Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
проект по физкультуре на тему
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные мероприятия», «Спартакиада учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 17.75 КБ |
proekt.docx | 41.09 КБ |
zashchita.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Я, Акберов Артур Андреевич, учитель МБОУ «Школа №47» Советского района г. Казани, представляю Вам свой проект.
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания ценностного и бережного отношения к собственному здоровью учащихся, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.
Наше кредо ««Через педагогику – к здоровью, через образование –
к здоровому образу жизни».
В наших школах – это одно из главных направлений.
В рамках реализации комплексной программы «Здоровье школы» разработан проект «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС».
Актуальность проблемы - недостаточное информирование учащихся о значении физической культуры для укрепления здоровья и всестороннего развития личности.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы на основе историко-педагогического анализа литературы.
2. Выявить содержание и структуру понятия «здоровьесберегающих технологий».
Гипотеза исследования: применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе средней школы будет более эффективным при условии усиления теоретической и практической подготовки учащихся в сфере физической культуры и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
- Улучшение состояния здоровья и повышение физической работоспособности школьников
- Повышение динамики физического развития учащихся
- Углубление знаний учащихся и родителей в области физической культуры и спорта
Для достижения результативности используем здоровьесберегающие технологии.
По Н.К. Смирнову определены общие задачи здоровьесбережения в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача минимум сводится к тому, чтобы выявить факторы, оказывающие влияние на учащихся в образовательном процессе, и устранить их. Задачу-оптимум , включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Под здоровьесберегающими технологиями в физическом воспитании понимается –совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные мероприятия», «Спартакиада учащихся».
В процессе работы над проектом осуществляется мониторинг состояния здоровья учеников по группам и уровню физического развития учащихся.
Систематически применяемые
физкультура и спорт – это молодость,
Которая не зависит от паспортного
возраста, это – старость без болезней,
Которую оживотворяет оптимизм,
Это – долголетие, которому
Сопутствует творческий трудовой
Подъем, это, наконец, здоровье –
Самый большой источник красоты.
И.М. Саркизов-Серазини
Мы все должны помнить, что «Здоровое поколение – здоровая Россия».
Предварительный просмотр:
Проектная работа
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Выполнил:
Учитель физической культуры
МБОУ «Школа № 47» г. Казани
Акберов А.А.
г. Казань 2017 г.
Содержание
- Актуальность проекта
- Анализ проблемы
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Гипотеза исследования
- Принципы построения проекта
- Предполагаемые результаты
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Организационная база исследования
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
1.1. Требования к предметным результатам изучения предмета физическая культура в условиях реализации ФГОС с точки зрения здоровьесбережения
1.2. Роль учителя физической культуры в сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения
1.3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
1.4. Использование некоторых элементов физической культуры в других предметных областях
1.4.1.Физкультминутки
1.4.2. Физкультпаузы
1.5. Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам, площадкам, инвентарю и оборудованию
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность проекта
Физическая культура в школе это спортивная деятельность, направленная
на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.
Сохранение здоровья определяет будущее нашего ребенка и нашей страны. Через физическое воспитание ребенок может развиваться, может проявлять свои умения и навыки.
На современном этапе важно, какие традиции поддерживает семья, в каких условиях находится ребенок, какое влияние оказывает семья на физическое воспитание ребенка.
Анализ проблемы. Недостаточное информирование населения о значении физической культуры для укрепления здоровья и всестороннего развития личности.
Физическое воспитание, взятое само по себе, не может стать самоцелью.
Социальную значимость оно приобретает лишь в связи с другими сторонами гармонически развитой личности.
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей у учащихся.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы на основе историко-педагогического анализа литературы.
2. Выявить содержание и структуру понятия «здоровьесберегающие технологии».
3. Разработать и экспериментально проверить программно-содержательные обеспечения процесса применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
4. Выявить эффективность предположенной методики и педагогических условий применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе средней школы будет более эффективным при условии разработанности программно-содержательного обеспечения процесса физического образования на основе усиления теоретической подготовки учащихся в сфере физической культуры и здорового образа жизни.
Принципы построения проекта
- Укрепление здоровья
- Создание гигиенечески нормальных условий быта
- Последовательность
- Принцип непрерывности
- Принципы деффиренциального подхода
Предполагаемые результаты
- Улучшение состояния здоровья и повышение физической работоспособности школьников
- Семья становится активным инициативным участником процесса
- Повышение динамики физического развития учащихся
- Воспитание высоконравственной личности способной любить уважать свою семью, свою Родину
- Углубление знаний учащихся и родителей в области физической культуры и спорта
Объект исследования - образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
Организационная база исследования. Исследование было организовано и проведено в период с сентября 2016 года по март 2017 года на базе Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «Средние общеобразовательные школы Советского района» г. Казани.
