Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников
картотека по физкультуре

Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_o_sporte.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр, направленных на формирование представлений о видах спорта у старших дошкольников

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

В современном обществе даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас в России проводится много мероприятий по привлечению населения к здоровому образу жизни, поэтому вопрос становится более актуальным. Необходимо, чтобы дети с дошкольного возраста понимали, что представляет собой тот или иной вид порта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться. Не случайно в примерной основной образовательной программе дошкольного образования в области физического развития ребенка одной из основных задач образовательной деятельности является создание условий для: формирования начальных представлений о некоторых видах спорта.

У детей 5—6 лет данная задача должна реализоваться через развитие первичных представлений о некоторых видах спорта, спортивных достижениях нашей страны, олимпийских победах. 

 «Дидактические игры, способствующие ознакомлению с видами спорта»

1 Игра «Спортлото»

Обучающая задача: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и правильно соотносить их на игровом поле; развивать внимание.

Игровая задача:найти на своей игровой карте данный символ, который называет или показывает ведущийи закрыть его жетоном.

Оборудование: картинки о видах спорта в двойном экземпляре, приклеенные на картон.

Содержание игры: Каждый игрок берет 2—3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

2 Игра «Найди фрагмент»

Обучающая задача:формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.

Игровая задача: детям показывают сюжетные картинки с видами спорта, и каждому ребенку раздается фрагмент картинки. Детям необходимо найти место этого фрагмента в сюжетной картинке.

Оборудование: картинке про спорт и их фрагменты

Содержание игры: Детям раздаются маленькие картинки—фрагменты. Необходимо найти к какой картинке они принадлежат.

3. Игра «Мемо спорт»

Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту и физкультуре, знакомить с видами спорта

Игровая задача: найти парную карточку с соответствующим видом спорта.

Оборудование: две карточки на каждый вид спорта (одинаковые).

Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода.

«Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о зимних видах спорта»

1. Игра «Что к чему»

Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту, учить называть и узнавать зимний вид спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.

Игровая задача:выбрать карточку с зимним видом спорта и подобрать необходимый символ, инвентарь, оборудование, форму одежды

Содержание игры: Игроки выбирают карточку с видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

Оборудование:карточки с зимними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формой зимних видов спорта

2. Игра «Подбери пиктограмму»

Обучающая задача:закреплять знания детей об зимних олимпийских видах спорта.

Игровая задача:подбирать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.

Оборудование:пиктограммы олимпийских видов спорта, картинки олимпийских видов спорта

Содержание игры:

Детям необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.

3. Игра «Найди пару»

Обучающая задача:учить детей подбирать одинаковые пиктограммы

Игровая задача:подобрать одинаковые пиктограммы

Оборудование:пиктограммы олимпийских зимних видов спорта

Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода.

4. Игра «Картинка рассыпалась»

Обучающая задача:развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.

Игровая задача:из фрагментов собрать картинку зимнего вида спорта

Оборудование: Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады

Содержание игры:необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без образца.

5. Игра «Угадай вид спорта»

Обучающая задача: расширять представления детей о зимних видах спорта и названиях спортивного оборудования.

Игровая задача:по описанию зимнего вида спорта найти соответствующую картинку

Оборудование: иллюстрации и фотографии людей, занимающихся видами зимнего спорта и спортивного оборудования.

Содержание игры:

Вариант 1. Взрослый даёт описание действий участника соревнований по определённому виду спорта, дети находят соответствующую картинку.

Усложнение: игра проводится без наглядного материала. Дети определяют вид спорта по описанию и называют его.

Вариант 2. Дети подбирают пары: картинка с изображением спортивного предмета и спортсмена, которому он необходим.

Усложнение: один из детей описывает спортивный предмет, остальные называют вид спорта, к которому он относится.

6. Игра «Снаряди спортсмена»

Обучающая задача:учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Игровая задача:подобрать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Правила: дети выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

Оборудование:карточки с зимними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формой зимних видов спорта

Содержание игры: Игроки выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

«Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о летних видах спорта»

1. Игра «Что к чему»

Обучающая задача:формировать у детей интерес к спорту, учить называть и узнавать летний вид спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.

