Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №2
методическая разработка по физкультуре (10 класс)
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого, учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_primeneniyu_proektnyh_tehnologiy_na_urokah_fizicheskoy_kultury_19.docx | 76.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия № 2»
________ Щелоков А.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»
«Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №2»
Разработал:
учитель физической культуры
Читаев И.В.
Рязань, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1. Метод проектов и цели проектного обучения по физической культуре.
2. Виды проектов по физической культуре.
3. Методика привлечения учащихся к участию в проектной деятельности.
4. Проектная деятельность учащихся
Выводы.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение.
Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).
Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого, учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.
Новые требования современное образование предъявляет и к самому педагогу – это разработка и реализация собственных проектов, руководство проектной деятельностью учащихся.
Итак, актуальность можно обосновать следующими положениями:
1. Требование ФГОС.
2. Аттестация учеников с ослабленным здоровьем.
3. Аттестация самого педагога.
1. Метод проектов и цели проектного обучения по физической культуре
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации этой задачи, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило меня искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, заставляя детей исподволь изучать теоретическую часть предмета физическая культура.
Этапы работы: выдвижение гипотезы, определение актуальности, определение темы, цели и задач проекта, выбор объекта, предмета исследования, подбор методов исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации, сравнение, анализ, сравнение результатов исследований с научными знаниями, создание продукта, подведение итогов работы, оценка новизны, значимости, оформление материалов, создание презентации для защиты проекта.
Результаты работы над проектами: в ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности, что соответствует требованиям ФГОС.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не только предметные результаты, а в основном интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Много споров возникало именно в том, можно ли считать ли проектами работы учащихся в том или ином направлении и основным предметом спора были именно вопросы новизны и значимости. Но давайте исходить из интересов ребенка, что является именно для него новым и значимым на данном периоде обучения. Учащиеся, условно самостоятельно, работая над проектом, констатируют новый, им неизвестный факт, или анализируя полученные результаты, приходят к новому для них выводу, что само по себе повышает качество образования, т.к. они превращаются из объекта в субъект обучения, самостоятельно учатся и активно влияют на содержание собственного образования. Таким образом, в повышении активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения.
Цели проектного обучения:
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
- Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление.
- Способствовать повышению самооценки учащихся.
2. Виды проектов по физической культуре
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время, применительно к физической культуре большей частью внеурочное.
Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.
Информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Выполнение проектов данного вида обычно не представляют затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют ее по предложенной структуре.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта – результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
- предмет информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов
- аналитическая работа над собранными фактами
- выводы
В случае необходимости может вносится корректировка первоначального направления, дальнейший поиск информации по уточненным направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта,
- заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Темами информационный проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков.
Исследовательские проекты
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике могут служить «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. И для родителей, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…
Совместно с врачами мы реализовывали сугубо индивидуальные проекты «Моё здоровье в моих руках», целью которых является приобщение детей с ослабленным здоровьем к адаптивной физической культуре. Здесь много положительных моментов. Дети с ослабленным здоровьем не «отбывают наказание» во время урока физкультуры на лавочке, а работают по индивидуальному плану, выполняя посильную физическую нагрузку. Ведя журнал самочувствия, учатся анализировать, делать выводы. Данный проект растянут во времени исполнения, поэтому высока роль промежуточного контроля за его выполнением, внесением корректировок. Для ребенка очень важна заинтересованность взрослых участников: учителя, врача и конечно родителей, а положительный эффект стимулируют к дальнейшей деятельности.
Творческие проекты.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме были созданы проекты «Сочи - 2014»
Приключенческие, игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.
Практико-ориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
На основании ежегодно проводимого мониторинга физического состояния учащихся, создаются индивидуальные «Программы действий на учебный год», а затем и задание на лето.
3. Методика привлечения учащихся к участию в проектной деятельности.
Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
4. Проектная деятельность учащихся
Метод проектной деятельности нашел успешное применение в моей работе. Учащиеся успешно освоили этот метод и выполняли проекты индивидуальные и коллективные. Проектная деятельность позволила пробудить в учащихся интерес к физической культуре, повысить результативность. В работе использую принцип от простого к сложному. На уроках дети любят задавать вопросы, на которые даю возможность ответ найти самостоятельно. Сообщение – это небольшое исследование ответ на вопрос, заданный на уроке. С сообщениями ребята выступают в начале урока. Примеры тем сообщений: «Зачем нужна разминка?», «Чем отличается зарядка от разминки?», «Вред и польза капроновых колготок!?» и другие.
Инструкция по выполнению двигательного действия - помогает понять суть движения. Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными учениками, но и с учениками, у которых что-либо не получается. Например, у ребенка не получается верхний прием и передача мяча в волейболе. Он составляет инструкцию. Задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить вместе результат и исправить ошибки. Ученик по этой инструкции может научить одноклассника.
Реферат - подготовка к написанию проекта, элемент проекта. Реферат обычно пишут ученики, которые освобождены от урока на 2-4 недели. Это краткосрочный проект. При выполнении реферата ученикам выдается инструкция по правилам его оформления.
