Рабочая программа "Баскетбол в школе"
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Скачков Евгений Валентинович

программа расчитана на 4 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_chasa_rabochaya_programma_basketbol_maou_28_6-9_klass.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО                                        СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей                   Заместитель директора                             Директор МАОУ

физической культуры и ОБЖ                по УВР                                                             «СОШ № 28»

протокол № _______                             ___________________                               _______________

«___»___________2024 г.                     (Никитина М.Е.)                                             (Екимова И.Б.)

Руководитель ШМО                            от «___» ________2024г.                          «____»_____2024г.

_________________

(Семкова Л.А.)                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»

Уровень образования: основное общее образование (5-9 классы)

Направление развития личности школьника: спортивно-оздоровительное

Класс 6-9

Составитель: учитель Скачков Е.В.

2024


Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол в школе» разработана для занятий с обучающимися 6-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич), методическое пособие проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по баскетболу в школе (Н.И. Шумкова), в соответствии с «Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности педагога муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов».

Данная программа призвана обеспечить спортивно-оздоровительное направление развития личности учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «Баскетбол».

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

  • мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
  • помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.

Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. 

Задачи:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
  • формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

Большое место во всестороннем физическом развитии школьников занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка.  Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-9 класс (13-15 лет) 136 часа на 4 часа в неделю (136 часов в год). Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Срок реализации программы: 1 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»

 личностные результаты:

воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и современного состояния развития баскетбол, включая региональный, всероссийский и международный уровни;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами баскетбола профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения в команде, со сверстниками и педагогами;

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; положительных качеств личности;

моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по баскетболу;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;

метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами баскетбола, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности их решения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы для тактических, игровых задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета.

предметные результаты:

знания о влиянии занятий баскетболом: на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических качеств; на индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности организма;

знание роли главных баскетбольных организаций мира, Европы, страны, региона; общих сведений о ведущих баскетбольных отечественных и зарубежных клубах, выдающихся отечественных и зарубежных баскетболистов и тренерах, внесших общий вклад в развитие и становление современного баскетбола;

характеристика разных стратегий, тактик и стилей игры команд мирового и отечественного баскетбола;

знание современных правил организации и проведения соревнований по баскетболу; правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады; осуществление судейства учебных игр в качестве судьи, помощника судьи, секретаря;

применение и соблюдение правил игры в баскетбол в процессе учебной и соревновательной деятельности; применение правил соревнований и судейской терминологии в судейской практике и игре;

умение характеризовать средства общей и специальной физической подготовки, основные методы обучения техническим приемам;

освоение и демонстрация техники броско мяча в кольцо, остановок, ведения мяча в различных сочетаниях приемов техники передвижения с техникой владения мячом, различных обманных движений (финтов), отбора и выбивание мяча, применение изученных технических приемов в учебной, игровой и досуговой деятельности;

знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и командных действий в тактике нападения и защиты с учетом игровых амплуа, наиболее выгодных позиций, игровых ситуаций; применение изученных тактических действий в учебной, игровой соревновательной и досуговой деятельности;

проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению технико-тактических основ баскетбола; умение отслеживать правильность двигательных действий и выявлять ошибки в технике и тактике игры в баскетболе;

знание и применение правил безопасности при занятиях баскетболом, правомерного поведения во время соревнований по баскетболу в качестве зрителя, болельщика;

знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной деятельности, средств восстановления после физической нагрузки, приемов массажа и самомассажа после физической нагрузки и/или во время занятий баскетбола;

составление и выполнение индивидуальных комплексов общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, упражнений для развития физических качеств баскетболиста, проведение закаливающих процедур;

знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время занятий баскетболом; выявление факторов риска и предупреждение травмоопасные ситуации; умение оказания первой помощи при травмах и повреждениях во время занятий баскетболом;

способность планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий (элементов баскетбола) и развитию основных специальных физических качеств баскетболиста, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;

знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного пищевого рациона баскетболиста; составление рациона питания; основ организации здорового образа жизни средствами баскетбола, методов профилактики вредных привычек и асоциального ведомого (отклоняющегося) поведения;

выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и технической подготовке баскетболиста; знание методов тестирования физических качеств, умение оценивать показатели физической подготовленности, анализировать результаты тестирования, сопоставлять со среднестатистическими показателями; проведение тестирования уровня физической подготовленности в баскетболе со сверстниками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Знание о Баскетболе

История развития баскетбола. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом. Общие гигиенические требования к занимающимся баскетболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питание с учетом занятий спорта.

Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий. Соблюдение учащимися спортивной этике дисциплины, любовь и преданность своему коллективу.

2.Общая и специальная физическая подготовка.

Значение ОФП для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивного технического мастерства. Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, с перетягиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.

Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 метров. Бег со сменой направлений по зрительному сигналу. Старты из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40м, 60 м. Кросс.

Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мяча в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Бегуны», «Кто сильнее».

3.Основы техники и тактики игры.

Характеристика основных приемов техники перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия. Практические занятия. На втором году обучения продолжается изучение материала, представленного в предыдущем году. Ниже проводится новый материал, с которым необходимо ознакомить учащихся в данном году обучения технике нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча. Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий.

Техника защиты. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния: применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Групповые действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий. Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и способа прохождения мяча: противодействие выходу на свободное место для получения мяча, действие одного защитника против двух нападающих.

Групповые действия. Взаимодействие двух игроков- отступание. Командные действия. Личная система защиты.

4.Контрольные игры и соревнования:

Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результат соревнований. Практические занятия: сдача норм мониторинга. Соревнования.

Основные формы и методы, используемые для реализации программы внеурочной деятельности:

В обучении – практический, наглядный, словесный, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Критерии эффективности программы:

  1. Степень участия детей в мероприятиях, соревнованиях и т.д;
  2. Мотивация детей на различные виды деятельности;

Результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведения

1

Правила технике безопасной во время  занятий по баскетболу. История баскетбола.

1

1

сентябрь

2

Закрепление техники перемещения, ловли и передачи мяча на месте, ведения и броска мяча в корзину с места.

7

7

сентябрь

3

Развитие физических качеств.

4

4

сентябрь

4

Учебная игра закрепление изученных элементов.

4

4

Сентябрь

5

Правила соревнований. Жесты судей. Поведения на стадионе во время просмотра игры в качестве зрителя болельщика.

1

1

октябрь

6

Совершенствование техники остановки, ловли и передачи мяча в движение, ведение и броски мяча в кольцо в движение.

7

7

октябрь

7

Развитие физических качеств

4

4

октябрь

8

Учебная игра совершенствование изученных элементов.

4

4

октябрь

9

Тактические действия в нападении индивидуальные и командные

6

6

ноябрь

10

Участие в городских соревнования по баскетболу среди учащихся ОО (КЭС-БАСКЕТ).

10

10

ноябрь

11

Совершенствование техники перемещения и остановок, ловли и передачи, ведения, броска мяча с сопротивлением.

8

8

декабрь

12

Развитие физических качеств

4

4

декабрь

13

Учебная игра стритбол (3х3).

4

4

декабрь

14

Правила соревнований по стритболу (3х3).

1

1

январь

15

Сочетание приемов: перемещений–остановок, ведения - бросок, ведения-передача -бросок мяча

3

3

январь

16

Развитие физических качеств

4

4

январь

17

Учебная игра стритбол (3х3).

2

2

январь

18

Городские соревнование стритбол (3х3).

2

2

январь

19

Тактические действия в защите индивидуальные и командные.

8

8

февраль

20

Развитие физических качеств

(выносливости)

4

4

февраль

21

Учебная игра стритбол (3х3).

2

2

февраль

22

Муниципальный этап ШСК стритбол (3х3).

2

2

февраль

23

Сочетание приемов: перемещений–остановок, ведения - бросок, ведения-передача -бросок мяча с сопротивлением.

8

8

март

24

Развитие физических качеств

(выносливости)

4

4

март

25

Учебная игра стритбол (3х3).

4

4

март

26

Характерные травмы баскетболиста, методы и меры предупреждения травматизма во время занятий

1

1

апрель

27

Тактические действия в нападение и в защите (быстрый прорыв, отдай откройся, заслоны)

7

7

апрель

28

Развитие физических качеств.

4

4

апрель

29

Учебная игра стритбол (3х3).

2

2

апрель

30

Муниципальный этап «Президентских игр» стритбол (3х3).

2

2

апрель

31

Сдача нормативов по ОФП (бег 30м, 60м.; прыжок в длину с места; челночный беги т.д.)

4

4

май

32

Учебная игра (5х5)

2

2

май

33

Сдача нормативов по технической подготовке (штрафные броски; броски в движение «2-хминутка» и т.д.).

4

4

май

34

Учебная игра (3х3)

2

2

май

итого

136

4

132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология

рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....