«Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
статья по физкультуре на тему

Волобуев Юрий Григорьевич

Педагогический опыт

учителя физической культуры

Волобуева Юрия Григорьевича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2014.docx280.27 КБ

Предварительный просмотр:

Волобуев Юрий Григорьевич

Управление образования

администрации Старооскольского городского округа

Белгородской области

МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

«Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»

                                        Педагогический опыт                                                          

                                                       учителя физической культуры

                 Волобуева Юрия Григорьевича

Старый Оскол – 2014

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ    КАРТА   ПЕДАГОГА

Старооскольский район  Белгородская область

Волобуев Юрий григорьевич

МБОУ «Гимназия № 18», учитель физической культуры, 15.08.1986 год,

5-е классы, 7-й класс, 8-е классы, 10-й класс, 11-й класс

Дата рождения:02.09.1961 год.

Место рождения:д. Анахино, Курская обл., Обоянский р-н.

Базовое образование: Белгородский педагогический институт им. М.С. Ольминского, учитель физической культуры, 1986 год.

Послужной список: 1986–2014 гг. - учитель физкультуры МБОУ «Гимназия №18» г.Старый Оскол.

Педагогический стаж и квалификационная категория: 28 лет, высшая категория.

Звания, награды, премии, научные степени: нет

Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: -

Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме): 2009 г. МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ», «Развитие и совершенствование физических качеств у обучающихся старшего звена».

Дата внесения опыта в муниципальную базу данных: 2009 г.

Имеются ли публикации (выходные данные): нет

Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания:подготовил

  • победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Пополитов И. Приказ от 23.12.2011г. № 1580;
  • призёра регионального этапа всерассийской олимпиады школьников по физической культуре Пополитова И. 2012г.;
  • призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Гребёнкин Д.;
  • призёра муниципаоьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Золотых М. Приказ от 29.01.2010г. №185.

Рабочий адрес:г. Старый Оскол, м-н Олимпийский 8

Домашний адрес: Белгородская область г.Старый Оскол,

м-н Лесной, д.16А, кв.21.

Рабочий телефон: 32-26-05      Домашний телефон: 43-05-48

Содержание:

1. Информация об опыте

2. Технология опыта                                                            

3. Результативность опыта                              

4. Библиографический список                        

5. Приложение к опыту                                                                                  

Информация об опыте

Тема опыта: «Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

        1. Условия возникновения, становления опыта.

        Формирование культуры здорового  образа жизни на ступени начального общего образования – это комплекс мер поформированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Здоровьесбережение в этой деятельности является главным приоритетом.

Опыт по данной теме отвечает требованиям современного образования, так как сегодня возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и физически здоровых. В настоящее время в муниципальном  бюджетном  общеобразовательном учреждении  «Гимназия № 18» созданы условия для формирования здорового образа жизни учащихся начального звена в соответствии с требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Последние три года в своей работе я использую следующие нормативно-правовые документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  8. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  9. Концепция УМК «Школа России».

     Формирование у учащихся необходимых знаний и умений в области культуры  здорового  образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни является основой для  укрепления здоровья, сохранения здоровья физического, психического и духовного.В процессе своей деятельности формирую у учащихся понимание  ценности здоровья и здорового образа жизни с раннего детства.В своей работе опираюсь на результаты исследований современной психологии, медицины, педагогики, позволяющие решать такие актуальные для данного возраста задачи, как формирование здорового образа жизни учащихся начального звена.

В МБОУ «Гимназия № 18», которая расположена в микрорайоне Олимпийский, я работаю с 20 августа 1984 года. В этом районе находятся школа искусств, спортивный клуб «Невский», 3 общеобразовательных школы. По результатам медицинского обследования в МБОУ «Гимназия №18» обучаются дети, отнесённые по состоянию здоровья к трём медицинским группам здоровья: основная (63%), подготовительная (30%), СМГ (5%). Дети, освобождённые от занятий физической культурой (2%). В начальных классах, где преподаю я, обучаются дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе – 2 человека; освобождены по состоянию здоровья от занятий физической культурой – 0 человек, многие дети относятся по состоянию здоровья к подготовительной группе.

2. Актуальность опытапредопределен тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

Здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.

Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей.По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в пять раз увеличивается  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.

Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.

