Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников
картотека по физкультуре
Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_o_sporte.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.
В современном обществе даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас в России проводится много мероприятий по привлечению населения к здоровому образу жизни, поэтому вопрос становится более актуальным. Необходимо, чтобы дети с дошкольного возраста понимали, что представляет собой тот или иной вид порта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться. Не случайно в примерной основной образовательной программе дошкольного образования в области физического развития ребенка одной из основных задач образовательной деятельности является создание условий для: формирования начальных представлений о некоторых видах спорта.
У детей 5—6 лет данная задача должна реализоваться через развитие первичных представлений о некоторых видах спорта, спортивных достижениях нашей страны, олимпийских победах.
«Дидактические игры, способствующие ознакомлению с видами спорта» 1 Игра «Спортлото» Обучающая задача: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и правильно соотносить их на игровом поле; развивать внимание. Игровая задача:найти на своей игровой карте данный символ, который называет или показывает ведущийи закрыть его жетоном. Оборудование: картинки о видах спорта в двойном экземпляре, приклеенные на картон. Содержание игры: Каждый игрок берет 2—3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами. 2 Игра «Найди фрагмент» Обучающая задача:формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия. Игровая задача: детям показывают сюжетные картинки с видами спорта, и каждому ребенку раздается фрагмент картинки. Детям необходимо найти место этого фрагмента в сюжетной картинке. Оборудование: картинке про спорт и их фрагменты Содержание игры: Детям раздаются маленькие картинки—фрагменты. Необходимо найти к какой картинке они принадлежат. 3. Игра «Мемо спорт» Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту и физкультуре, знакомить с видами спорта Игровая задача: найти парную карточку с соответствующим видом спорта. Оборудование: две карточки на каждый вид спорта (одинаковые). Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода. «Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о зимних видах спорта» 1. Игра «Что к чему» Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту, учить называть и узнавать зимний вид спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику. Игровая задача:выбрать карточку с зимним видом спорта и подобрать необходимый символ, инвентарь, оборудование, форму одежды Содержание игры: Игроки выбирают карточку с видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). Оборудование:карточки с зимними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формой зимних видов спорта 2. Игра «Подбери пиктограмму» Обучающая задача:закреплять знания детей об зимних олимпийских видах спорта. Игровая задача:подбирать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его. Оборудование:пиктограммы олимпийских видов спорта, картинки олимпийских видов спорта Содержание игры: Детям необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его. 3. Игра «Найди пару» Обучающая задача:учить детей подбирать одинаковые пиктограммы Игровая задача:подобрать одинаковые пиктограммы Оборудование:пиктограммы олимпийских зимних видов спорта Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода. 4. Игра «Картинка рассыпалась» Обучающая задача:развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики. Игровая задача:из фрагментов собрать картинку зимнего вида спорта Оборудование: Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады Содержание игры:необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без образца. 5. Игра «Угадай вид спорта» Обучающая задача: расширять представления детей о зимних видах спорта и названиях спортивного оборудования. Игровая задача:по описанию зимнего вида спорта найти соответствующую картинку Оборудование: иллюстрации и фотографии людей, занимающихся видами зимнего спорта и спортивного оборудования. Содержание игры: Вариант 1. Взрослый даёт описание действий участника соревнований по определённому виду спорта, дети находят соответствующую картинку. Усложнение: игра проводится без наглядного материала. Дети определяют вид спорта по описанию и называют его. Вариант 2. Дети подбирают пары: картинка с изображением спортивного предмета и спортсмена, которому он необходим. Усложнение: один из детей описывает спортивный предмет, остальные называют вид спорта, к которому он относится. 6. Игра «Снаряди спортсмена» Обучающая задача:учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. Игровая задача:подобрать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. Правила: дети выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). Оборудование:карточки с зимними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формой зимних видов спорта Содержание игры: Игроки выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). «Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о летних видах спорта» 1. Игра «Что к чему» Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту, учить называть и узнавать летний вид спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику. Игровая задача:выбрать карточку с летним видом спорта и подобрать необходимый символ, инвентарь, оборудование, форму одежды Содержание игры: Игроки выбирают карточку с видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). Оборудование: карточки с летними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формойлетних видов спорта 2. Игра «Подбери пиктограмму» Обучающая задача:закреплять знания детей об летних олимпийских видах спорта. Игровая задача: подбирать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его. Оборудование: пиктограммы летних олимпийских видов спорта, картинки олимпийских видов спорта Содержание игры: Детям необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его. 3. Игра «Найди пару» Обучающая задача: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы Игровая задача:подобрать одинаковые пиктограммы Оборудование: пиктограммы олимпийских летних видов спорта Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода. 4. Игра «Картинка рассыпалась» Обучающая задача:развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики. Игровая задача:из фрагментов собрать картинку летнеговида спорта Оборудование: Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады Содержание игры: Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без образца. 5. Игра «Угадай вид спорта» Обучающая задача: расширять представления детей о летних видах спорта и названиях спортивного оборудования. Игровая задача:по описанию летнего вида спорта найти соответствующую картинку Оборудование: иллюстрации и фотографии людей, занимающихся видами летнего спорта и спортивного оборудования. Содержание игры: Вариант 1. Взрослый даёт описание действий участника соревнований по определённому виду спорта, дети находят соответствующую картинку. Усложнение: игра проводится без наглядного материала. Дети определяют вид спорта по описанию и называют его. Вариант 2. Дети подбирают пары: картинка с изображением спортивного предмета и спортсмена, которому он необходим. Усложнение: один из детей описывает спортивный предмет, остальные называют вид спорта, к которому он относится. 6. Игра «Снаряди спортсмена» Обучающая задача:учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. Игровая задача:подобрать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. Правила: дети выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). Игровые действия: Оборудование:карточки с летним видом спорта, карточки с оборудованием Содержание игры: Игроки выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды). |
Игра «Закончи предложение»
Задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание;
- Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
- Развивать речь, слуховое восприятие.