Игровая задача:выбрать карточку с летним видом спорта и подобрать необходимый символ, инвентарь, оборудование, форму одежды

Содержание игры: Игроки выбирают карточку с видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

Оборудование: карточки с летними видами спорта, карточки с символами, инвентарем, оборудованием и формойлетних видов спорта

2. Игра «Подбери пиктограмму»

Обучающая задача:закреплять знания детей об летних олимпийских видах спорта.

Игровая задача: подбирать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.

Оборудование: пиктограммы летних олимпийских видов спорта, картинки олимпийских видов спорта

Содержание игры:

Детям необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.

3. Игра «Найди пару»

Обучающая задача: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы

Игровая задача:подобрать одинаковые пиктограммы

Оборудование: пиктограммы олимпийских летних видов спорта

Содержание игры: Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточке и должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода.

4. Игра «Картинка рассыпалась»

Обучающая задача:развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.

Игровая задача:из фрагментов собрать картинку летнеговида спорта

Оборудование: Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады

Содержание игры: Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без образца.

5. Игра «Угадай вид спорта»

Обучающая задача: расширять представления детей о летних видах спорта и названиях спортивного оборудования.

Игровая задача:по описанию летнего вида спорта найти соответствующую картинку

Оборудование: иллюстрации и фотографии людей, занимающихся видами летнего спорта и спортивного оборудования.

Содержание игры:

Вариант 1. Взрослый даёт описание действий участника соревнований по определённому виду спорта, дети находят соответствующую картинку.

Усложнение: игра проводится без наглядного материала. Дети определяют вид спорта по описанию и называют его.

Вариант 2. Дети подбирают пары: картинка с изображением спортивного предмета и спортсмена, которому он необходим.

Усложнение: один из детей описывает спортивный предмет, остальные называют вид спорта, к которому он относится.

6. Игра «Снаряди спортсмена»

Обучающая задача:учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Игровая задача:подобрать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Правила: дети выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

Игровые действия:

Оборудование:карточки с летним видом спорта, карточки с оборудованием

Содержание игры: Игроки выбирают карточку с летним видом спорта. И каждый, кто быстрее, должен подобрать всё, что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды).

Игра «Закончи предложение»

Задачи:

  • Развивать словесно-логическое мышление, внимание;
  • Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
  • Развивать речь, слуховое восприятие.

Варианты:

  • Волейболист отбивает руками мяч через сетку,

а баскетболист… отбивает мяч об пол.

  • Футболист забивает мяч в ворота, а баскетболист… забрасывает в кольцо.
  • Фигурное катание одиночный или парный вид спорта, а хоккей…командный.
  • В волейболе мяч- волейбольный, а в футболе… футбольный, в баскетболе..баскетбольный и т. п.
  • Если хоккей- это зимний вид спорта, то волейбол-..летний вид спорта.
  • Если в футбол играют футболисты , то в волейбол… играют волейболисты.
  • Если хоккеистам нужна шайба, то футболистам.. нужен мяч.
  • Если в волейболе играют руками, то в футболе… играют ногами
  • Спортсмен должен обладать следующими качествами : ловкость, быстрота, трудолюбие, выносливость, целеустремлённость

Игра «Правда или нет?

Задачи:

  • Закрепить знания о видах спорта и спортсменах
  • Развивать произвольное внимание и слуховое восприятие, речь

Варианты:

Воспитатель читает детям предложения. Если дети согласны с этим утверждением, то они говорят: «Да», если не согласны, то говорят : «Нет» Спросить «Почему?

  • Лыжи спортсмен успел взять

И пошёл в футбол играть...(нет)

  • У бассейна пловцы стоят,

Ждут сигнала, плыть хотят…(да)

  • Клюшки взяли фигуристы

Музыку ждут, как артисты..(нет)

  • Коньки горнолыжник надел,

С горы на них полетел… (нет)

  • Фигурист на коньки встал,
  • Под музыку на льду станцевал…(да) и т.п.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель:

  • учить строить монолог, используя приём сравнения;
  • закрепить знания о видах спорта;
  • развивать память, зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, умение переключать внимание.