3. Ведущей педагогической идеей опыта стала идея поиска оптимальной системы, обеспечивающей реализацию потенциальных возможностей ученика в области культуры здорового образа жизни  согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры.Обучение принципам ЗОЖ и здоровьесбережения учеников на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.Мотивация детей,  учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста  ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

4.Длительность работы над опытом.Начиная с 2011 года, применяю в своей работе различныездоровьесберегающиетехнологии, способствующие укреплению здоровья учащихся с учетом индивидуально-физических возможностей учащихся.

5.Диапазон опыта представлен рассмотрением этапов развитияи пониманием того, что наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа. Именно самостоятельная работа учащегося способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.  

Учебный процесс построен таким образом, что содержание уроков физической культуры и внеурочной деятельности позволяет регулярно использоватьосновные принципы формирования культуры здоровья, которые основываются на: системности (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему);дифференцированности (учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся начальной, основной и старшей школы); комплексности, преемственности; рациональном сочетании умственной и физической нагрузки. Концептуальные позиции формирования культуры здоровья - целенаправленный характер учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья у обучающихся, целостность и системность процесса формирования культуры здоровья у обучающихся; создание здоровьеформирующей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей. Учет состояния здоровья современных школьников (акцент на профилактику школьно-обусловленной патологии).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обратил внимание учителей наповышение ответственности  за сохранение, и укрепление здоровья школьников; предложил новые методы и формы работы, которые действительно позволяют добиться того, чтобы система обобщенных личностно-ориентированных целей образования обеспечивала связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способствовала устранению устаревших методик обучения, отстающих от образовательной программы.

6.Научно-теоретической базой опыта является:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Авторская программа физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор: доктор педагогических наук В.И.Лях, - М,: Просвещение, 2011 г.);

-Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2012. - 64с.;

-Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений  1 – 4 классы. Автор - В.И.Лях, Москва: Просвещение, 2009.;

- Методические издания по физической культуре для учителей по данной тематике.

     Программа включает в себя раздел «Основы знаний по физической культуре» и предполагает обучение теории в процессе каждого урока физической культуры. Изучаяраздел «Основы знаний по физической культуре» учащиеся приобретают знания по организационно-методическим требованиям, которые предъявляются на уроке физкультуры; узнают, что такое физические качества; знакомятся с режимом дня иузнаюткак он влияет на жизнь человека; узнают  что такое частота сердечных сокращений и как её измерять; узнают как оказывать первую помощь при травмах; учатся вести дневник самоконтроля.

В пункте 19.7 стандарта предписано: «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

7. Степень новизны состоит в том, что я разработала систему теоретических и практических заданий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, которые обеспечивают:

  • желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • применение рекомендуемого врачами режима дня;
  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

8. Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями физической культуры общеобразовательных учреждений.

Технология опыта

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой  личности, способной к творчеству, а также формирование у школьников понятия о том, что забота человека о своем здоровье, физическом развитии, физической подготовленности является главнейшим направлением современного общества. Для достижения этой цели существует  множество образовательных технологий, называемых  развивающими. Однако развитие личности происходит при любой технологии. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель.

Цель опыта: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы формирования культуры здоровья, применить на практике.

На основе закона РФ «Об образовании»считаю первостепенными задачами, способствующими достижению данной цели, следующие:

  • Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.
  • Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры.
  • Обучение принципам ЗОЖ и здоровьесбережения учеников на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.

В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

1.Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  • посещаю классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана работы;
  • беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  • читательские конференции провожу совместно с библиотекарем гимназии. Они помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
  • мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10минут; для проведения некоторых лекций приглашаю медицинскую сестру.

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  • педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  • приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  • воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  • тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
  • круглый стол, данные формы я применяю для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

3.Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у учащихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение. Наказание состоит в выражении морального порицания, осуждения.

4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать учащимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися и формированию культуры здоровья.

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  • активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 68 %; бег - 46 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 70 %.
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах (сценариях, рефератах, исследовательских работах);
  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

Планируемое получение результатов:

  • Осознание школой проблематики и повышение ответственности ее за сохранение, и укрепление здоровья школьников.
  • Создание на уроках физической культуры и на внеурочных занятиях  условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Высокая мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни.
  • Создание системы профилактики вредных привычек.
  • Эффективное взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей, подростков и молодежи.
  • Стабилизация с дальнейшим улучшением здоровья школьников.
  • Снижение острой и хронической заболеваемости.
  • Приобретение обучающимися навыков культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Повышение функциональных и адаптационных возможностей организма детей, активизация умственной и физической работоспособности, улучшение здоровья.
  • Создание портрета выпускника начальной школы - то есть к окончанию 4го класса – (по ФГОС начального общего образования): любознательный, любит свой край, Родину; уважает и принимает ценности семьи; умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию; у которого сформированы установки на сохранение и укрепление здоровья, навыки здорового и безопасного образа жизни и он их выполняет.