Варианты:
- Волейболист отбивает руками мяч через сетку,
а баскетболист… отбивает мяч об пол.
- Футболист забивает мяч в ворота, а баскетболист… забрасывает в кольцо.
- Фигурное катание одиночный или парный вид спорта, а хоккей…командный.
- В волейболе мяч- волейбольный, а в футболе… футбольный, в баскетболе..баскетбольный и т. п.
- Если хоккей- это зимний вид спорта, то волейбол-..летний вид спорта.
- Если в футбол играют футболисты , то в волейбол… играют волейболисты.
- Если хоккеистам нужна шайба, то футболистам.. нужен мяч.
- Если в волейболе играют руками, то в футболе… играют ногами
- Спортсмен должен обладать следующими качествами : ловкость, быстрота, трудолюбие, выносливость, целеустремлённость
Игра «Правда или нет?
Задачи:
- Закрепить знания о видах спорта и спортсменах
- Развивать произвольное внимание и слуховое восприятие, речь
Варианты:
Воспитатель читает детям предложения. Если дети согласны с этим утверждением, то они говорят: «Да», если не согласны, то говорят : «Нет» Спросить «Почему?
- Лыжи спортсмен успел взять
И пошёл в футбол играть...(нет)
- У бассейна пловцы стоят,
Ждут сигнала, плыть хотят…(да)
- Клюшки взяли фигуристы
Музыку ждут, как артисты..(нет)
- Коньки горнолыжник надел,
С горы на них полетел… (нет)
- Фигурист на коньки встал,
- Под музыку на льду станцевал…(да) и т.п.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Цель:
- учить строить монолог, используя приём сравнения;
- закрепить знания о видах спорта;
- развивать память, зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, умение переключать внимание.
Варианты игры:
Сравнить хоккей и футбол, фигурное катание и конькобежный спорт, волейбол и баскетбол и т.п.
Вопросы :
Чем похожи эти виды спорта(что общего между ними)
Чем они отличаются (Найдите отличия)
Например: Конькобежный спорт и фигурное катание
Похожи :это зимние виды спорта, спортсмены на коньках, катаются по льду.
Отличия: Фигурное катание-это танцы на льду, Конькобежный спорт- это бег на коньках на скорость.
2.На картинке изображены спортсмены, найти сходства и отличия
Игра « Подбери глагол»
Задачи:
- закрепить знания о действиях спортсменов;
- учить подбирать слово-действие к существительному;
- развивать внимание, воображение;
- формировать интерес к профессии
Ход игры:
Дети встают в круг, воспитатель в середине круга. Воспитатель по очереди бросает мяч и произносит начало предложения, а ребёнок должен поймать мяч и закончит предложение.
Варианты:
- Перед тем, как выйти на лёд, хоккеисты своё спортивное обмундирование… (Надевают)
- Что бы выйти на соревнование и победить спортсмены …(тренируются)
- Чтобы стать спортсменом нужно много.. (знать, заниматься)м
- Победителей соревнований медалями…(награждают)
- Чтобы победить нужно свои навыки и техники …(отрабатывать)
- Во время тренировок спортсмены своего тренера…(слушают)
и его команды…(выполняют)
- Чтобы стать сильными и выносливыми спортсмены много…(тренируются)
- Чтобы спортом …(заниматься), надо много …(закаляться)
- Спортсмены на Олимпиаде нашу страну…(представляют)
- Мы победителями… (уважаем) и ими …(гордимся) и т.д.
- Тренер команду…(тренирует)
- Пловец по своей дорожке…(плывёт)
- Боксёр на ринге…(боксирует)
- Фигуристы под музыку...(танцуют)
Игра «Подскажи словечко»
Задачи:
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... (гимнастика)
***
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)
***
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в... (волейболе)
***
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)
***
Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной -
Увлекательный... (хоккей)
***
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра - ... (Хоккей)
***
Без весла не обойдёшься,
Если спортом тем займёшься.