Презентация - ученики приступают к ее выполнению после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (получение учеником знаний о себе, знаний из области физической культуры, истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий.
При написании сообщения, инструкции, реферата, презентации вместе с получением информации ученик учится правильно излагать материал, оформлять его, выступать перед одноклассниками.
За свою работу ученик получает три оценки: содержание, правильное оформление, изложение материала и ответы на вопросы.
Кроссворды – составленные учениками кроссворды, используются учителем как задание на уроках для освобожденных учеников.
Составление комплексов упражнений, игры – результаты таких заданий используются учителем для работы.
И наконец, самое трудоемкое – это написание проекта. Проект дает возможность формирования у учащихся основ культуры исследовательской деятельности (требование ФГОС). Заканчивается работа над проектом его защитой. Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения (рекомендации по написанию проекта см. в Приложениях №1, №2).
Для работы составлены примерные темы исследовательских работ, которые разделены по видам программы по физической культуре.
Познай себя
1. Росто-весовые показатели (длина тела, масса тела).
2. Ожирение, виды и степени ожирения.
3. Составить комплекс упражнений при ожирении.
4. Осанка: определение, правильная, неправильная осанка, какая у вас осанка. Причины нарушения осанки.
5.Составить комплекс упражнений для сохранения и поддержания правильной осанки
6. Плоскостопие: определение, степени плоскостопия, как определить у вас. Причины плоскостопия.
7. Составить комплекс упражнений для укрепления мышц стопы.
8. Зрение: определение, правила, снижающие риск появления болезни глаз.
9. Составить комплекс упражнений – гимнастика для глаз.
10. Влияние физических упражнений на основные системы организма: опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, нервную, эндокринную. КАЖДУЮ СИСТЕМУ можно рассмотреть отдельно или по несколько систем.
11. Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ): здоровье: определение, три уровня ценности здоровья, факторы, влияющие на здоровье; слагаемые ЗОЖ (кратко), почему так важен ЗОЖ.
12. Режим дня: определение, его составляющие, составить свой режим дня
13. Утренняя гимнастика (зарядка): определение, зачем необходима. Составить комплекс упражнений зарядки
14. Сон: определение, продолжительность сна, его польза. Правила сна.
15. Личная гигиена – что такое. Гигиена – определение. Гигиена тела. Гигиена волос. Гигиена полости рта и зубов. Гигиена занятий физическими упражнениями: правила при занятиях физическими упражнениями.
16. Рациональное питание – что это? Кратко: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, микроэлементы, витамины. Вода и питьевой режим. Режим питания при занятиях физическими упражнениями.
17. Закаливание: что такое? Принципы закаливания. Средства закаливания: солнцем, воздухом, водой
18. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями: субъективные и объективные показатели.
19. Первая помощь при травмах: ушибы, ссадины, потертости, раны, кровотечения, растяжения мышц, вывихи, переломы, переохлаждения, солнечные удары.
20. Физкультурные минутки. Составить два комплекса упражнений физкультминуток.
21. Правильное питание Калорийность питания. Рассчитайте свой энергетический баланс
22. Раздельное питание. Что такое? Преимущества. Недостатки.
23. Ожирение. Что такое? Причины ожирения. Степени ожирения. Правила правильного питания.
24. Как измерить вес без весов. Составить комплекс упражнений для снижения веса.
25. Основные питательные вещества: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества.
26. Личная гигиена. Уход за кожей.
27. Скакалка. Польза. Составить комплекс упражнений, разновидности прыжков.
Легкая атлетика
- Чем отличается спортивная ходьба от бега? Что такое бег? Виды бега. Найти отличия.
- Что такое: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
- Высокий и низкий старт: что такое, отличия, на каких дистанциях используются, правила выполнения.
- Эстафетный бег: что такое, правила передачи эстафетной палочки.
- Прыжки: четыре фазы прыжка. Виды прыжков в длину с разбега – чем отличаются друг от друга.
- Прыжки: четыре фазы прыжка. Виды прыжков в высоту с разбега в легкой атлетике – чем отличаются друг от друга.
- Составить комплекс упражнений для улучшения прыгучести.
- Метание мяча на дальность: как правильно удерживать мяч при метании, три фазы техники метания мяча. Техника безопасности при метании.
- Напиши инструкцию «Обучение прыжку в длину с места».
- Напиши инструкцию «Обучение метанию на дальность с места»
- Опиши (составь) правила бега.
- Многоборье в легкой атлетике.
- Составить комплекс упражнений специальной разминки легкоатлета.
- 10 подвижных командных игр с бегом для учеников 5-9 классов.
Развитие двигательных способностей. Умения и навыки. Нагрузка. Утомление.
- Двигательные способности (качества) – дать определение. Что такое гибкость? Как проверить свою гибкость? Составить комплекс упражнений для развития гибкости:
- Рук и плечевого пояса.
- Туловища.
- Ног и тазобедренных суставов.
- Двигательные способности (качества) – дать определение. Что такое сила? Как проверить свою силу? Составить комплекс упражнений для развития силы:
- Рук и плечевого пояса.
