Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности
статья ( класс) на тему
Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению.
(Я.А. Каменский)
В своей педагогической деятельности, руководствуясь основными положениями школы, я работаю по теме: «Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности». Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией. Он используется как на уроках, так и во внеклассной работе, решая следующие задачи:
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие в школьниках трудолюбия, усердия, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности;
- воспитание у учащихся лидерских качеств;
- воспитание высокой нравственности и гражданственности;
- создание комфортной среды в триаде «ученик ‒ учитель ‒ родители».
Основной целью проектного метода обучения является формирование всесторонне развитой личности. Личностно-ориентированный подход в данном методе позволяет дифференцированно подходить к обучению предмету, что способствует формированию у учащихся следующих характеристик:
- способность продемонстрировать знания, умения и навыки;
- способность эффективно использовать знания, умения и навыки в жизни;
- положительная мотивация к обучению;
- адекватно-позитивная самооценка;
- положительная динамика общего развития;
- позитивные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками;
- хорошее физическое и психологическое здоровье;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе.
Примечательно, что в современном мире произошли качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция переросла в технологическую. Проблема «С помощью чего делать?» отошла на второй план и уступило место проблеме «Как делать?». Отсюда возникла необходимость изменения самого подхода к образованию. Особую значимость при этом приобрел метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в продукте труда. Использование различных видов проектов в обучении способствует созданию такой среды, которая позволяет применять жизненно важные основы технологических знаний и умений в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, а также социального опыта человека.
Придя работать в школу, я стала использовать метод проектов в образовательной практике. Метод проектов способствует не только формированию у учащихся адекватной самооценки, но и усилению убеждений «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка ‒ это важнейшая задача образования подрастающего поколения и основа раннего профессионального самоопределения школьников.
Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии, а основу творчества ‒ проектно-технологическая система обучения школьников. Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь, обеспечивающих счастливое долголетие, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.
Проектный метод обучения реализуется посредством использования таких видов проектов как творческие, исследовательские, информационные, ролевые, игровые, практико-ориентированные.
Творческие проекты предполагают творческий подход к выполнению и оформлению объекта труда (швейные изделия, изделия декоративно-прикладного творчества, виды рукоделья и т.д.).
Исследовательские проекты предполагает формулирование проблемы, исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение вариантов решения проблемы, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.
Информационные проекты направлены на сбор нужной информации о каком-то объекте, предмете или явлении, его оформлении и представлении.
Ролевые, игровые проекты. Участники распределяют между собой определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Практико-ориентированные проекты имеют хорошо обозначенный с самого начала результат деятельности учащихся. Этот результат должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников или интересы окружающего социума.
Характер оценки проекта зависит от типа проекта, от его темы и от условий проведения. По завершении работы над проектом можно применить разные приемы, методы и формы защиты в зависимости от типа выполненной работы. Защиту творческих проектов можно организовать в виде выставок, презентаций, концертных номеров, а также докладов, рефератов, стендов и т.п.
Главное для меня – это развитие ребенка. Именно проектная методика позволяет формировать личностные качества, которые развиваются в деятельности. К таким качествам относятся умение творчески относиться к любому делу, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранные решения, анализировать результаты деятельности, а это в дальнейшей взрослой жизни позволит быть инициативной, успешной, конкурентоспособной личностью. Участие в проектной деятельности позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Но эта проблема не так проста, как кажется.
Во-первых, учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто увлечен творчеством. Во-вторых, успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития логического и образного мышления учащихся.
Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни ‒ один из основных путей активизации образного мышления. Развивая технические способности детей, надо развить эстетический вкус, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.
В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.
Практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Проекты имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету, а также формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »
1. Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Театрализованные представления как средства формирования всесторонне развитой личности
Была предоставлена презентация многолетней работы классного руководителя по формированию творческого потенциала учащихся....

Статья в жернале "Школа и производство", №7, 2013г., "Метод проектов как средство формирования успешной личности.", часть 1
Считаю, что как учитель достигла главной цели: сформировала в детях активную жизненную позицию, стремление творить не только для личного блага, но и на пользу обществу....

Статья "Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения"
Согласно новому ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.Туризм относится к тому виду внеурочной деятельности, воспитательный потен...