Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"
статья по информатике и икт
В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффективных методических приемов обучения данной категории детей творческому рассказыванию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Коннова Татьяна Валентиновна
Магистрант
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия, г.Москва
E-mail: 07101968@mail.ru
Актуальность работы заключается в том, что возникла необходимость проведения исследования по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в частности, в процессе обучения этих детей творческому рассказыванию, и разработки системы более эффективных методических приемов обучения данной категории детей творческому рассказыванию.
Следует подчеркнуть, что наше обследование детей тоже выявило недостаточный словарный запас. Составление рассказа по серии картин или по сюжетной картине обычно сводилось лишь к перечислению объектов и их действий. Кроме того, отмечались трудности при установлении причинно-следственных связей, необходимости речевой оценки действий персонажей и сниженный уровень способности делать выводы
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
ЭГ | 40.0% | 40.0% | 20.0% |
КГ | 14.3% | 57.1% | 28.6% |
Для решения выявленных проблем был предложен комплекс условий, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по обучению творческому рассказыванию дошкольников: развивающее общение с логопедом, организация деятельности детей, организация среды.
Данные условия реализовались в несколько этапов:
1 этап – составление рассказа по следам совершенных действий
Цель - расширять и активизировать глагольный словарь, умение составлять рассказ, комментировать действия.
2 этап – составление рассказа по серии картин.
Детям предлагался следующий алгоритм работы:
- Рассматривание картинок и установление последовательности события.
- Определение действующих лиц.
- Установление причинно-следственных связей.
- Составление рассказа.
- Анализ события, оценка поступков героев.
3 этап - составление описательного рассказа.
На этом этапе дети учились выделять главные признаки предмета, сравнивать по определенным признакам, составлять связный рассказ.
4 этап – составление творческого рассказа по сюжетной картинке.
Алгоритм работы:
- Рассматривание картины с целью установления время и место события.
- Определение объектов и их взаимодействия.
- Подбор лексических средств.
- Самостоятельное речетворчество детей.
Для более успешного осмысления содержания картин были использованы пословицы и поговорки. Предлагалось ребенку выбрать из двух-трех пословиц или поговорок наиболее подходящую к сюжету и объяснить свой выбор.
5 этап - составление творческого рассказа сказочного содержания.
Задачи: учить составлять единую сюжетную линию, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки героев и делать выводы.
6 этап – составление рассказа из личного опыта.
Задачи: учить анализировать наблюдения, события, поступки личного характера; составлять рассказ по событию из личного опыта.
Затем организовался конкурс интервью детей по придуманным историям: известно, что игры-состязания, соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады вызывают у ребенка желание победить, позволяют самоутвердиться, что несомненно создает мотивацию для выполнения тех или иных заданий, действий.
Таким образом необходимо отметить, что уровень речевого творчества был и остался весьма очень индивидуальным. Одни дети (11 из 17) усвоили навыки творческого рассказывания почти в полном объёме, 6 детей испытывали те или иные затруднения. Это объясняется тяжестью речевого недоразвития, нехваткой жизненного опыта, пропусками занятий в связи с карантином и с заболеваемостью. Однако в целом результаты повторного обследования логики речевого высказывания, установления причинно- следственных отношений в рассказе увеличились в группе на 18%, что свидетельствует о положительных результатах формирующего эксперимента.
Список литературы:
- Проценко, О.А. Коррекция связного высказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ТРИЗ — технологии / О. А. Проценко, Т. С. Бульбова // Логопед. – 2013. – № 7. – С. 62–68.
- Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. -М.: Просвещение, 2004.-304 с.
- Страунинг, А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста / А.М. Страунинг – Обнинск: Росток, 2000. -в 2-х томах.
4. Тихонова, Е. С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи / Е. С. Тихонова. – Москва: Аркти, 2015. – 96 с.
5. Ткаченко, Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2006. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...