Доклад " Использование тувинских национальных игр на уроках физической культуры и внеурочной деятельности"
материал по физкультуре
Тувинские народныеигры многочисленны и разнообразны. Они являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад «Использование тувинских национальных игр на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
Монгуш Венера Дадар-ооловна, учитель физической культуры
первой категории МБОУ СОШ № 3 г. Чадана Республики Тыва
Основным видом деятельности как младших, так и школьников среднего и старшего звена на уроках физкультуры являются игры. Кроме того, что я использую игры на каждом разделе программного материала, подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года в рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации посредством занятий физической культурой и спортом предусматривается, как один из основных пунктов, содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
Включение национально-регионального компонента в программу учебных предметов дает возможность использовать на уроках и во внеклассной работе традиционного двигательного материала тувинцев, что играет существенную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом становлении наших детей.
Тувинские народные игры многочисленны и разнообразны. Они рассматривались в трудах таких учёных, как Г. Н. Курбатский [3], С. И. Вайнштейн [7], Х. Д.-Н. Ооржак [4], К. Б. Салчак [6] и И. У. Самбу [7]. Самбу является исследователем тувинских народных игр. Так, на основе полевых, археологических и фольклорных материалов, собранных в разных районах Республики Тувы во время экспедиций, а также научных трудов различных учёных в 1977 г. была опубликована его монография «Тувинские народные игры».
Тувинские национальные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре малой страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все тувинские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Развитие тувинских национальных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.
Правильно организованные национальные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Тувинские национальные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, подвижные игры и т.д
Характерная особенность тувинских национальных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски противника, сопротивления, стрельба из лука и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Тувинские национальные игры наиболее привлекательны и доступны для освоения школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, тувинские национальные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе тувинских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности тувинского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Использование национальных игр на уроках физической культуры и внеурочных занятиях знакомит учащихся с тувинскими национальными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры тувинского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий в облегченной одежде, со специальными ковриками для игры «Кажык».
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт тувинского народа);
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.
В наши дни национальные подвижные игры среди тувинских детей не так популярны, как раньше. Современные дети предпочитают компьютерные, которые негативно влияют на их физическое и психологическое состояние. Тем не менее, нельзя точно утверждать, что национальные подвижные игры полностью забыты. Теперь их проводят в детских садах и школах, а также в музеях. В основном во время празднования Нового года по-лунному календарю – Шагаа. Разные тувинские национальные игры.
Слепой чёрт (Согур-Аза)
В разных кожуунах республики эту игру называют по-разному: одни - «Слепой черт» («Согур-Аза»), другие - «Аскак-Кадай» («Хромая старуха»), но содержание игры не меняется.
Игра требует большой ловкости, умения молниеносно менять направления, скорости движения, быстроту мышления, ориентации. Эффективно используется для активизации двигательной деятельности детей в любое время года.
Особенностью является возможность одновременно участвовать в игре детям разных возрастов (7-12 лет) и обоего пола. Чем больше участников разного возраста, тем она эмоциональнее проходит.
Описание игры
Перед началом игры по жребию или по выбору назначаются «Черт» и «Мать». Все остальные - дети матери. Oни становятся в колонну друг за другом, взявшись руками за пояс впереди стоящего. В начале колонны - «Мать», которая должна защищать от Черта своих детей. Задача Черта - оторвать от колонны (схватить, запятнать) по одному всех игроков с конца.
Когда все дети встанут в колонну за Матерью, Черт подходит спереди к ней. Игра начинается с такого игрового разговора между ними: Черт с Матерью как будто обмениваются воображаемыми трубками (существует тувинский обычай, когда путники встречаются в пути, они курят, обмениваясь своими трубками, и сообщают друг другу о новостях), закуривают. Мать, взяв трубку у Черта, передает ее сзади стоящему ребенку. Тот скажет, что не закуривает с Чертом, а курит табак родителей. Услышав эти слова ребенка, Черт спрашивает у Матери:
-Что это за тобой?
-Это мой когээржик (кожаный сосуд, фляжка).
-Что такое за когээржиком?
-Это тень моего когээржика.
-Что такое за тенью когээржика?-Это мои дети!
-Тогда я их съем.
- Если сможешь, то попробуй. После этих слов Мать принимает позу защиты (ноги согнуты, чуть наклоняется вперед, руки расставляет в стороны). В это время Черт начинает нападать. Для того, чтобы помешать Черту схватить (запятнатъ) последнего ребенка. Мать, расставив руки широко в стороны, бросается то вправо, то влево. Вместе с ней, стараясь не оторваться от колонны, то вправо, то влево движутся все дети, заслоняя собой последнего ребенка. В это время Черт с помощью различных движений, иногда обманных, пытается перехитрить Мать, схватить крайнего ребенка.
Правила игры
Игроки, которые оторвались от колонны и не успели быстро с ней соединиться, считаются выбывшими из игры. Кого Черт схватил (запятнал), тот тоже выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока Черт не переловит всех игроков по порядку с конца. Если участников много, можно разделиться на несколько групп (если это позволяет место проведения). Можно договориться о другом условии: когда Черт схватит (запятнает) 5-6
игроков, он сам становится «Матерью», а Мать встает в конце колонны, как сумевшая защитить своих детей от Черта. Черта нельзя толкать руками и ставить ему подножки.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что введение национальных подвижных игр в уроки физической культуры позволило:
- повысить успеваемость по предмету
- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся
- повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Таким образом, использование национальных подвижных игр на уроках физической культуры и занятиях внеурочной деятельности способствует развитию необходимых физических качеств занимающихся, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
В конечном итоге введение национальных подвижных игр в уроках является не просто частью этнопедагогики, но и обеспечивает всестороннее физическое развитие ребенка и приобщение его к культуре не только своего народа, но и народов разных стран.
Только использование широкого спектра современных педагогических технологий дает педагогу возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
Педагогический опытучителя физической культурыВолобуева Юрия Григорьевича...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.
Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...

Методические рекомендации использования тувинских подвижных игр на уроках физической культуры
традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе воспитания детей и в физическом их совершенствовании....

Применение пластиковой бутылки на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.
Работа рассчитана на учеников и родителей, на приобщение их к регулярному выполнению физических упражнений, привитию им интереса к урокам физической культуры и спорта путём применения нестандарт...

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры с детьми, имеющими заболевания различной нозологии».
Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятие инвалидов...

ДОКЛАД Использование дистанционных образовательных технологий на уроках физической культуры
Доклад на городское метод.объединение 2021г....

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...