Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации
статья по физкультуре (8 класс) на тему
Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей и возможностей спортсмена, выделении признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов. Характерным при этом является то, что по мере роста спортивных результатов, требования к индивидуализации тренировочного процесса резко повышаются Индивидуальный подход предполагает выявление индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматривающийся в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего ( тренера ), предполагающая временное изменение ближайших целей относительно сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия По мнению A.B. Левченко , в скоростно-силовых видах спорта целесообразно индивидуализировать спортивную тренировку по следующим направлениям: - индивидуализация технической и интегральной подготовки в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности; - индивидуализация ОФП и СФП в соответствии с перспективной моделью физической подготовленности; - коррекция тренировочных и других воздействий в соответствии с динамикой оперативного, текущего и устойчивого ( этапного ) состояния; - коррекция педагогических, тренировочных и других воздействий в соответствии с индивидуальными и психофизическими особенностями личности юного спортсмена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasimov_igor_alekseevich.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасимов Игорь Алексеевич
Тренер по гребле на байдарках
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа по водно-гребным видам спорта" г.Казани
Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации
Проблема индивидуализации тренировки в юношеском спорте
Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей и возможностей спортсмена, выделении признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов. Характерным при этом является то, что по мере роста спортивных результатов, требования к индивидуализации тренировочного процесса резко повышаются /136 /.
Индивидуальный подход предполагает выявление индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматривающийся в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего ( тренера ), предполагающая временное изменение ближайших целей относительно сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия /86/.
Н.Г. Озолин /112/ считает, что при наличии природной одаренности и правильной системе тренировки может быть достигнут очень высокий рост подготовленности в сроки вдвое короче обычных. Другими словами, если в учебно-тренировочном процессе правильно и направленно реализовать принцип индивидуального подхода, то сроки подготовки высококвалифицированных спортсменов можно в значительной степени сократить.
В теории и методике физического воспитания является общепринятым положение о том, что определяющую роль в подготовке юных спортсменов играет собственно обучение. / 5, 10, 11, 84, 85, 119,172, 173/.
Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К
внутренним условиям, оказывающим значительное влияние на тренировочный эффект относятся индивидуальные особенности спортсмена. Это предполагает необходимость организации учебно-тренировочного процесса, на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологических особенностей спортсмена. / 89, 90 /.
Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки / 153; 154 /. Центральной проблемой в этом случае является определение ведущих и отстающих физических качеств. / 3, 45, 79, 108, 136, 146 / Как отмечает В.Н. Платонов/ 118/, основной стратегией в тренировке должно быть не сглаживание индивидуальности, а, напротив, развитие сильных сторон организма и личности спортсмена как ведущего условия достижения им высоких результатов.
Разрабатывая эту проблему, Р.Н. Крашениников / 74 / рекомендует распределять юных спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики на три типологические школы: 1) спортсмены с преимущественным развитием скоростных компонентов; 2) с преимущественным развитием силовых качеств; 3) скоростно-силовых качеств. Подобное распределение позволяет дифференцированно и с большой надежностью осуществлять специальную физическую подготовку юных спортсменов, что оптимизирует пути выбора характера техники движений в конкретном виде спорта.
На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в процессе занятий следует учитывать периоды полового созревания ребенка. Индивидуальные темпы биологического созревания подростков биологический возраст) являются фактором, существенно определяющим успешность спортивного совершенствования. В этом направлении Л.В. Жес- тянников / 48 / обосновал дифференцированное развитие двигательных качеств и содержание учебно-тренировочного процесса в целом в беге на средние дистанции с учетом биологического возраста юных спортсменов, а С.М. Погудин / 122 / на этой основе разработал таблицы, для оценки физического развития подростков и юношей.