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания ценностного и бережного отношения к собственному здоровью учащихся, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. В то же время в стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. В современных российских школах с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учащихся учитывается недостаточно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер.
Учителя недостаточно применяют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья. Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный ученик должен обладать знаниями о человеческом организме, быть компетентным в области сохранения своего здоровья, знать о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на предупреждение и развитие заболеваний, владеть способами сохранения своего здоровья, выполнять комплексы упражнений снятия утомления и повышения работоспособности, Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья т. е обладать высоким уровнем культуры здоровья. Одним из путей достижения такого уровня является формирование готовности учащихся школ к здоровьесбережению.
Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволят обучающимся сохранить здоровье успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
В условиях реализации ФГОС приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление его здоровья с использованием здоровьесберегающих технологий.
ГЛАВА 1.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
1.1.Требования к предметным результатам изучения предмета физическая культура в условиях реализации ФГОС с точки зрения здоровьесбережения.
Предметные результаты изучения предмета физическая культура в условиях реализации ФГОС с точки зрения здоровьесбережения должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
-освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой.
1.2. Роль учителя физической культуры в сохранение и
укрепление здоровья подрастающего поколения.
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе, помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Учителю на уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.
1.3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
2.учет имеющихся у ребенка заболеваний;
3. не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала;
4. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения). Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику малоподвижности детей. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьесберегающих условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года преподаватель должен начинать с диагностических обследований уровней физического развития детей. Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Данная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.
Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждого класса с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей, требований СанПиНа и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка.
1.4. Использование некоторых элементов физической культуры
в других предметных областях.
Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:
- предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
-устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц;
-устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
1.4.1.Физкультминутки.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми младшего школьного возраста. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях , обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера — как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д. Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью.
Дети младшего школьного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, необходимо предложить им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.
1.4.2.Физкультпауза.
Физкультпауза — это форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашнего задания. Обычно через 35—40 минут занятий у подростка ослабляется внимание, от долгого сидения нарушается кровообращение. Для повышения умственной работоспособности, улучшения кровообращения, активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма необходимо устраивать короткие — на 5—10 мин — перерывы в работе с выполнением физических упражнений.
Физкультурные паузы состоят из 5—8 упражнений, повторяемых 6—8 раз в среднем темпе. Упражнения должны быть простыми, хорошо знакомыми подростку. В физкультпаузы включают упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног. Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны , повороты и круговые движения . В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки на скакалке и др.
Заканчивается физкультпауза легким бегом или прыжками, после чего следуют упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
1.5. Санитарно-гигиенические требования .
Соблюдение санитарно-гигиенических требований является неотъемлемой частью для успешного достижения здоровьесбережения. Вот некоторые из них:
- наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
- наличие аптечки;
- спортивный инвентарь по возрасту;
- наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
1.5.1 Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам:
-количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося;
- полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность;
- полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2 часа занятий;
- стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча;
- потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску;
- освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
- вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом;
- управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки;
- на всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки;
- в помещении на видном месте должен быть план эвакуации;
- в спортивном зале должно быть 2 выхода.
1.5.2. Санитарно - гигиенические требования
к открытым спортивным площадкам:
- должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов;
- площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми;
- беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша;
- прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40см. Песок должен быть чистым;
- места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.
1.5.3. Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию:
- все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности;
- гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы;
-жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны осматриваться по всей длине;
- гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой;
- гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев;
- опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены;
- гимнастические маты должны укладываться вплотную;
- гимнастический мостик должен быть подбит резиной;
- мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой;
- вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу.
Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведенный историко-педагогический анализ на основе использования интерпретации фактов, ситуаций и явлений позволил выявить общее в осуществлении изучаемого феномена в различные исторически периоды у разных народов.
Здоровьесбережение учащихся являлось и является атрибутом функционирования любого образовательного учреждения, в том числе и общеобразовательного.
Физические упражнения - важнейший фактор сохранения и укрепление здоровья обучаемых.
Работа по сохранению здоровья учащихся носила эпизодический фрагментарный характер в образовательных учреждениях на протяжении всей истории образования, систематический характер стала приобретать во II половине ХХ столетия. Основными факторами востребованности в решении проблемы здоровьесбережения в образовательных учреждениях является ухудшение общего состояния здоровья учащихся и значительные перегрузки.
2. Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование - к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение учащихся. Основными задачами здоровьесбережения являются:
- Формирования потребностей учащихся в сохранении и укрепление своего здоровья.
- Создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды.
- Информационное обеспечение процесса здоровьесбережения.
- Применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих потребностей.
3. В условиях интенсивных социально-экономических преобразований, активизации инновационных процессов в педагогике, перехода общеобразовательных школ к профильному обучению актуальными становятся проблемы формирования здорового обреза жизни и сохранения здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Вопросы здоровьесбережения актуализируются проявлением устойчивой тенденции увеличения численности учащихся с физическими и психическими отклонениями в общеобразовательных школах. Проведенный анализ теории и практики использования здоровьесберегающих технологий показывает, что существенный эффект приносит применение педагогических средств в процессе сохранения и укрепления здоровья учащихся. Создание педагогической здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе, повышение информированности учителей, учащихся, психологов, валеологов создают предпосылки для сохранения здоровья учащихся.
Таким образом, поиск путей сохранения здоровья учащихся, в том числе старшеклассников, в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе имеет важное значение.
4. Одним из направлений сохранения здоровья учащихся является формирование готовности к здоровьесбережению. Под формированием готовности старшеклассников понимается процесс развития личностных качеств, основным содержанием которого является формирование бережного отношения к своему здоровью, обеспечение знаниями и умениями по его сохранению в условиях функционирования общеобразовательной школы.
5. Организация программно-информационного обеспечения позволяет:
- определить содержание формирования готовности учащихся к здоровьесбережению в учебном процессе и во внеклассной работе;
- разнообразить формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению;
- обеспечить возможность функционирования информационно-диагностического и операционально-деятельностного компонентов.
Интеграция учебно-предметной, факультативной и клубно-оздоровительной работы по здоровьесбережению учащихся как педагогическое условие создает возможности использования преемственных средств, форм и методов здоровьесбережения; объединения усилий учителей, медицинских работников, психологов, валеологов по сохранению и укреплению здоровья учащихся общеобразовательных школ.
6. В целях повышения эффективности формирования готовности учащихся в общеобразовательного учреждения к здоровьесбережению была разработана интегративная программа сохранения здоровья в ходе учебно-воспитательного процесса, включающая систему семинаров, практических занятий, тренингов.
Исследование показало, что при соблюдении педагогических условий реализации модели, интегративная программа способствует осознанию учащимися старших классов необходимости сохранять свое здоровье, обеспечивает знаниями и умениями здоровьесбережения.
Литература
1. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).
2. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
3. М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
4. Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
5. М.Южаков,«Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2006, №30.
6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с.
7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
8. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. 5-11классы.- Волгоград: «Учитель», 2011г.
9. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.- Волгоград: «Учитель», 2009г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся
Актуальность проблемы Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования Увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья Снижение двигательной активности школьников Физическая культура может компенсировать отрицательные явления
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий. Задачи исследования : 1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников. 2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся. 3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья учащихся в школе.
Организация учебного процесса без ущерба здоровью учащихся ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИИ Укрепление здоровья Формирование здоровья Сохранение здоровья
Причины нарушений здоровья Проблемы Заболевание опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, плоскостопие. Снижение зрения. Нервно-психические расстройства. Причины Малоподвижный образ жизни. Неправильная привычка. Незнание средств, форм. Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями
УСПЕХ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ активное участие в процессе самих учащихся; создание здоровьесберегающей среды в школе; компетентность и грамотность педагогов; планомерная работа с родителями; взаимодействие с социально-культурной сферой.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Гигиенический режим Использование оздоровительных сил природы Двигательный режим
Гигиенический режим Требования к спортивному оборудованию Освещенность зала Требования к расписанию уроков Чистота помещений Личная гигиена учащихся Воздушно- тепловой режим Условия здоровьесбережения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПРИРОДЫ
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Урок физической культуры Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня Внеклассная работа Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫМ ФОРМАМ РАБОТЫ валеологическое просвещение учащихся и их родителей; проведение нетрадиционных уроков; комбинирование методов физического воспитания;
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Тестирование в начале года Составление списков по уровням физического развития Ежемесячное тестирование Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств Итоговое тестирование Анализ результатов Отслеживание изменения показателей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Повышение успеваемости по предмету. Рост физической подготовленности. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни. Повышение динамики состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников.
«Здоровое поколение – здоровая Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...
доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Доклад в форме презентации на районном МО учителей физической культуры. "Здоровье -это достояние не только каждого человека, но и всего общества." Именно в школьном возрасте закл...
Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
Цель программы: Повышение эффективности учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе метода круговой тренировки на уроках в условиях реализации ФГОС....
«Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценно...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
личный опыт ратоты с одаренными детьми...