- Мышц туловища.
- Ног.
- Двигательные способности (качества) – дать определение. Что такое быстрота? Как проверит свою быстроту и скоростно-силовые способности? Составить комплекс упражнений для развития быстроты движений (скоростных способностей); упражнения, развивающие одновременно силу и быстроту.
- Двигательные способности (качества) – дать определение. Что такое выносливость? Как проверить свою выносливость? Упражнения для развития выносливости.
- Двигательные способности (качества) – дать определение. Что такое ловкость? Как проверить свою ловкость? Упражнения для развития двигательной ловкости. Упражнения для развития локомоторной ловкости.
- Двигательное действие? Что такое двигательное умение и двигательный навык? Физическое упражнение? Физические способности?
- Что такое физическая нагрузка, как ее определить?
- Что такое утомление, его признаки?
ГИМНАСТИКА
- История, виды гимнастики (кратко), интересные факты, известные русские спортсмены
- Гимнастическое упражнение – прыжки: неопорные и опорные.
- Висы и упоры: определение, разновидности (для школьников).
- Акробатика: перекаты, группировки, кувырки, стойки, мост, переворот боком (кратко о каждом).
- Написать инструкцию – обучение кувырку вперед.
- Написать инструкцию – обучение кувырку назад.
- Написать инструкцию – обучение стойке на голове.
- Написать инструкцию – обучение «мост».
- Написать инструкцию – обучение переворот боком («колесо»).
- Составить комплекс упражнений для развития гибкости.
- Составить комплекс упражнений для развития силы.
- Каково прикладное значение гимнастики, влияние на организм подростка.
- Составить комплекс упражнений с гантелями.
- 10 игр (эстафет) с элементами гимнастики для учеников 6-9 классов
Волейбол
- История зарождения. В/б в России. Интересные факты, выдающиеся игроки.
- Волейбол – определение. Правила игры: размер площадки, название линий, высота сетки, основные правила игры.
- Основные приемы игры: подача, прием, передача, нападающий удар, блокирование. Все они сочетаются со стойками (что это?) и перемещениями (приставные шаги, двойной шаг, бег, прыжки) игрока. Кратко о каждом.
- Написать инструкцию по обучению элемента - прием и передача мяча сверху двумя руками.
- Написать инструкцию по обучению элемента – прием мяча снизу над собой.
- Написать инструкцию по обучению элемента – нижняя прямая подача.
- Написать инструкцию по обучению элемента – верхняя прямая подача.
- Прямой нападающий удар. Его фазы: разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление.
- Составить комплекс скоростно-силовых упражнений для волейболистов (8-10 упражнений).
- Составить комплекс упражнений для развития силы с набивными мячами.
- Найти (придумать) 10 подвижных игр с волейбольным мячом, в которые можно играть на уроке.
- Составить кроссворд по теме «волейбол».
- Игрок «либеро»: кто такой, его место на площадке, функции, замена.
- Написать инструкцию по обучению элемента – прямой нападающий удар.
Баскетбол
- История зарождения. Б/б в России. Интересные факты, выдающиеся игроки.
- Баскетбол – определение. Правила игры: размер площадки, название линий, высота кольца, основные правила игры.
- Основные приемы игры: ведение, передача, бросок по кольцу. Все они сочетаются со стойками (что это?) и перемещениями (бег лицом и спиной вперед, приставными шагами; остановки прыжком и в два шага; прыжки; повороты с мячом) игрока. Кратко о каждом.
- Написать инструкцию по обучению элемента – ловля мяча двумя руками.
- Написать инструкцию по обучению элемента – ведение мяча.
- Написать инструкцию по обучению элемента – передача мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
- Написать инструкцию по обучению элемента –
- бросок мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
- Составить комплекс упражнений с баскетбольным мячом для развития координации («школа мяча»).
- Составить комплекс скоростно-силовых упражнений для баскетболистов (8-10 упражнений).
- Составить комплекс упражнений для развития силы с набивными мячами.
- Найти (придумать) 10 подвижных игр с баскетбольным мячом, в которые можно играть на уроке.
- Составить кроссворд по теме «баскетбол».
Данные темы являются не обязательными. Они служат неким ориентиром. У учеников, которые хотят писать проект, я всегда спрашиваю: «Что тебе интересно?». Затем мы вместе думаем, как можно связать его увлечение или интерес с физической культурой, здоровьем, движением.
Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. Считаю, что использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы. Наибольшее применение в моей практике занимают мини-проекты, которые укладываются в один урок.
В процессе урока формируется: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу; - умение отвечать на вопросы; - умение самостоятельно изобретать способ действия; - умение находить варианты решения проблемы; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умение отстаивать свою точку зрения; - презентационные умения и навыки: умение уверенно держать себя во время выступления.