Варианты игры:

Сравнить хоккей и футбол, фигурное катание и конькобежный спорт, волейбол и баскетбол и т.п.

Вопросы :

Чем похожи эти виды спорта(что общего между ними)

Чем они отличаются (Найдите отличия)

Например: Конькобежный спорт и фигурное катание

Похожи :это зимние виды спорта, спортсмены на коньках, катаются по льду.

Отличия: Фигурное катание-это танцы на льду, Конькобежный спорт- это бег на коньках на скорость.

2.На картинке изображены спортсмены, найти сходства и отличия

Игра « Подбери глагол»

Задачи:

  • закрепить знания о действиях спортсменов;
  • учить подбирать слово-действие к существительному;
  • развивать внимание, воображение;
  • формировать интерес к профессии

Ход игры:

Дети встают в круг, воспитатель в середине круга. Воспитатель по очереди бросает мяч и произносит начало предложения, а ребёнок должен поймать мяч и закончит предложение.

Варианты:

  • Перед тем, как выйти на лёд, хоккеисты своё спортивное обмундирование… (Надевают)
  • Что бы выйти на соревнование и победить спортсмены …(тренируются)
  • Чтобы стать спортсменом нужно много.. (знать, заниматься)м
  • Победителей соревнований медалями…(награждают)
  • Чтобы победить нужно свои навыки и техники …(отрабатывать)
  • Во время тренировок спортсмены своего тренера…(слушают)

и его команды…(выполняют)

  • Чтобы стать сильными и выносливыми спортсмены много…(тренируются)
  • Чтобы спортом …(заниматься), надо много …(закаляться)
  • Спортсмены на Олимпиаде нашу страну…(представляют)
  • Мы победителями… (уважаем) и ими …(гордимся) и т.д.
  • Тренер команду…(тренирует)
  • Пловец по своей дорожке…(плывёт)
  • Боксёр на ринге…(боксирует)
  • Фигуристы под музыку...(танцуют)

Игра «Подскажи словечко»

Задачи:

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)

***

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой!

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы... (футбол)

***

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота - через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в... (волейболе)

***

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)

***

Мы не только летом рады

Встретиться с олимпиадой.

Можем видеть лишь зимой

Слалом, биатлон, бобслей,

На площадке ледяной -

Увлекательный... (хоккей)

***

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -

Там идёт игра - ... (Хоккей)

***

Без весла не обойдёшься,

Если спортом тем займёшься.

А как занятие зовут,

Где в лодке к финишу плывут? (гребля)

***

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

***

Я спешу на тренировку,

В кимоно сражаюсь ловко.

Чёрный пояс нужен мне,

Ведь люблю я … (каратэ)

О спортсменах

По воротам ты ударь –

Не пропустит мяч ...(вратарь)

***

Ходок по дорожке идёт,

А он по дорожке плывёт. (пловец)

***

Ему бассейн так приглянулся –

Он тут же в воду бултыхнулся,

Помчался стилем баттерфляй,

Теперь спортсмена отгадай. (пловец)

***

Он съел коня,

Он съел слона

И победил.

Гордись, страна! (шахматист)

***

Он играет на коньках.

Клюшку держит он в руках.

Шайбу этой клюшкой бьёт.

Кто спортсмена назовёт? (хоккеист)

***

Из-под небес,

Как в страшном сне,

Спортсмен летит

На простыне! (парашютист)

***

В честной драке я не струшу,

Защищу двоих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому что я... (боксер)

***

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)

***

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (Лыжник)

Игра « Посчитай»

Задачи:

  • учить образовывать существительные множественного числа в И. и Р.падежах;
  • закреплять знания о спортсменах;
  • развивать внимание, слуховое восприятие, количественный счёт, речь

Варианты:

1.Воспитатель объясняет на примере построения словесных цепочек. Дети составляют сами по образцу.

