Русская народная игра "Лапта"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Лапта- русская народная спортивная игра. Играть в неё может каждый желающий, для этого нужно создать команду и приобрести биту и мяч. В данном сообщении рассказано об истории возникновения лапты, кратко описана суть и более подробно правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapta.docx100.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Еленинская СОШ

Русская народная игра «Лапта»

Составитель: Членова Л.Д

2024г.

Цель: познакомить учащихся с правилами игры, различными приёмами и уловками русских народных игр, рассказать об истории возникновения игр, воспитывать честность и доброту.

Лапта-одна русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны – игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой – представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.Русская лапта

Описание русской лапты

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты – ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру – это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в г. Новгород в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах 20 столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус – Федерации русской лапты, которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.

Правила игры в лапту.


В лапту играют две команды по 6 человек.

Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.

Каждая такая перебежка приносит команде
2 очка, выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.

Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки.

Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

Игрок, совершивший перебежку за линию «кона», может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов.

Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

Мяч, попавший в площадку за штрафной линией и отскочивший за пределы поля, а так же вылетевший за линию «кона» считается правильным.

Вторая команда располагается в «поле».

Её цель - не дать сопернику выполнить перебежку и как можно скорее занять «город». Сделать это можно при помощи «осаливания» /попадания/ мячом в любую часть тела бегущего, без отскока от земли, при этом мяч должен быть выпущен из руки.

До удара игроки «поля» могут находиться в любом месте площадки, кроме штрафной зоны.
После удара имеют право двигаться в любом направлении, а так же передавать мяч друг другу для «осаливания».

«Осалив» соперника игроки «поля» должны занять «город», «осаленные» могут отыграться.

Отыграться можно неограниченное количество раз, пока все игроки одной из команд не окажутся за линией «города» или «кона».

Игроки «поля» могут набирать очки, ловя мяч с воздуха («свеча»).

«Свеча»- одно очко.

Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Можно:

• Каждый игрок команды «города» получает право на следующий удар каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город».

• Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

• Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента при удачном ударе по мячу их товарищем по команде.

• Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.

Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

Нельзя:

• Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим.

• Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка

Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линии:

Линия города, штрафная линия, линия кона.

На расстоянии 1,5 м от линии «города», с правой стороны площадки, чертится линия «пригорода» (штрафная) длиной 3 м.

По концам линий, отмечающим «город», «кон» и «пригород», ставится по флажку.

Зоны:

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

Ширина "города"- 5м.

Бита

Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

Конфигурации бит могут быть различными.

В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.

Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и ∅ 2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...