Проекты по физической культуре в рамках изучения программы могут быть как краткосрочные (например, в рамках одного урока), так и среднесрочными (в течение триместра). Темы проектов разнообразны: «Развитие выносливости», «Развитие быстроты», «Развитие гибкости», «Развитие навыков самоконтроля», «История развития спорта», «Техника выполнения легкоатлетических упражнений», «Техника спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол)», «Техника лыжного спорта», «Техника выполнения гимнастических упражнений», «Техника выполнения силовых упражнений», «Зачем нужна утренняя зарядка», «История Олимпийского движения» и др. Проекты могут быть спортивно-тренировочной и оздоровительной направленности, например «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противопоставить», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «Забота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям» и т.д.
Темы для проектов дети предлагают сами, а также выбирают из тем предложенных педагогом. Очень интересны исследования и проекты, связанные с развитием нашего организма, с познанием самого себя. Особый интерес в проектной деятельности вызвала олимпийская тематика.
Учащиеся, занимающиеся в специальной медицинской группе и подготовительной группе выбирают темы проектов, связанные с восстановлением физических функций организма: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Физическая нагрузка при близорукости», «Осанка и здоровый образ жизни».
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности на занятиях по физической культуре является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в процессе организации занятий по физической культуре проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагог по физической культуре, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы
Выводы:
1. Проектная деятельность превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и, несомненно, повышает авторитет учителя физической культуры. 2. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, более активно использовать в своей жизни физические упражнения. 3. Материалы проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др. 4. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков. 5. Ученики и учитель получают опыт проектной деятельности, который пригодится им в дальнейшем.
Список использованной литературы:
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
- Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.
- Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.
- Полат. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. – М.:Академия. 2007. – С.120.
- Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998. – С. 235.
- Чечель И.Г. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / Чечель И.Г. // Директор школы.- № 3. – 1998.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.philippov.ru/news/27/224
- Падикова М.В. «Проектная деятельность в школе». Статья. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/624317/
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E5%EA%F2
Приложения
Приложение 1.
Оформление исследовательского проекта.
Содержание исследовательского проекта постранично (ориентировочно), включает следующие составляющие:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение или Методологические характеристики исследования
4. Основная часть
5. Заключение
6. Библиография
7. Приложения.
Одна из отличительных особенностей научной деятельности – строгость в соблюдении порядка проведения и правил оформления исследовательской работы.
Следует отметить, что при оценке научного труда большое внимание уделяется качеству его оформления. Этот показатель – один из критериев оценки исследовательских проектов на научно-практических конференциях, конкурсах.
Желательно сразу оформлять работу по образцу. Но возможен вариант, когда ученик сначала делает черновик, а потом оформляет чистовик. Весь проект должен быть проверен учителем на предмет соответствия образцу оформления.
Общие требования к оформлению исследовательского проекта
1. Проект должен быть напечатан на компьютере и сохранен в электронном виде на диске.
2. Все страницы должны быть скреплены между собой.
3. Работа помещается в папку.
4. Используется белая бумага формата А4.
5. Текст должен быть напечатан только с одной стороны листа.
6. Используется черная краска.
7. Шрифт: Тimes New Roman, размер 14, полуторный интервал между строками, автоматический перенос слов.
8. Поля: слева 3 см, остальные 2 см.
9. Выравнивание текста по ширине страницы.
10. Номера страниц – справа, внизу страницы. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем не ставится.
11. Каждый компонент исследовательского проекта начинается с новой страницы (титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения).
12. Титульный лист, содержание, библиография, сноски, цитаты и другие структурные элементы проекта оформляются по соответствующим образцам.
13. В научной работе не должно быть эпиграфов.
14. Все объемные иллюстративные материалы должны быть вынесены в приложение.
15. Если вы выставляете свою исследовательскую работу на внешнюю защиту (конкурс, конференцию), внесите соответствующие изменения в оформление текста проекта, если правила оформления отличаются от тех, по которым вы оформляли текст проекта.
Оформление титульного листа
Титульный лист – «лицо» проекта. Он всегда должен быть аккуратно оформлен. Титульный лист – это первая страница проекта, но сам номер на нем не ставится. На самой верхней строчке и самым крупным шрифтом пишется название организации, в которой выполнено исследование. Ниже справа указываются сведения об авторе. Сегодня необходимо указывать фамилию, имя, отчество учащегося так, как они написаны в свидетельстве о рождении или в паспорте. По центру титульного листа мы пишем название работы без кавычек, без слова «тема». Под темой указываем вид работы (исследовательский проект) и название науки, в области которой проведено исследование. Напомню, что названия наук не всегда совпадают с названием учебного предмета. Исследовательский проект может быть по биологии, химии, физике, географии, медицине, филологии, лингвистике, искусствоведению и др. Но по русскому языку, физической культуре, английскому языку, мировой художественной культуре и т.п. исследовательские проекты не выполняются.
Ниже справа пишутся сведения о научном руководителе /научных руководителях. Указываются: его фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание. Сведения о том, какой учебный предмет ведет научный руководитель, его квалификационную категорию сообщать нет надобности.
На самой последней строчке титульного листа указывается город, в котором выполнена работа, и год окончания работы. Знаки препинания на этой строчке не ставятся.
