Проектная технология на уроках физической культуры
материал по физкультуре (6 класс)
Проектная технология на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектные технологии на уроках физической культуры
ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В ходе модернизации образования одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Виды проектов разнообразны.
Выделяют четыре основные категории:
- информационный и исследовательский проект,
- обзорный проект,
- продукционный проект,
- проекты инсценировки.
Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Использование мультимедийных презентаций во внеурочной деятельности и на уроках физкультуры Использование мультимедийных презентаций на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности. Как у учителя физкультуры вариантов использования презентаций у меня не очень много. Потому что на физкультуре, согласитесь, нельзя искусственно, «за уши», притягивать ИКТ. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который всего ничего отведено времени программой (2 часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и я и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры( не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя). Свой опыт проектной деятельности во внеурочных мероприятиях я разместила в опен классе и для примера - презентацию своей ученицы. Вывод в своей презентации она сделала верный. Детям, как мне кажется, такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса. Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности, и в старших классах, даю задание уч-ся - подготовить презентацию. Оцениваем её вместе с детьми. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, дети ищут материал в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор. Во внеклассной работе мне очень нравится использовать данный продукт, мероприятия становятся зрелищными, интересными, необычными. Я получаю удовлетворение от такой творческой работы и сама с интересом работаю и узнаю новое. А еще для меня это общение почти на равных со своим собственной внучкой. Я хоть и отстаю, но стараюсь постичь и тоже учусь! Не устраивает в работе что?: лишняя загруженность бумажной работой, которая пропорционально уменьшает объем времени, который я смогла бы потратить на творческую работу. Но все-таки стараюсь догонять! Своим коллегам желаю творческих успехов, терпения! У нас всё получится!
Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны:
прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников.
Например: «Комплекс утренней гимнастики» (учащиеся 1–2-х классов), «Мой режим дня», «Саморазвитие: программа по развитию гибкости», «Саморазвитие: программа по развитию силовых способностей» (учащиеся 7-х классов).
Сборник игр «Любимые подвижные» − акробатические комбинации, комплексы физических упражнений
Социальные проекты: − видеофильм «Баскетбол — это наша судьба» видеоролик «Скажи жизни — ДА!", флеш-моб «Делать вместе зарядку — это весело!" . Их ценность заключается в реальном использовании продукта на практике и его направленности на решение заданной социальной проблемы, задачи.
Учебно-исследовательские проекты: проекты-презентации «Спорт в моей жизни и семье», презентация «Здоровый образ жизни нашего класса» (групповой проект), проект «Моя двигательная активность в норме?" Чаще всего такие проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.
Информационные проекты: проект «Олимпийские игры Древней Греции», проект «Олимпийские игры древности и современности», буклет «Вот это мышцы!", проекты по истории возникновения и развития видов спорта, например: «Интересные факты: шахматы», «Почему баскетбольный мяч похож на апельсин», «Бокс и кулачный бой — одно и то же?". Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера.
Игровые и ролевые проекты: спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время. Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту. С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-445064-1585723674.jpg)
Использование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
использование проектной деятельности на уроках ФК...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-445064-1585723674.jpg)
исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813370-1473334980.jpg)
Проектные технологии на уроках физической культуры
В статье описаны особенности проектной деятельности на уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-929248-1496786122.jpg)
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059349-1537291152.jpg)
Продуктивность использования образовательных технологий. 1 Проектная деятельность на уроках физической культуры.
Проект ученицы 9 а класса – победительницы соревнований Лаврентьевой Алины....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-540899-1417529195.png)
Проектная технология на уроках физической культуры
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.В своей педагогической деятельности проектную технологию я...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/22/picture-1139414-1555944380.jpg)
Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №2
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленно...