Проектная технология на уроках физической культуры
материал по физкультуре (6 класс)
Проектная технология на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектные технологии на уроках физической культуры
ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В ходе модернизации образования одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Виды проектов разнообразны.
Выделяют четыре основные категории:
- информационный и исследовательский проект,
- обзорный проект,
- продукционный проект,
- проекты инсценировки.
Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Использование мультимедийных презентаций во внеурочной деятельности и на уроках физкультуры Использование мультимедийных презентаций на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности. Как у учителя физкультуры вариантов использования презентаций у меня не очень много. Потому что на физкультуре, согласитесь, нельзя искусственно, «за уши», притягивать ИКТ. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который всего ничего отведено времени программой (2 часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и я и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры( не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя). Свой опыт проектной деятельности во внеурочных мероприятиях я разместила в опен классе и для примера - презентацию своей ученицы. Вывод в своей презентации она сделала верный. Детям, как мне кажется, такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса. Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности, и в старших классах, даю задание уч-ся - подготовить презентацию. Оцениваем её вместе с детьми. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, дети ищут материал в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор. Во внеклассной работе мне очень нравится использовать данный продукт, мероприятия становятся зрелищными, интересными, необычными. Я получаю удовлетворение от такой творческой работы и сама с интересом работаю и узнаю новое. А еще для меня это общение почти на равных со своим собственной внучкой. Я хоть и отстаю, но стараюсь постичь и тоже учусь! Не устраивает в работе что?: лишняя загруженность бумажной работой, которая пропорционально уменьшает объем времени, который я смогла бы потратить на творческую работу. Но все-таки стараюсь догонять! Своим коллегам желаю творческих успехов, терпения! У нас всё получится!
Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны:
прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников.
Например: «Комплекс утренней гимнастики» (учащиеся 1–2-х классов), «Мой режим дня», «Саморазвитие: программа по развитию гибкости», «Саморазвитие: программа по развитию силовых способностей» (учащиеся 7-х классов).
Сборник игр «Любимые подвижные» − акробатические комбинации, комплексы физических упражнений
Социальные проекты: − видеофильм «Баскетбол — это наша судьба» видеоролик «Скажи жизни — ДА!", флеш-моб «Делать вместе зарядку — это весело!" . Их ценность заключается в реальном использовании продукта на практике и его направленности на решение заданной социальной проблемы, задачи.
Учебно-исследовательские проекты: проекты-презентации «Спорт в моей жизни и семье», презентация «Здоровый образ жизни нашего класса» (групповой проект), проект «Моя двигательная активность в норме?" Чаще всего такие проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.
Информационные проекты: проект «Олимпийские игры Древней Греции», проект «Олимпийские игры древности и современности», буклет «Вот это мышцы!", проекты по истории возникновения и развития видов спорта, например: «Интересные факты: шахматы», «Почему баскетбольный мяч похож на апельсин», «Бокс и кулачный бой — одно и то же?". Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера.
Игровые и ролевые проекты: спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время. Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту. С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
использование проектной деятельности на уроках ФК...
исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных к...
Проектные технологии на уроках физической культуры
В статье описаны особенности проектной деятельности на уроках физической культуры....
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
Продуктивность использования образовательных технологий. 1 Проектная деятельность на уроках физической культуры.
Проект ученицы 9 а класса – победительницы соревнований Лаврентьевой Алины....
Проектная технология на уроках физической культуры
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.В своей педагогической деятельности проектную технологию я...
Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №2
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленно...