Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегунов
статья по физкультуре

Гуляев Сергей Васильевич

Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды.При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_begunov.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегунов

Гуляев  Сергей Васильевич  – старший тренер-преподаватель

 по легкой атлетике ДЮСШ №1 ГО «город Якутск»

Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.

Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается, эффективность прогнозирования падает.

В ходе педагогических наблюдений установлено, что в существующей практике на этапе предварительной подготовки превалирует специализированная подготовка по виду спорта, не всегда учитывающая возрастные особенности детей. Это отражается на решение задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, и интересе учащихся к дальнейшим занятиям спортом, что, в свою очередь, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки и снижению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.

Ниже представлена динамика результатов некоторых воспитанников, которые из начальной группы перешли в учебно-тренировочную группу. Данные представлены по результатам соревнований разного уровня. Стоит отметить, что в 2020-2021 гг. была объявлена коронавирусная эпидемия и воспитанники самостоятельно занимались, но объемы выполняемых занятий были конечно же ограниченными.

Динамика результатов воспитанников из учебно-тренировочной группы

Фамилия, имя, год рождения

Вид

2021-2022 уч. год

2022-2023 уч. год

2023-2024 уч. год

Зимний сезон

Летний сезон

Зимний сезон

Летний сезон

Зимний сезон

Летний сезон

1

Гуляева Алиса 2010 г.р.

400м

1,15,40

1,11,9

600м

2.15,5

2.08,6

800м

2.55,98

2.50,56

2.48,2

2.38,98

1000м

4.01,0

3,41,54

3.34,83

3.29,12

3,26,79

1500м

5.56,17

5.39,8

5.27,05

5.20,06

2000м

8,17,20

7,49,8

3000м

12.58.1

12.34,10

11.54,08

11.06,01

2000м с/п

7.52,80

7.41,95

2

Рахматуллин Радель 2010 г.р.

400м

1.14,86

1,11,4

800м

2.36,3

2,39,8

1000м

3,47,19

3.24,10

3,24,59

1500м

5.41,5

5.25,6

5.09,05

5.05,76

3000м

12.46,5

11.14,45

11.04,56

3

Захаров Радомир 2007г.р.

400м

1.00,97

58,7

800м

2.29,61

2.11,20

2.08,87

4

Зырянова Инна 2009 г.р.

60м

9,02

8,41

7,91

8,48авто

100м

13,8

13,93авто

200м

31,14

29,6

29,4

29,61авто

29,65авто

5

Максимов Арсен 2009г.р.

60м

8,91

7,8

8,22авто

7,60

7,98авто

200м

31,5

28,56

27,84

27,77авто

26,6

25,98авто

300м

47,6

42,71

400м

1.09,41

1.05,35

59,72

57,30

600м

1.52,6

1,43,6

6

Приходько Даниил 2009 г.р.

200м

27,81

27,1

27,6

300м

46,54

44,3

47,15

400м

1.21,02

1,04,55

1.03,6

1.03,41

600м

2.04,0

1,54,94

1,54,03

1,47,8

800м

3.11,60

2.58,41

2.36,26

2.34,53

7

Почуев Вадим 2009 г.р.

200м

28,97

28,6

300м

48,73

45,19

400м

1.14,84

1,08,51

1.04,4

1.02,10

59,5

600м

2.00,0

1,55,68

1,54,50

1,46,7

800м

3.04,86

2.52,64

2.29,22

1000м

3.43,2

3,33,1

3.22,23

8

Потапов Игорь 2011г.р.

200м

34,10

32,2

30,0

30,3

300м

52,18

50,3

47,64

400м

1.13,1

1,08,4

1.04,3

600м

1,53,58

1,50,3

9

Фазульдинова Дарья 2006г.р.

60м

8,77

8,88

200м

33,02

31,7

300м

53,83

53,34

10

Черноградская Айсуу 2011г.р.

400м

1.22,7

1.18,32

600м

2,25,60

2,11,41

11

Дмитриева Сайнаара 2011 г.р.

400м

1.23,7

1,22,1

600м

2,27,16

2,12,41

В представленной выше таблице, можно наблюдать постепенный рост показателей воспитанников. В своей работе, на этапе начальной специализации, стараюсь много внимания уделять разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях. Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и особенно стопы. Однако опыт показал, что бег и прыжки в гору у юных бегунов, как правило, не приводят к желательным результатам в развитии скоростно-силовых качеств, а лишь форсирует нагрузку. На первых этапах подготовки для этой цели целесообразно применять круговую тренировку, прыжки с места, многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы нижних конечностей, не ведут к перенапряжению вегетативных систем организма, как при беге и прыжках в гору, широко используемых в тренировке взрослых спортсменов. Подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие адаптации функциональных систем, на укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно переносимость нагрузок костями, связками, мышцами становится впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность.

В своей практике использую следующие четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных систем организма:

- упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах ЧСС у юных бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 мг%) с двумя зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;

- упражнения смешанной (аэробно-анаэробной) направленности (диапазон ЧСС в беге – 160-190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови – до 80 мг%); эти упражнения также объединяют в две зоны нагрузки – в развивающую (ЧСС – до 170 ударов, лактат – до 40мг%) и экономизации (свыше 40мг%);

- упражнения преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80мг%) с двумя зонами нагрузки – субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом режиме энергообеспечения не информативны);

- скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться к трем зонам нагрузки – развивающей, экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий.

На этапе начальной спортивной специализации не менее двух основных тренировочных занятий в неделю должны быть полностью посвящены работе над техникой, разносторонней физической подготовке и спортивным играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

Особенности обучения начальной подготовки юных футболистов в ДЮСШ

Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным. Учет индивидуальных особенностей детей. Мотивация на начальном этапе обучени...

Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации

Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способност...

«Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Представленный материал по лыжным гонкам для спортсменов в возрасте 6-9 лет разработана в соответствии с:- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Зако...

Доклад по теме "Особенности развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации"

В работе представлены результаты исследования уровня развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации. В работе представлен разработанный комплекс физических у...