А как занятие зовут,
Где в лодке к финишу плывут? (гребля)
***
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
***
Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я … (каратэ)
О спортсменах
По воротам ты ударь –
Не пропустит мяч ...(вратарь)
***
Ходок по дорожке идёт,
А он по дорожке плывёт. (пловец)
***
Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай. (пловец)
***
Он съел коня,
Он съел слона
И победил.
Гордись, страна! (шахматист)
***
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьёт.
Кто спортсмена назовёт? (хоккеист)
***
Из-под небес,
Как в страшном сне,
Спортсмен летит
На простыне! (парашютист)
***
В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)
***
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - ... (фигуристы)
***
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)
Игра « Посчитай»
Задачи:
- учить образовывать существительные множественного числа в И. и Р.падежах;
- закреплять знания о спортсменах;
- развивать внимание, слуховое восприятие, количественный счёт, речь
Варианты:
1.Воспитатель объясняет на примере построения словесных цепочек. Дети составляют сами по образцу.
Один футболист - два футболиста - пять футболистов
Один пловец-два пловца - пять пловцов
Один лыжник – два лыжника – пять лыжников
Один гимнаст – два гимнаста – пять гимнастов
2. Воспитатель называет числительное, а ребёнок подбирает существительное.
Один фигурист – два-.., пять-..
3.Воспитатель показывает цифру и картинку, а дети сами составляют словосочетание
Игра «Что перепутал художник»
Задачи:
- учить находить ошибки и уметь их исправлять;
- закреплять знания о спортсменах, видах спорта, спортивном инвентаре;
- развивать логическое мышление, воображение, внимание, речь
Варианты:
1.Воспитатель показывает картинку, на которой перепутаны предметы, либо действия. Дети находят несоответствия и называют их, объясняя свой выбор, и называют правильный вариант.
2.Всем детям раздаются картинки и дети называют, объясняя свой выбор.
Игра «Будь внимательным»
Задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание;
- Закрепить названия видов спорта или спортсменов.
Варианты:
Воспитатель даёт инструкцию: «Я буду называть слова, если я назову спортсмена ( вид спорта), то вы хлопайте в ладоши.
Повар, учитель футболист, аптекарь, волейболист т.д.
Коктель, бокс, кекс, мяч, гимнастика и т. д.
Игра «Назови по образцу»
Задачи:
- учить образовывать существительное, обозначающее профессию спортсмена;
- закреплять знания о спортсменах;
- развивать память, внимание, восприятие, речь.
Варианты:
Хоккей - хоккеист; футбол – футболист; плавание – пловец; борьба – борец; волейбол–волейболист; баскетбол–баскетболист; гимнастика – гимнаст; бокс – боксёр и т. д.
Игра «Кто что делает?»
Задачи:
- Учить подбирать к названию спортсмена необходимые действия;
- Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
- Развивать внимание, память, речь.
Варианты :
1.Хоккеист …(на коньках клюшкой забивает шайбу в ворота)
Футболист…(играет ногами и забивает мяч в ворота)
Прыжки в воду…(прыгает с вышки в воду)
Фигурное катание…(выполнят танцевальные упражнения и прыжки под музыку на коньках на льду) и т. п.
Игра «Один - много»
Задачи:
- Учит образовывать множественное и число существительных в Им. и Р.падежах;
- Закреплять знания о спортсменах;
- Развивать внимание, слуховое восприятие,речь.
Варианты:
Футболист – футболисты – футболистов;
Гимнаст – гимнасты – гимнастов;
Фигурист – фигуристы – фигуристов;
Баскетболист – баскетболисты – баскетболистов;
Боксёр – боксёры – боксёров;
Пловец – пловцы – пловцов;
Теннисист – теннисисты – теннисистов;
Лыжник – лыжники – лыжников;
Борец – борцы – борцов;
Конькобежец – конькобежцы – конькобежцев;
Волейболист – волейболисты –волейболистов и т.п.
Игра – диалог
«Два спортсмена» «Мой вид спорта лучше»
Задачи:
- Развивать диалогическую речь, учить отстаивать свою точку зрения, уметь аргументировать;
- Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
- Развивать внимание, речь, воображение.
Варианты:
Воспитатель предлагает детям подумать о том, каким спортсменом они хотели бы стать или каким видом спорта они хотели бы заниматься. Когда дети определятся с выбором, вызывает по парам, задаёт вопрос: чей вид спорта лучше? Дети во время диалога должны доказать.
Например:
-Я буду фигуристкой, потому что фигурное катание лучший вид спорта.
-А я буду боксёром, потому что бокс лучший вид спорта.
В-ЛЬ: Докажите:
-Фигуристы катаются на коньках и выполняют сложные прыжки, такие, как тулуп.
- А боксёры сильные, у них есть боксёрские перчатки …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"
Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"...
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."...
Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта «прыжки на батуте»
В статье представлен анализ научно-методической литературы....
Комплект дидактических игра, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"
Комплект игр для использования в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (нарушенийм интеллекта)...
Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"
В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. «Посадим деревья»Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и деревья.Ход: Во...