Ю.С. Антоновым / 6 / выявлены индивидуальные различия в физической подготовленности лыжника-гонщика, на основе которых спортсмены были распределены на 3 группы с ведущими факторами скоростной, общей и силовой выносливости. Показано, что срочные ответные реакции на адекватную нагрузку обусловлены индивидуальными различиями в физической подготовленности спортсменов. Экспериментально обоснована определенная зависимость педагогического воздействия на индивидуально-отстающие и ведущие факторы физической подготовленности спортсменов на конкретных этапах годичного цикла.
А. Ледницки / 79 / разработал тренировочные программы в беге на средние дистанции, способствующие преимущественному развитию генетически заложенных физических качеств в индивидуально-групповом плане.
Тренировочные нагрузки, по своей направленности совпадающие с индивидуальными особенностями, не только приводят к росту специально развиваемых качеств, но и положительно влияют на развитие других физических качеств спортсмена.
В работе Г.Н. Коленько / 66 / для определения у юных лыжников индивидуальных объемов циклических нагрузок предполагаются испытания в каждой из зон мощности до существенного падения скорости. Такого же взгляда придерживается Дуркин А.К. / 40 / при определении индивидуального дозирования нагрузок, способствующих развитию быстроты и скоростно- силовых качеств лыжников-гонщиков 11-12 лет.
На основе модельных характеристик специальной силовой подготовки пловцов Д.Е. Манцевич / 81 / сравнил индивидуальную максимальную силу выполнения гребка с оптимальной ( модельной ) и с учетом этого получил возможность проводить коррекцию нагрузок различной направленности. В частности, при достижении модельных характеристик в развитии максимальной силы происходит сокращение объема силовой подготовки при одновременном увеличении объемов плавания в высоких зонах интенсивности. И наоборот, у пловцов с низкими силовыми показателями увеличивается объем силовой подготовки до 140-160 часов в год в сочетании с малоинтенсивной подготовкой в воде.
В соответствии с уровнем развития физических качеств разработаны индивидуальные программы подготовки юных спортсменов. На основании изучения влияния тренировочных нагрузок на организм спортсменов разного возраста выявлен различный спектр адаптивных реакций к предложенной работе. Это предполагает разработку индивидуальных тренировочных программ для каждой возрастно-половой группы и пересмотр общих подходов к тренировке различных контингентов / 62, 63, 69, 70/. В связи с необходимостью индивидуализации тренировочного процесса с учетом морфо- функциональной зрелости разработаны шкалы соматической зрелости для юных бегунов обоего пола. Это позволяет сократить отсев спортсменов из тренировочных групп, не показывающих на данном этапе высокие результаты, индивидуализировать тренировочные и соревновательные нагрузки, не допуская срыва адаптационных возможностей организма /71 /. На основании тестирования общей и специальной работоспособности юных гребцов на байдарках 10-12 лет выявлены различия в показателях силы и выносливости, которые использовались с целью индивидуализации тренировочного процесса / 161 /. В конце трех месячной тренировки выявлено преимущество применения повышенных объемов нагрузок на выносливость в подготовке юных байдарочников. В результате исследования разработан более рациональный подход к построению тренировочных заданий, включающих в себя совокупность элементов для повышения индивидуальных возможностей спортсменов.
Коновалов Г.Е. / 68 / исследовал индивидуальные особенности развития быстроты и выносливости у детей с целью правильной спортивной ориентации. Выявлено, что индивидуальные особенности детей 8-10 лет в развитии этих физических качеств можно определить лишь в процессе тренировки не менее года. Уровень спортивных достижений как в быстроте, так и в выносливости на этапе начальной подготовки обеспечивают 3 взаимодействующие системы: а) показатели физического развития; б) показатели двигательных способностей; в) функциональные показатели. Повышенные объемы тренировочных нагрузок ( 70% от всего времени занятий ) оказывали эффективное воздействие на рост физических качеств тех детей, индивидуальные особенности которых совпадали с направленностью данных нагрузок.
Каргополов В.П. / 61 / индивидуализировал тренировочный процес лыжников-гонщиков на основе комплексного оперативного контроля. Отобрано 11 тестов для комплексного оперативного контроля для оценки специальной, функциональной и психологической подготовленности. Сопоставление данных тестирования с разработанной моделью позволило объективно оценивать состояние специальной подготовленности спортсменов и индивидуализировать тренировочный процесс.
По мнению A.B. Левченко / 78 /, в скоростно-силовых видах спорта целесообразно индивидуализировать спортивную тренировку по следующим направлениям:
- индивидуализация технической и интегральной подготовки в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности;
- индивидуализация ОФП и СФП в соответствии с перспективной моделью физической подготовленности;
- коррекция тренировочных и других воздействий в соответствии с динамикой оперативного, текущего и устойчивого ( этапного ) состояния;
- коррекция педагогических, тренировочных и других воздействий в соответствии с индивидуальными и психофизическими особенностями личности юного спортсмена.
Фискалов Ф.Д. / 155 / для повышения качества и эффективности управления подготовкой квалифицированных бегунов на короткие дистанции использовал метод акцентированного развития отстающих физических качеств в специфических условиях соревновательного упражнения на основе индивидуальной оценки структуры специальной беговой подготовленности спринтеров.
Количественная оценка структурных компонентов специальной беговой подготовленности, по мнению автора, позволяет определить рациональные тренировочные программы. В эти программы в зависимости от цели тренировки входят средства, различные по направленности воздействия.
В основу индивидуализации Мехрикадзе В.В. / 92 / положил количественную модель динамики тренировочных нагрузок и направленность средств воздействия в месячных мезоциклах. Основываясь на разработанных эталонах можно рассчитать по уравнениям регрессии оптимальное соотношение различных по направленности нагрузок в месячных мезоциклах у квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Алгоритм действий тренера при этом должен быть таким, что сначала необходимо получить информацию о соревновательной деятельности, о состоянии подготовленности, а также о динамике нагрузок, обусловивших данное состояние; сравнение их с модельными величинами и на этой основе принятие решения – планирование тренировочного процесса.
По своему к решению проблемы индивидуализации подошел Ерощев В.Д. / 45 /. Анализ показателей соревновательной деятельности позволил выделить 3 основные группы квалифицированных бегуний. Первая группа бежит "укороченным шагом", при высоком их темпе; вторая группа – " удлиненным " шагом; третья группа – занимает среднее положение в сравнении с первыми двумя группами. Автором разработана и апробирована методика формирования соревновательной структуры бега у квалифицированных спортсменов.
В специальной литературе имеются данные о том, что в предпубертатном периоде онтогенеза увеличивается разнообразие вариантов индивидуализации организации энергетического обмена / 141 /. Наибольший интерес представляет у мальчиков возраст, соответствующий этапу начальной подготовки, когда завершается и достигает максимальной эффективности " детская" организация физиологических функций /93/. Согласно литературным данным, для этого возраста характерно преобладание аэробной энергопродукции / 32, 80 /.
Такая особенность энергообеспечения оказывает влияние на развитие силовых возможностей и выносливости / 15, 31, 113 /. В связи с этим возникает необходимость оценивать не только мощностные, но и объемные показатели. Для физиологической оценки объема выполненной работы продуктивное использование эргометрических тестов, позволяющих количественно охарактеризовать рабочие возможности в различных зонах мощности /141 /.
Соколов А.Н. / 140 / в исследованиях, проведенных на мальчиках 10-11 лет, выявил индивидуальные особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности, позволяющие демонстрировать высокие результаты при работе в режиме смешанной энергопродукции: вариант с высоким уровнем развития аэробных и анаэробных источников; вариант с преобладающей аэробной энергопродукцией; вариант с высоким уровнем развития анаэробных источников; вариант со средними мощностными возможностями энергетических источников и высокими возможностями функционирования вегетативных систем в нестандартном режиме.