Выделяя наиболее существенные моменты своей деятельности в данном направлении, была сформулирована ведущая педагогическая идея данного опыта, которая заключается вактивном использованииздоровьесберегающих технологий.Обучению принципам ЗОЖ и здоровьесбережения учеников на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.Мотивация детей,  учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста  ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Система работы по формированию культуры  здорового  образа  жизниучащихся включает в себя следующие компоненты:

  • Мониторинг уровня физического развития учащихся.(Приложение 1).
  • Мониторинг показателей здоровья обучающихся.(Приложение 2).
  • Мониторинг пропусков уроков по болезни.(Приложение 3).
  • Содержательные линии раздела«Основы знаний по физической культуре».(Приложение 4).
  • Объем двигательной активности учащихся начальных классов.(Приложение 5).
  • Данные классных журналов: пропуски уроков, листы здоровья. (Приложение 6).

Мониторинг физического развития проводится с целью выявления уровня физического развития учащихся.

Методы диагностики:

  • контрольные измерения двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, прыгучести), проводятся 2-ва раза в год (сентябрь, май);
  • сравнительный анализ данных измерений.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы я рассматриваю как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.

Методы диагностики:

  • сравнительный анализ распределения учащихся по медицинским группам за три года.

Мониторинг пропусков уроков по болезни.

Методы диагностики:

  • сравнительный анализ пропуска уроков за три года.

Результативность опыта

Анализируя проделанную работу, можно отметить ряд положительных

результатов. Три года  целенаправленной работы по применению на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий позволяет сделать определенные выводы:

  • Наблюдается положительная динамика роста уровня физического развития учащихся.
  • Наблюдается улучшение здоровья детей (уменьшение количества учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной группе и увеличение учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к основной группе).
  • Наблюдается уменьшение пропусков уроков по болезни.

Открытый урок по формированию культуры здорового образа жизни в рамках гимназического семинара по инновационным технологиям 17.11.2011г.получил высокую оценку со стороны администрации гимназиии коллег.

Опыт работы по теме: «Формирование  здорового образа жизни учащихся начального звена в соответствии с требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»обобщён на школьном уровне.

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  • активное использование  учащимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 68 %; бег - 46 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 70 %.
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • уровень усвоения материала учебных занятий и внеурочных мероприятий рефлексивно-созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах (сценариях, рефератах, исследовательских работах);
  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

Используя в работе информационные технологии, Ольга Петровна накопила большой материал по теоретическому и технико-тактическому разделу программы, который позволяет проводить уроки в соответствии с современными требованиями.

Библиографический список:

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  2. Артюнина Г.П. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, учебник Москва, 2007 г.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИЦ «Академия», 1997.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
  5. Божович Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. — М.: Воронеж, 1995.
  6. Бугаева Н. Н.. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.
  7. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
  8. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
  9. Гришкина Л.И., Гун Г.Е. Формирование культуры здоровья педагогов в современной образовательной системе: Учебное пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2007.
  10. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.  
  11. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.  
  12. Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе.-М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
  13. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
  14. Николаева М. В.. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.
  15. Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 г.

Приложение:

  1. Приложение №1. Мониторинг уровня физического развития учащихся.
  2. Приложение №2. Примерный комплекс упражнений для развития физических качеств.

Для развития физических качеств учащихся: силы, гибкости, ловкости, выносливости, координации движений применяю различные физические упражнения.

A description...A description...

 Упражнения для развития силовых качеств  - сгибание и разгибание

 рук в упоре.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на гимнастических скамейках,

подтягивание в висе.

Игровые задания по баскетболу.

Упражнения у гимнастической стенки.

Стрельба из пневматической винтовки по откидным мишеням.

Упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения с гимнастической скакалкой и выпрыгивание вверх с высоким подниманием бедра

Упражнения для мышц брюшного пресса и спины

  1. Приложение №3. Мониторинг пропусков уроков по болезни.
  2. Приложение №4. Содержательные линии раздела «Основы знаний по физической культуре».
  3. Приложение №5. Объем двигательной активности учащихся начальных классов.
  4. Приложение №6. Данные классных журналов: пропуски уроков, листы здоровья.
  5. Приложение №7. Фотографии спортивных мероприятий.