На титульном листе не должно быть никаких рисунков, фотографий автора, научного руководителя
Образец оформления титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»
(14, жирно, по центру, самая верхняя строчка на листе)
Связь физики и физической культуры
(18, жирно, по центру, середина страницы, точка в конце не ставится)
исследовательский проект по физической культуре
(14, по центру, с маленькой буквы, на следующей строчке после
названия проекта)
Выполнил:
Иванов
Иван Иванович,
8 класс «А»
(14, выравнивание по правому краю)
Руководитель:
Петров
Петр Петрович,
учитель физкультуры
(14, выравнивание по правому краю, первая строчка – жирно)
Рязань 2019
(14, по центру, без знаков препинания, на самой последней строчке листа)
Оформление страницы «Содержание»
Следующая за титульным листом страница – это содержание исследовательского проекта. Номер этой страницы – 2. Номер на этой и всех других страницах ставится. Само слово «содержание» пишется заглавными буквами и смещается влево.
Содержание можно оформить в виде нумерованного списка или просто списка названий разделов проекта с указанием номеров страниц, где эти разделы начинаются.
Для того чтобы текст на странице выглядел аккуратно, ровно, мы рекомендуем вначале составить его в виде таблицы, а при печати сетку таблицы скрыть.
Опыт работы над проектами показывает, что содержание (как план написания проекта) нужно составить до начала работы над основной частью. А окончательный вариант содержания составлять тогда, когда весь проект готов и весь текст напечатан. Тогда не произойдет сбоя в нумерации страниц.
Цитаты
Согласно Современному толковому словарю русского языка (М.: Ридерз Дайджест, 2004), цитата (от лат. citare – называть) – дословная выдержка из какого-либо текста.
В основной части исследовательского проекта, особенно в литературном обзоре, часто используются цитаты. Ученики должны знать: если они используют чужие мысли – надо указывать автора. Это необходимо делать, даже при пересказе чьих-то работ своими словами. То, что принадлежит другому, необходимо брать в кавычки и указывать автора. Дети часто волнуются, что в тексте их проекта много цитат, – в этом нет ничего плохого. Ведь новое знание мы получаем из анализа имеющегося.
Учащимся следует уяснить суть таких понятий, как плагиат и компиляция. Компиляция (от лат.compilatio – ограбление) – составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Плагиат (от лат. plagio – похищаю) – умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично).
СОДЕРЖАНИЕ
(все буквы заглавные, выравнивание по левому краю,
расстояние между заголовком и таблицей – 12 пт).
Введение (обоснование выбора темы)14
1.Методологические характеристики исследования
2. Влияние света на развитие растений
2.1. Общая характеристика растений как организмов
2.2. Значение света в жизни растений
2.3. Влияние света на развитие растений
2.4. Выводы
3. Заключение
4. Библиография
5. Приложения
Чтобы избежать компилирования и плагиата, необходимо правильно оформлять цитаты. При полном цитировании текст переписывается полностью, точно так, как у автора, и заключается в кавычки. 7 – это номер источника информации в разделе «Библиография», 5 – номер страницы в этом источнике. Номер источника и страницы заключаются в квадратные скобки, точка ставится за скобками.
Если цитата в первоисточнике расположена на нескольких страницах, то в квадратных скобках пишется, например, [7, с. 5–6].
Иногда необходимо использовать часть текста, предложения. Тогда отсутствующая часть (начало, середина, окончание) обозначается тремя точками.
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].
«…проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы… за прошлый учебный год» [7, с. 5].
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы…» [7, с. 5].
Оформление таблицы
Учащиеся очень любят составлять таблицы, особенно таблицы для сравнения. Таблицы, содержащие 3–4 строки и 3–4 столбца и занимающие не более 1/3 страницы, можно размещать прямо в тексте основной части проекта. Если таблица объемная (на страницу или более), ее рекомендуется разместить в приложении, а в тексте указать в скобках (Приложение №, таблица №). Если в проекте более одной таблицы, все они нумеруются. (Значок номера перед цифрой не ставится.) Все таблицы должны иметь название.
В таблицах для сравнения обязательно должен быть столбец, где указываются признаки для сравнения, и столбцы, обозначающие сравниваемые объекты.
Оформление рисунков, схем, графиков, диаграмм
Все рисунки, схемы, графики, диаграммы желательно расположить в разделе «Приложения». Как и таблицы, все они должны быть пронумерованы (рисунки – отдельно, схемы – отдельно, графики – отдельно) и иметь названия.
При оформлении схем строения чего-либо не забывайте про условные обозначения и их расшифровку.
При оформлении графиков помните, что оси графика должны быть обозначены (названы, подписаны), указана цена деления каждой оси. Не путайте графики с диаграммами, рисунки со схемами. Допускаются иллюстрации в виде фотографий. Они тоже должны быть пронумерованы и иметь название. Желательно указать автора фотографии, если она не принадлежит автору проекта.
Ссылки на приложения
Иногда в проекте необходимо сделать ссылку на материалы, которые расположены в приложении. Для этого в конце соответствующего предложения в скобках нужно написать, какое приложение необходимо посмотреть.