Один футболист - два футболиста - пять футболистов

Один пловец-два пловца - пять пловцов

Один лыжник – два лыжника – пять лыжников

Один гимнаст – два гимнаста – пять гимнастов

2. Воспитатель называет числительное, а ребёнок подбирает существительное.

Один фигурист – два-.., пять-..

3.Воспитатель показывает цифру и картинку, а дети сами составляют словосочетание

Игра «Что перепутал художник»

Задачи:

  • учить находить ошибки и уметь их исправлять;
  • закреплять знания о спортсменах, видах спорта, спортивном инвентаре;
  • развивать логическое мышление, воображение, внимание, речь

Варианты:

1.Воспитатель показывает картинку, на которой перепутаны предметы, либо действия. Дети находят несоответствия и называют их, объясняя свой выбор, и называют правильный вариант.

2.Всем детям раздаются картинки и дети называют, объясняя свой выбор.

Игра «Будь внимательным»

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание;
  • Закрепить названия видов спорта или спортсменов.

Варианты:

Воспитатель даёт инструкцию: «Я буду называть слова, если я назову спортсмена ( вид спорта), то вы хлопайте в ладоши.

Повар, учитель футболист, аптекарь, волейболист т.д.

Коктель, бокс, кекс, мяч, гимнастика и т. д.

Игра «Назови по образцу»

Задачи:

  • учить образовывать существительное, обозначающее профессию спортсмена;
  • закреплять знания о спортсменах;
  • развивать память, внимание, восприятие, речь.

Варианты:

Хоккей - хоккеист; футбол – футболист; плавание – пловец; борьба – борец; волейбол–волейболист; баскетбол–баскетболист; гимнастика – гимнаст; бокс – боксёр и т. д.

Игра «Кто что делает?»

Задачи:

  • Учить подбирать к названию спортсмена необходимые действия;
  • Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
  • Развивать внимание, память, речь.

Варианты :

1.Хоккеист …(на коньках клюшкой забивает шайбу в ворота)

Футболист…(играет ногами и забивает мяч в ворота)

Прыжки в воду…(прыгает с вышки в воду)

Фигурное катание…(выполнят танцевальные упражнения и прыжки под музыку на коньках на льду) и т. п.

Игра «Один - много»

Задачи:

  • Учит образовывать множественное и число существительных в Им. и Р.падежах;
  • Закреплять знания о спортсменах;
  • Развивать внимание, слуховое восприятие,речь.

Варианты:

Футболист – футболисты – футболистов;

Гимнаст – гимнасты – гимнастов;

Фигурист – фигуристы – фигуристов;

Баскетболист – баскетболисты – баскетболистов;

Боксёр – боксёры – боксёров;

Пловец – пловцы – пловцов;

Теннисист – теннисисты – теннисистов;

Лыжник – лыжники – лыжников;

Борец – борцы – борцов;

Конькобежец – конькобежцы – конькобежцев;

Волейболист – волейболисты –волейболистов и т.п.

Игра – диалог

«Два спортсмена» «Мой вид спорта лучше»

Задачи:

  • Развивать диалогическую речь, учить отстаивать свою точку зрения, уметь аргументировать;
  • Закрепить знания о видах спорта и спортсменах;
  • Развивать внимание, речь, воображение.

Варианты:

Воспитатель предлагает детям подумать о том, каким спортсменом они хотели бы стать или каким видом спорта они хотели бы заниматься. Когда дети определятся с выбором, вызывает по парам, задаёт вопрос: чей вид спорта лучше? Дети во время диалога должны доказать.

Например:

-Я буду фигуристкой, потому что фигурное катание лучший вид спорта.

-А я буду боксёром, потому что бокс лучший вид спорта.

В-ЛЬ: Докажите:

-Фигуристы катаются на коньках и выполняют сложные прыжки, такие, как тулуп.

- А боксёры сильные, у них есть боксёрские перчатки …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"

Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Комплект дидактических игра, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"

Комплект игр для использования в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (нарушенийм интеллекта)...

Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"

В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.     «Посадим деревья»Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и деревья.Ход: Во...