Приложение 1

МОНИТОРИНГ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В I-XI КЛАССАХ

МБОУ «Гимназия №18»

Класс

Уровень физического развития в %

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

Высокий

Выше  ср. сс…среднего

Средний

Ниже  ср. сссреднего

Низкий

Высокий

Выше  ср. ........среднего

Средний

Ниже  ср. среднего

Низкий

Высокий

Выше  ср. среднего

Средний

Ниже  ср. среднего

Низкий

Высокий

Выше  ср. среднего

Средний

Ниже  ср.  ср.среднего

Низкий

1А, 2А

19

58

19

4

-

19

58

19

4

-

4

58

38

-

-

2А, 3А

15

56

27

12

-

26

48

18

8

-

15

59

19

7

-

5

27

42

21

5

11

16

57

11

5

5А, 6А

5

45

32

13

5

17

43

35

-

5

8

54

21

13

4

8

22

46

12

12

31

33

17

37

-

8А, 9А

3

6

6

3

1

30

30

25

15

-

11

47

26

16

-

5

21

37

37

-

12

35

24

29

-

10Б, 11Б

8

29

42

21

-

14

32

36

14

4

9

30

39

22

3 Б

13

35

48

-

4

2 Б

4

27

50

19

-

10 Б

14

36

29

21

-

Итого:

в   %

8,5

%

33

%

31

%

15

%

3

%

20

%

37

%

29

%

15

%

1,7

%

10

%

43

%

34

%

12

%

1

%

Приложение 2

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ

МБОУ «Гимназия №18»

Класс

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Осн.

Подг.

СМГ

Осн.

Подг.

СМГ

Осн.

Подг.

СМГ

3 «А»

19

7

-

18

9

1

21

6

1

3 «Б»

12

10

3

13

12

-

14

11

1

3 «А» класс

3 «Б» класс

Приложение 3

МОНИТОРИНГ ПРОПУСКОВ УРОКОВ ПО БОЛЕЗНИ  

МБОУ «Гимназия №18»

Класс

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

3 «А»

517

201

-

3 «Б»

455

986

352

3 «А» класс

3 «Б» класс

Приложение 4

Содержательные линии раздела «Основы знаний по физической культуре».

Ступень образования

Содержательные линии

1 класс

Овладение основными культурно-гигиеническими навыками:«Я умею», «Я могу», «Сам себе я помогу». Навыки самообслуживания.  Какая польза от прогулок? Зачем нам нужно быть здоровым? Спорт в моей жизни.Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Правильный режим дня. Зачем человеку нужен отдых? Зачем нужен свежий воздух?

2 класс

Мы за здоровый образ жизни. Особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни, в моей семье. Правила безопасного поведения.

3 класс

Осознанно о правильном и здоровом питании. Витамины в моей жизни. Правила оказания первой медицинской помощи. Правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни. Нет вредным привычкам! Роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Быть здоровым – это здорово!

Приложение 5

Объем двигательной активности учащихся начальных классов.

Класс

Ежедневный  объём времени (часов)

Культурно-оздоровительные мероприятия

Гимнастика до учебных занятий (мин)

Физкультминутка на уроках(мин)

Подвижные перемены(мин)

Спортивный час в продленном дне (ч)

I

2

5-6

5

15-20

1

II

2

5-6

5

15-20

1

III

2

5-6

5

15-20

1

IV

2

5-6

5

15-20

1

Класс

Уроки физкультуры в неделю (час)

Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (час)

Общешкольные мероприятия

Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)

Участие в соревнованиях в учебном году (раз)

Дни здоровья и спорта

I

3

1

6-8

Ежемес.

10-15

II

3

1

6-8

Ежемес.

15-20

III

3

1

6-8

Ежемес.

15-20

IV

3

1

6-8

Ежемес.

15-20

Приложение 6

Данные классных журналов: пропуски уроков, листы здоровья.

Приложение 7

Проведение спортивных мероприятий (фото)


Открытие Олимпийского парада

        

Выступление спортсменов в Олимпийском параде

        

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие физических качеств на уроках физической культуры

На уроке физической культуры развитие физических качеств осущесвляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей учащихся....

Развитие физических качеств на уроках физической культуры

Для учителей физической культуры. Развитие физических качеств....

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры...

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...

Презентация на тему: "Развитие физических качеств на уроках физической культуры"

Презентация была подготовлена для участия  в конкурсе "Лучший специалист в системе физического воспитания Калужской области". В ней  кратко описывается схема конкурсного урока...