Если приложение в тексте проекта всего одно, его номер не ставится. Сам раздел «Приложение» или «Приложения» располагается в конце проекта, после раздела «Библиография». В Приложении можно разместить словарь, фотографии, таблицы, схемы, географические карты, рисунки, тексты анкет и другой объемный иллюстративный материал. Приложения – не обязательная часть исследовательского проекта. Отсутствие приложений не повлияет на его оценку. Но в обучающих целях лучше сделать хотя бы одно приложение, например: «Словарь».
Оформление раздела «Библиография»
Библиография - это не только название раздела исследовательского проекта, но и вид научной деятельности. Энциклопедический словарь определяет библиографию как научно-практическую деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Этот вид деятельности включает в себя следующие этапы.
1. Выявление произведений и источников информации.
2. Отбор необходимой литературы по определенным признакам.
3. Описание источников информации.
4. Систематизация источников информации.
5. Составление списка литературы.
Рассмотрим эти этапы более подробно на практических примерах. Начиная работу над школьным исследовательским проектом, надо познакомиться с тем материалом, который есть по данной теме. Поскольку мы пишем научную работу, то и источники информации должны быть научными или научно-популярными. При работе над библиографией будет полезным совместно со школьным библиотекарем провести экскурсию в библиотеку и показать школьникам, как работать с каталогом, как подобрать и найти нужную книгу. Важно научить школьника выполнять все этапы библиографии самостоятельно. Дайте задание подобрать необходимые для работы над проектом источники информации. Если ученик не может это сделать самостоятельно, помогите ему.
Из множества источников информации отберите необходимые. Их не должно быть слишком много. Сюда могут войти, например, школьный учебник, журнал «Физическая культура в школе», 1–2 книги по теме проекта, 1–2 официальных сайта. Можно использовать источники информации на русском и иностранных языках (при условии владения этим языком). Источники информации не должны быть устаревшими.
Все используемые источники информации должны быть зафиксированы. Можно составить простой список (перечень) и дополнять его в процессе работы. Важно знать, что необходимо записать в этот перечень. Оказывается, к описанию книги предъявляются определенные требования.
В нашем образце библиографии пункт № 1 – пример библиографического описания книги. Если вы пользовались статьей в журнале, сначала напишите фамилию и инициалы автора, потом название статьи, название журнала, год издания данного номера, номер, укажите номера страниц, на которых расположена статья. В нашем образце см. пункт № 2. Статьи в сборниках оформляйте так, как показано в пунктах № 3–5 образца библиографии. Далее необходимо список пронумеровать и расположить в алфавитном порядке.
Сайты указывайте после перечисления источников информации на бумажных носителях (см. пункт № 6 библиографии). Источники информации на иностранных языках указываются после перечисления всех источников информации на русском языке.
БИБЛИОГРАФИЯ (образец)
1. Афиногенов А.М., Сахарова О.П., Ященко И.В. Московская региональная олимпиада школьников 2007/2008 учебный год. – М.: МИОО, 2008. – 368 с.
2.Зверева В.И. Методические рекомендации руководителям образовательных учреждений по анализу итогов учебного года //Завуч, 2003. № 8. С.3–46.
3. Инструктивно-методические рекомендации к 2008/2009 учебному году // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2008. – 512 с.
4. Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 5 // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 240 с.
5. Московская Школа будущего: Альбом // Сост. и общ. ред. Л.В. Голубцова, канд. филол. наук, директор «Пушкинского института», М.В. Половкова, канд. психол. наук, зам. директора НИИ ИСРОО – М.: Пушкинский институт, 2007. – 360 с.
6. http://shhg152.kros.ru/p12aa1.html
Требования к составлению и оформлению тезисов
Для публикации или для участия в некоторых конкурсах исследовательских проектов школьников требуется представить тезисы работы. Тезисы представляют собой краткое изложение сущности исследования. При оформлении тезисов необходимо соблюдать следующие правила.
1. Тезисы должны иметь название, совпадающее с темой исследовательского проекта.
2. Должны быть указаны автор и научный руководитель работы.
3. В тексте тезисов должны быть отражены актуальность, проблема, цель, гипотеза исследования, выводы. Основное содержание излагается кратко.
4. Тезисы могут быть проиллюстрированы схемами, таблицами, диаграммами, но их не должно быть много.
5. Требования к оформлению текста обычно указываются в рекомендациях учреждения, издающего сборник тезисов. Если эти требования не указаны, можно оформить тезисы следующим образом:
5.1. Бумага формата А4.
5.2. Печатаем только с одной стороны листа.
5.3. Черная краска.
5.4. Тimes New Roman, 14, полуторный интервал между строк, автоматический перенос слов.
5.5. Поля: слева 3 см, остальные 2 см.
5.6. Объем 1–2 страницы, включая схемы, таблицы.
5.7. Текст должен быть представлен на бумажном и электронном (диск) носителях.
Таковы некоторые правила оформления исследовательского проекта. Их много, и они могут стать основой для формирования умений и навыков самостоятельного оформления научной работы. Это приучает человека к порядку, это признак уважения к читателям. Можно написать хороший труд, но безграмотно его оформить, тогда и отношение к нему будет соответствующее.
