Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегунов
статья по физкультуре
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды.При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегунов
Гуляев Сергей Васильевич – старший тренер-преподаватель
по легкой атлетике ДЮСШ №1 ГО «город Якутск»
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.
Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается, эффективность прогнозирования падает.
В ходе педагогических наблюдений установлено, что в существующей практике на этапе предварительной подготовки превалирует специализированная подготовка по виду спорта, не всегда учитывающая возрастные особенности детей. Это отражается на решение задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, и интересе учащихся к дальнейшим занятиям спортом, что, в свою очередь, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки и снижению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.
Ниже представлена динамика результатов некоторых воспитанников, которые из начальной группы перешли в учебно-тренировочную группу. Данные представлены по результатам соревнований разного уровня. Стоит отметить, что в 2020-2021 гг. была объявлена коронавирусная эпидемия и воспитанники самостоятельно занимались, но объемы выполняемых занятий были конечно же ограниченными.
Динамика результатов воспитанников из учебно-тренировочной группы
№ | Фамилия, имя, год рождения | Вид | 2021-2022 уч. год | 2022-2023 уч. год | 2023-2024 уч. год | |||
Зимний сезон | Летний сезон | Зимний сезон | Летний сезон | Зимний сезон | Летний сезон | |||
1 | Гуляева Алиса 2010 г.р. | 400м | 1,15,40 | 1,11,9 | ||||
600м | 2.15,5 | 2.08,6 | ||||||
800м | 2.55,98 | 2.50,56 | 2.48,2 | 2.38,98 | ||||
1000м | 4.01,0 | 3,41,54 | 3.34,83 | 3.29,12 | 3,26,79 | |||
1500м | 5.56,17 | 5.39,8 | 5.27,05 | 5.20,06 | ||||
2000м | 8,17,20 | 7,49,8 | ||||||
3000м | 12.58.1 | 12.34,10 | 11.54,08 | 11.06,01 | ||||
2000м с/п | 7.52,80 | 7.41,95 | ||||||
2 | Рахматуллин Радель 2010 г.р. | 400м | 1.14,86 | 1,11,4 | ||||
800м | 2.36,3 | 2,39,8 | ||||||
1000м | 3,47,19 | 3.24,10 | 3,24,59 | |||||
1500м | 5.41,5 | 5.25,6 | 5.09,05 | 5.05,76 | ||||
3000м | 12.46,5 | 11.14,45 | 11.04,56 | |||||
3 | Захаров Радомир 2007г.р. | 400м | 1.00,97 | 58,7 | ||||
800м | 2.29,61 | 2.11,20 | 2.08,87 | |||||
4 | Зырянова Инна 2009 г.р. | 60м | 9,02 | 8,41 | 7,91 8,48авто | |||
100м | 13,8 | 13,93авто | ||||||
200м | 31,14 | 29,6 | 29,4 29,61авто | 29,65авто | ||||
5 | Максимов Арсен 2009г.р. | 60м | 8,91 | 7,8 8,22авто | 7,60 7,98авто | |||
200м | 31,5 | 28,56 | 27,84 27,77авто | 26,6 | 25,98авто | |||
300м | 47,6 | 42,71 | ||||||
400м | 1.09,41 | 1.05,35 | 59,72 | 57,30 | ||||
600м | 1.52,6 | 1,43,6 | ||||||
6 | Приходько Даниил 2009 г.р. | 200м | 27,81 | 27,1 | 27,6 | |||
300м | 46,54 | 44,3 | 47,15 | |||||
400м | 1.21,02 | 1,04,55 | 1.03,6 | 1.03,41 | ||||
600м | 2.04,0 | 1,54,94 | 1,54,03 | 1,47,8 | ||||
800м | 3.11,60 | 2.58,41 | 2.36,26 | 2.34,53 | ||||
7 | Почуев Вадим 2009 г.р. | 200м | 28,97 | 28,6 | ||||
300м | 48,73 | 45,19 | ||||||
400м | 1.14,84 | 1,08,51 | 1.04,4 | 1.02,10 | 59,5 | |||
600м | 2.00,0 | 1,55,68 | 1,54,50 | 1,46,7 | ||||
800м | 3.04,86 | 2.52,64 | 2.29,22 | |||||
1000м | 3.43,2 | 3,33,1 | 3.22,23 | |||||
8 | Потапов Игорь 2011г.р. | 200м | 34,10 | 32,2 | 30,0 | 30,3 | ||
300м | 52,18 | 50,3 | 47,64 | |||||
400м | 1.13,1 | 1,08,4 | 1.04,3 | |||||
600м | 1,53,58 | 1,50,3 | ||||||
9 | Фазульдинова Дарья 2006г.р. | 60м | 8,77 | 8,88 | ||||
200м | 33,02 | 31,7 | ||||||
300м | 53,83 | 53,34 | ||||||
10 | Черноградская Айсуу 2011г.р. | 400м | 1.22,7 | 1.18,32 | ||||
600м | 2,25,60 | 2,11,41 | ||||||
11 | Дмитриева Сайнаара 2011 г.р. | 400м | 1.23,7 | 1,22,1 | ||||
600м | 2,27,16 | 2,12,41 |
В представленной выше таблице, можно наблюдать постепенный рост показателей воспитанников. В своей работе, на этапе начальной специализации, стараюсь много внимания уделять разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях. Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и особенно стопы. Однако опыт показал, что бег и прыжки в гору у юных бегунов, как правило, не приводят к желательным результатам в развитии скоростно-силовых качеств, а лишь форсирует нагрузку. На первых этапах подготовки для этой цели целесообразно применять круговую тренировку, прыжки с места, многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы нижних конечностей, не ведут к перенапряжению вегетативных систем организма, как при беге и прыжках в гору, широко используемых в тренировке взрослых спортсменов. Подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие адаптации функциональных систем, на укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно переносимость нагрузок костями, связками, мышцами становится впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность.
В своей практике использую следующие четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных систем организма:
- упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах ЧСС у юных бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 мг%) с двумя зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;
- упражнения смешанной (аэробно-анаэробной) направленности (диапазон ЧСС в беге – 160-190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови – до 80 мг%); эти упражнения также объединяют в две зоны нагрузки – в развивающую (ЧСС – до 170 ударов, лактат – до 40мг%) и экономизации (свыше 40мг%);
- упражнения преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80мг%) с двумя зонами нагрузки – субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом режиме энергообеспечения не информативны);
- скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться к трем зонам нагрузки – развивающей, экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий.
На этапе начальной спортивной специализации не менее двух основных тренировочных занятий в неделю должны быть полностью посвящены работе над техникой, разносторонней физической подготовке и спортивным играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...
Особенности обучения начальной подготовки юных футболистов в ДЮСШ
Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным. Учет индивидуальных особенностей детей. Мотивация на начальном этапе обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013443-1518983206.jpg)
Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации
Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способност...
Педагогический проект «Развитие ловкости баскетболистов средствами интегральной подготовки на этапе начальной спортивной специализации»
Презентация педагогического проекта....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/25/picture-1408390-1653435757.jpg)
«Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Представленный материал по лыжным гонкам для спортсменов в возрасте 6-9 лет разработана в соответствии с:- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Зако...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-1497940-1701011994.jpg)
Доклад по теме "Особенности развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации"
В работе представлены результаты исследования уровня развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации. В работе представлен разработанный комплекс физических у...