок и др.) и праздников («День знаний» и «Вахта Памяти», юбилеи школы, встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, воинами – афганцами и другими интересными людьми, уроки Мужества);
- развитие форм внеурочной, внеучебной деятельности обучающихся и дополнительного образования, расширяющих виды творчества; создающих условия для практического освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к многонациональной истории и культуре России; формирующих нравственные качества личности и социальную активность, здоровый образ жизнедеятельности.
Сохранению и развитию традиций МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2» способствуют:
- реализация в педагогической деятельности краеведческого принципа в образовании, основанного на тесной взаимосвязи с историей села Нижний Мамон, историей района, области, страны и традициями народной культуры.
- стабильность педагогического коллектива и передача традиций от старших молодым поколениям педагогов (более 22 % педагогов являются выпускниками школы);
- высокий уровень квалификации педагогов из 22 педагогов школы 8 имеют высшую, 12 – первую квалификационную категорию;
- принятие основной частью педагогов школы, обучающимися и их родителями традиционных школьных дел как эффективного средства предметно-практической их совместной деятельности;
- значительная часть родителей обучающихся являются выпускниками школы.
Сохранение и развитие старых (устоявшихся) и создание новых школьных краеведческих традиций способствует социокультурному обновлению и развитию образовательной среды школы, насыщению ее новым содержанием. Это способствует созданию имиджа школы и формированию внутренней культуры общеобразовательного учреждения; созданию условий для интериоризации ценностей, когда общечеловеческие ценности (красота, добро, любовь, дружба, семья, патриотизм) не только декларируются взрослыми, но и принимаются, и активно присваиваются школьниками в процессе их совместной с взрослыми педагогически целесообразной, систематической и добротворческой деятельности, имеющей личностно значимую и общественно-полезную направленность.
Туристско-краеведческие традиции, основанные на совместной деятельности школьников и взрослых, являются мощным средством педагогического воздействия, имеющим воспитывающий, обучающий и развивающий характер. Они позволяют успешно преодолевать проблемы адаптации школьников в социокультурной среде; укрепляют веру обучающихся в свои силы и повышают их самооценку в своих возможностях; мотивируют к учебе, социальной активности и инициативности, позволяют проявить свои способности, выбрать пути самообразования, самоопределения, самоутверждения и самореализации личности.
Литература
1. Вырщиков А. Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию. Москва, «Глобус», 2007 г.
2. В.И.Панова, А.О. Амелькин. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012 г.
3. Смутнев А.В. Ресурсы туризма и краеведения в нравственном и патриотическом воспитании. //«Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения». Выпуск №29 Июнь 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
«Туризм и краеведение» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания»
В настоящее время спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек.Феноменом этого массового спортивного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно м...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества
Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"
Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....