Однако не следует и зацикливаться на оформлении. Например, напечатал ученик свой исследовательский проект не тем шрифтом или с другим межстрочным интервалом. Укажите на этот недостаток, но не заставляйте перепечатывать из-за этого всю работу. Хотя есть ряд школьных конкурсов, где оформление работы, отличающееся от принятого на данном конкурсе, может привести к отказу в участии.
Приложение 2.
Структура и содержание исследовательского проекта
Любой исследовательский проект школьника должен иметь следующие логические части, которые при оформлении проекта следует начинать печатать с новой страницы.
1. Введение. Во введении раскрываются методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы.
К основным ошибкам, встречающимся во введении, можно отнести следующие: перечисление лишь некоторых методологических характеристик или их полное отсутствие, замена введения кратким содержанием основной части, многократное использование местоимений «я», «мне», «моя» вместо «мы», «наше», частое использование слова «является».
2. Основная часть. Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Структура основной части может быть разной. Рекомендую основную часть первого исследовательского проекта ученика составлять по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи.
Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую, или экспериментальную. В теоретической части дайте анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической разместите описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п. Каждую часть желательно завершить выводом.
Важно помнить правило: все задачи, определенные в методологических характеристиках, должны быть отражены в основной части. В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Главное, чтобы выводы были сформулированы автором самостоятельно и не повторяли кратко содержание основной части. Для правильного написания вывода необходимо посмотреть, какова была цель проекта. Исходя из цели, и формулируем выводы. По объему выводы могут быть разными: от одного предложения до страницы, но помните, что выводы, растянутые на несколько страниц, скорее всего таковыми не являются. Желательно, чтобы выводы были написаны в виде нумерованного списка.
В тексте исследовательского проекта словосочетание «Основная часть» не пишется. После «Введения» с новой страницы надо написать тему исследования – это и будет означать начало основной части.
К основным ошибкам, встречающимся в основной части, можно отнести следующие: отсутствие собственного вывода (выводов) автора, вывод в виде краткого пересказа основной части, наличие в тексте больших по объему таблиц, схем, рисунков и т.п., несоответствие содержания заявленной теме, рассмотрение вопроса очень «издалека», наличие большого количества маленьких (по полстранички) разделов, тезисное изложение темы, отсутствие анализа литературных источников.
3. Заключение. В заключении подводим общие итоги всей работы. Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:
Какой теме, проблеме было посвящено исследование?
Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Напомню, исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута.
Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?)
Каковы перспективы дальнейших исследований? Напомню, что абсолютная истина недостижима. Никогда объект не может быть изучен полностью. В процессе исследования всегда возникают новые вопросы, на которые можно ответить, проводя дальнейшие исследования.
По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.
4. Библиография. Это обязательная часть исследования. Не путайте библиографию со списком используемой литературы, составление которого – только часть исследовательской работы. Хотя в тексте данного раздела представляется именно такой список. При работе над проектом можно использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Возможно использование научных источников информации на иностранных языках.
5. Приложение (приложения). Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не снижает качества исследования. Однако, если мы хотим научить школьников исследовательской работе в полном объеме, лучше посоветовать сделать 1–2 приложения. В приложении могут быть размещены следующие материалы (их не должно быть в остальном тексте проекта!): рисунки, фотографии, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д. Если ребенок проводил опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых.
Если рассматривать содержание исследовательского проекта постранично (ориентировочно), то здесь можно выделить следующие составляющие:
1. Титульный лист (с. 1).
2. Содержание (с. 2).
3. Введение или Методологические характеристики исследования (с. 3–4).10
4. Основная часть (с. 5–25).
5. Заключение (с. 26).
6. Библиография (с. 27).
7. Приложения (с. 28–29).
Многие учащиеся любят украшать свой исследовательский проект: используют в тексте необычные шрифты, цвета, многочисленные рисунки, фотографии, эпиграфы. В научной работе лучше этого не делать. А вот в работе творческого характера – пожалуйста.
Методологические характеристики исследования обычно начинаются на третьей странице исследовательского проекта, после содержания. Можно озаглавить этот раздел «Введение» или «Методологические характеристики исследования». В этом разделе должны быть отражены следующие параметры научной работы: актуальность, проблема, на решение которой направлено исследование, объект и предмет исследования, тема, гипотеза, цель, задачи, методы, новизна, теоретические основания. Не следует думать, что каждая характеристика существует сама по себе. Все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга.
Последовательность изложения методологических характеристик
1. Актуальность.
2. Проблема.
3. Объект.
4. Предмет.
5. Тема.
6. Гипотеза.
7. Цель.
8. Задачи.
9. Методы.
10. Новизна.
11. Теоретические основания исследования.
Актуальность исследования
Для того чтобы обосновать актуальность выбранной темы, исследователю необходимо ответить на вопрос: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Люди не могут позволить себе проводить исследования на неактуальные темы.