Данные П.В. Квашука и А.Н. Корженевского / 62 / говорят, что при напряженной физической нагрузке энергообеспечение идет в основном за счет включения анаэробного гликолиза (гликолитический механизм энергообеспечения). В этой связи уровень предельной работоспособности зависит от феномена вегетативной адаптации к физической нагрузке, которая сугубо индивидуальна.
В теории и практике спортивной тренировки имеются различные подходы к индивидуализации подготовки юных квалифицированных спортсменов. Наиболее широко освещены взаимосвязи физического развития двигательных качеств, особенностей адаптации к нагрузкам с биологическим возрастом спортсменов /13, 48 /.
В теории юношеского спорта наибольшее количество публикаций за последнее время посвящено работам доказывающим, что индивидуальные особенности физической подготовленности юных спортсменов заключаются в высоком уровне развития основных физических качеств, какими являются специальная выносливость и, как составляющая ее, скоростная и силовая выносливость / 72, 132 /. Приводятся примеры построения микроциклов, позволяющих на основе индивидуальных особенностей планировать занятия и проводить их коррекцию.
Значительно шире развивают представление об индивидуальном подходе к тренировке Киселев В.М., Рыженков В.Ф., Романовский Л.С. / 64 /, которые рассматривают взаимосвязь индивидуальных показателей уровня развития силы, быстроты и выносливости у юных лыжников 11-18 лет.
Не менее важным фактором, требующим постоянной индивидуализации в тренировочном процессе, являются особенности технической подготовки, ее обучение и совершенствование на всех этапах многолетней тренировки, что отражено фрагментарно в работах Камаева О.И., Хохлова Г.Г., Камаевой Е.К. / 60 /. Для оценки выявления ошибок и их исправления на основе разработанных модельных характеристик применяются различные методики, шкалы, должные нормативы/ 15, 52, 67/.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что повышение эффективности тренировочного процесса на основе индивидуальных особенностей в физической подготовленности придается большое значение не только при подготовке квалифицированных, но и юных спортсменов. Несмотря на всю актуальность исследуемого вопроса, проблема индивидуализации применительно к подготовке юных спортсменов не получила еще достаточного научного обоснования. Следует отметить, что в большинстве работ позитивно рассматривается ориентация на модели при решении задач разносторонней физической подготовки, однако конкретных программ направленного тренировочного воздействия для достижения должного уровня в развитии физических качеств в них не проводится. В связи с излагаемой проблемой приходится говорить об отсутствии работ по разработке и экспериментальной проверке эффективности подбора тренировочных средств с учетом спортивного результата и модельных показателей у спортсменов, специализирующихся в циклических и скоростно-силовых видах спорта на этапе начальной спортивной специализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...
Подготовка и тренировка юных спортсменов мас-рестлеров
В публикации дается описание многолетнего успешного опыта учителя по тренировке спортсменов, занимающихся мас-рестлингом...
Особенности подготовки юных спортсменов в хоккее с шайбой
В методических рекомендациях рассматриваются особенности физической и психологической подготовки юных хоккеистов и принципы спортивной тренировки в детском и юношеском хоккее....
Методические рекомендации " Особенности этапа начальной спортивной подготовки в настольном теннисе"
Настольный теннис - один из самых популярных и увлекательных видов спорта. Зрелищность, доступность и простота правил игры и инвентаря расширяют круг поклонников этого вида спорта и способствуют включ...
Педагогический проект «Развитие ловкости баскетболистов средствами интегральной подготовки на этапе начальной спортивной специализации»
Презентация педагогического проекта....
Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.
Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Построение тренировочного процесса на начальной спортивной специализации лыжников – гонщиков 12-13 лет на основе учета их индивидуальной моторной предрасположенности»
Цель исследования - повышение эффективности индивидуализированной системы подготовки юных лыжников-гонщиков 12 - 13 лет на основе их двигательной предрасположенности.Гипотеза исследования: сформулиров...