Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
презентация к уроку по теме

Бырдина Ольга Сергеевна

Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova_byrdina.pptx936.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр» Подготовила: учитель – логопед Бырдина Ольга Сергеевна

Слайд 2

Слоговая структура - это взаиморасположение и связь слогов в слове (Н.С. Четверушкина ).

Слайд 3

Данный дефект характеризуется трудностями в произношении слов различного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слова – это некая «патологическая инертность» на уровне слога . Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста является одним из наиболее трудных в коррекции среди различных речевых расстройств.

Слайд 4

З.Е. Агранович отмечает «…нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

Слайд 5

Вся коррекционная работа делится на два основных этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка ; коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.

Слайд 6

Подготовительный этап 1 . Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

Слайд 7

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона. Виды заданий следующие: · Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке); · Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный); · Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; 3 . Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4 . Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

Слайд 8

Коррекционный этап Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания: · Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; · Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши; · Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; · Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; · Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; · Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА .

Слайд 9

Уровень слогов Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие: · Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»); · Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

Слайд 10

Чтение или повторение за логопедом серии слогов: а- са , а-со, а-су, а- сы ; и- са , и-со, и-су, и- сы ; у-со, у-со, у-су, у- сы ; о- са , о-со, о-су, о- сы ; Запоминание и повторение цепочки слогов: са -со-со ; со- са - са ; са -со- са ; со- са -со; са - са -со; со-со- са ; Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто- сту - сты ; о-ста, а-сто, а- сту , а- сты ; и-ста, и-сто, и- сту , и- сты ; о-ста, о-сто, о- сту , о- сты ; у-ста, у-сто, у- сту , у- сты .

Слайд 11

«Домики для животных» Цель: развитие умения делить слова на слоги. Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…) Ход игры: логопед говорит, что для животных сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.

Слайд 12

“Загадки ” Цель : развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки. Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк). Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошек и вставить картинку в кармашек этого домика.

Слайд 13

Кто по ёлкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка ) В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. (Собака ) Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел ) Зимой беленький, Летом серенький, Никого не обижает, А всех боится. (Заяц ) Кто зимой холодной Бродит злой, голодный. (Волк)

Слайд 14

Игра «Живой магнитофон» Правила игры: в игру могут играть три ребёнка, первый ребёнок будет слог БА , другой ребёнок слог ПА, третий ребёнок «живой магнитофон». Логопед говорит начало слова, первый слог слова, дети подставляют свои слоги , а третий ребёнок запоминает слово и проговаривает слово целиком Например: Добавьте слоги: ПА или БА, «живой магнитофон» проговаривает слово полностью. ЖА…БА ЛИ…ПА ШУ…БА РЕ…ПА ВЕР…БА

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».

Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если ег...

«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019

Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...