Школьникам разрешается обосновывать актуальность их исследования исходя из их знаний и опыта. Например: «Данная тема актуальна для меня, так как я собираюсь поступать в медицинский институт и стать кардиохирургом. Как будущему врачу мне необходимо знать больше о строении сердца, поэтому тема «Взаимосвязь строения и функций сердца человека как элемента системы кровообращения» для меня актуальна».
Актуальность может быть отражена в теме исследования.
Для обоснования актуальности предлагаю давать школьникам следующее письменное задание, которое состоит из нескольких этапов.
1. Напишите тему вашего исследования.
2. Почему необходимо проводить исследования в данном направлении?
3. Почему вам необходимо проводить исследование по этой теме?
4. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
Проблема, на решение которой направлено исследование
Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того, чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно формулировать в виде вопроса.
Определить проблему сложно, особенно школьнику. Как ему определить, каких знаний не хватает в науке или ему самому для того, чтобы работать по выбранной теме? С учащимися мы выполняем следующее задание (продолжаем записи, начатые по теме «Актуальность»).
1. Прочитайте тему вашего исследования.
2. Сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание вашей исследовательской работы.
3. Если необходимо, скорректируйте тему и актуальность вашей научной работы.
Объект исследования
Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества.
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.
Предмет исследования
Объект исследования бесконечен в познании. Например, кусок школьного мела может стать объектом исследования, а предметом могут быть разные аспекты его изучения: мел как физическое тело (объект – мел, предмет – физическое тело), мел как полезное ископаемое (объект – мел, предмет – полезное ископаемое), мел как химическое вещество (объект – мел, предмет – химическое вещество) и т.д. Этот пример я привожу своим ученикам, он хорошо запоминается и понятен детям. После этого будет усвоено и определение понятия «предмет исследования» – то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.
Гипотеза, на доказательство которой направлено исследование
Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно уже достаточно много знать об исследуемом объекте и обладать хорошо развитыми воображением и фантазией. Начинающим исследователям рекомендую формулировать гипотезу, используя такой образец: «если …………….., то …………………».
Пример. Если температура окружающей среды влияет на прорастание семян фасоли, можно подобрать оптимальную температуру для их хранения и высаживания в грунт. Важно помнить, что в одном исследовании может быть только одна гипотеза.
Цель исследования
В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Для формулировки цели исследовательской деятельности школьников можно использовать следующие слова-подсказки: разработать план наблюдения за … , дать описание, сравнить, классифицировать, объяснить, установить взаимосвязь, составить … ; определить …
Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели.
Задачи исследования
Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В школьном исследовании их не должно быть много, рекомендую сформулировать 3–5 задач. По задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. В качестве первой задачи может быть такая: проанализировать литературу по теме исследования. Остальные задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы. Помните, что исследование считается состоявшимся только тогда, когда решены все поставленные в нем задачи. Формулировку задач можно начинать со слов: проанализировать, классифицировать, пронаблюдать, описать, объяснить, сравнить, смоделировать, составить прогноз, разработать, выявить, установить, дать определение, обобщить.
Задание для учащихся
1. Прочитайте цель вашего исследования.
2. Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
3. Сформулируйте 3–5 задач для достижения цели вашего исследования.
Методы исследования
Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретические (например, анализ, объяснение) и эмпирические (например, опыт, наблюдение); общенаучные (например, описание, сравнение) и частные (например, метод световой микроскопии) и др. Обычно ученику сложно полностью самостоятельно подобрать адекватные методы, поэтому здесь необходима совместная с научным руководителем работа. Перечислю некоторые методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности (биология, экология, психология): наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.
Новизна исследования
Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения чего-то нового и проводятся научные работы. Необходимости получения нового знания подчинены весь ход исследования и все его методологические характеристики. Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результата исследования. Конечно, новизну мы определяем для ученика. Вряд ли школьнику удастся открыть что-то новое для науки, хотя этот вариант исключать нельзя.
Эта методологическая характеристика исследования – новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Для формулировки новизны можно использовать ответы на следующие вопросы. Что нового я узнаю в ходе исследования? Чему научусь? Где можно использовать полученные знания и умения.
Тема исследования
Тема исследования – это начало начал научной работы школьника, но в нашей лекции она находится в заключительной части только потому, что в ней интегрируются все методологические характеристики. Тема исследования пишется на титульном листе и в методологических характеристиках после актуальности и проблемы. Из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. Оказывается, сформулировать тему не так-то просто. Существуют правила, помогающие правильно это сделать.
1. Тема исследования формулируется в виде одного назывного предложения.
2. В конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме точки. Например, исследовательский проект не может называться так: «Легко ли быть молодым?». Правильное название, например, «Проблемы современной молодежи и пути их решения».
3. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.
4. В теме может быть отражена проблема, на решение которой направлено исследование.
5. Повторы слов в теме, объекте и предмете исследования, проблеме не являются ошибкой.
6. Количество слов в теме от 5 до 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...
Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной эксперименталь...
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.(слайд№1)...
Педагогические технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Решая задачи физического воспита...
Система работы по применению проектных технологий на уроках английского языка
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектно...