Влияние менструального цикла на показатели работоспособности девушек -гандболисток 16-17 лет
методическая разработка по физкультуре (11 класс)

Воронина Вероника Евгеньевна

Методическое пособие будет интересно специалистам физической культуры и тренерам для подготовки гандболисток 16-17 лет.Физическая работоспособность спортсменок в овариально-менструальном цикле - понятие комплексное и она зависит от ряда факторов. К ним относятся телосложение и антропометрические показатели; мощность, ёмкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции; сила и выносливость мышц, внутримышечная координация; состояние опорно-двигательного аппарата. Сюда можно отнести и состояние эндокринной системы. Возможность определения менструального цикла играет большую роль для девушек-спортсменок, так как это влияет на периоды их работоспособности, а также позволяет подобрать оптимальный вариант тренировочных нагрузок в сезоне и правильно подвести спортсменок к соревнованиям.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние менструального цикла на  показатели работоспособности девушек -гандболисток 16-17 лет

Воронина В.Е.

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №506

Методическое пособие будет интересно специалистам физической культуры и тренерам для подготовки гандболисток 16-17 лет.

Актуальность. Физическая работоспособность спортсменок в овариально-менструальном цикле - понятие комплексное и она зависит от ряда факторов. К ним относятся телосложение и антропометрические показатели; мощность, ёмкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции; сила и выносливость мышц, внутримышечная координация; состояние опорно-двигательного аппарата. Сюда можно отнести и состояние эндокринной системы. Возможность определения менструального цикла играет большую роль для девушек-спортсменок, так как это влияет на периоды их работоспособности, а также позволяет подобрать оптимальный вариант тренировочных нагрузок в сезоне и правильно подвести спортсменок к соревнованиям.       

Овариально-менструальный цикл (ОМЦ)-  циклические изменения, происходящие во внутреннем (функциональном) слое эндометрия и проявлением которых являются ежемесячные маточные кровотечения - менструации. Менструальный цикл, включает не только функциональный слой эндометрия, но и весь организм женщины и зависит от циклических изменений в яичнике, выделение им эстрогенов и прогестерона (овариальный цикл). Длительность менструального цикла определяется от первого дня предыдущей менструации до первого дня следующей. У 80% женщин  цикл составляет 28 дней. Не смотря на это, для каждой девушки существуют индивидуальные особенности. Период от 21 до 35 дней является нормой. Главным фактором менструального цикла является  постоянство на протяжении всего репродуктивного периода, допускаются отклонения не более 3 дней. Важным показателем служит также количество выделений и самочувствие девушки в этот период.

Всего в менструальном цикле различают 5 фаз:

Первая фаза — менструальная, она является наиболее болезненной, именно в это время наблюдаются кровянистые выделения.  Нормой её продолжительности считается 3-6 дней. На этом этапе происходит отторжение и выведение внутренней оболочки матки — эндометрия, вместе с неоплодотворенной яйцеклеткой. Таким образом, первый день кровотечения является началом менструального цикла.

В это время происходит снижение мышечной силы, быстроты, выносливости, удлиняется время моторной реакции, но способность к кратковременной работе возрастает. Также наблюдается вялость, безразличное отношение ко всему, подавленность, иногда нервозность и раздражительность.

Вторая фаза - постменструальная, характеризуется прекращением выделений. В этот период начинается усиленный синтез гормонов гипофиза и гипоталамуса, оказывающих влияние на яичники. Главным из них является фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), который вызывает интенсивный рост и развитие нескольких фолликулов. Яичники, в свою очередь, вырабатывают половой гормон эстроген; его функция состоит в стимуляции обновления эндометрия и подготовке матки к принятию яйцеклетки. Этот этап продолжается около двух недель и заканчивается в связи с выбросом в кровь гормонов, подавляющих деятельность ФСГ.

Этот период наиболее благоприятен для перенесения больших нагрузок спортсменок

Третья фаза - овуляция, то есть выход созревшей яйцеклетки из фолликула. Этому способствует резкое повышение уровня лютеинизирующего гормона (ЛГ). Яйцеклетка попадает в просвет маточной трубы и начинает свое движение по направлению к матке, параллельно ожидая оплодотворения. Длительность ее жизни не превышает двух суток.

 В этот период снижается работоспособность, нарушается координация движений, затрудняется прирост силы и быстроты.

Четвёртая фаза - постовуляторная. Продолжительность его, как правило, не превышает 16 дней. В это время на месте фолликула, который покинула яйцеклетка, образуется особая временная железа — желтое тело. Она вырабатывает прогестерон, призванный повысить чувствительность эндометрия, с целью облегчения внедрения оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки. Если имплантации не происходит, желтое тело регрессирует, и уровень прогестерона резко падает. Это вызывает разрушение и последующее отторжение эпителиального слоя, цикл замыкается.

Этот период характерен наивысшей работоспособностью.

Пятая фаза - предменструальная. Этот период продолжается 2-3 дня. Он характерен снижением работоспособности, головокружениям, повышенной раздражительностью, головные боли, боли в животе и пояснице.

Изменение спортивной работоспособности

1 фаза: Снижаются аэробные возможности (выносливость), сила, быстрота, увеличивается время двигательной реакции и ухудшается скорость.

2 фаза: Повышение работоспособности.

3 фаза: Падение уровня обмена, повышение функциональной стоимости работы, нарушение координации движений, снижение быстроты и силы.

4 фаза: Фаза наивысшей работоспособности.

5 фаза: Снижение концентрации гормонов , повышение возбудимости ЦНС  и тонуса симпатической НС, увеличение ЧСС;АД;ЧД, раздражительность,боли.

Влияние ОМЦ на работоспособность

Работоспособность-способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность ,сопровождающуюся обратимыми в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме.

Работоспособность человека является функцией многих переменных, зависит от исходного функционального состояния человека и действия факторов окружающей среды.

Основные факторы определяющие работоспособность:

1) Энергетический потенциал организма

2) Экономичность движений

3) Устойчивость к изменениям во внутренней среде организма

Также на работоспособность девушек влияет ОМЦ в соответствии с которой подбирается тренировочная нагрузка

Таблица 1. Общая структура фаз менструального цикла, нагрузки в отдельных фазах 
(при 28-ми дневном цикле)
Эффективность развития двигательных способностей
(данные Лисицкой, 1982; Макаровой, 2002

Фаза цикла

Продолжительность

фазы

Дни от начала

цикла

Суммарная тренировочная нагрузка

Целесообразно развитие

способности

1. Менструальная

3–5

1–5

Средняя

Гибкости

2. Постменструальная

(зстрогенная)

7–9

6–12

Большая

Выносливости (быстрые реакции затруднены)

3. Овуляторная

2–3 (4 *)

13–15

Средняя

Самый низкий уровень работоспособности **

4. Постовуляторная

(прогестеронная)

7–9

16–24

Большая

Силы, скорости

(скоростной силы)

5. Предменструальная

3–5

25–28

Малая

Гибкости (Силы **)

* – Платонов В. Н. (2004) 

** – Олешко В. Г. (1999)

Методы оценки работоспособности в гандболе

Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состоянию функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей.

Прямые показатели позволяют оценивать спортивную деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) стороны.

К косвенным критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные показатели представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает.

При правильно построенном тренировочном процессе в организме развивается состояние тренированности, в основе которого лежат механизмы срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. С физиологической точки зрения тренированность представляет собой уровень функционального состояния организма, возникающего в процессе систематических тренировок и характеризующегося повышением функциональных резервов и готовностью к их мобилизации, что проявляется увеличением работоспособности человека.

Высокий уровень тренированности в состоянии относительного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономичность физиологических функций, повышение потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Исходя из этого можно выделить 4 отличительных свойства тренированного организма от нетренированного:

Во-первых, тренированный организм может выполнять физические нагрузки такой продолжительности или интенсивности, которые не под силу нетренированному.

Во-вторых, тренированный организм характеризуется более экономным функционированием различных органов и систем в покое, при умеренных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого уровня их деятельности, который недоступен для нетренированного организма.

В-третьих, тренированный организм способен более совершенно осуществлять управление двигательной деятельностью, быстрее и полнее мобилизовать и эффективнее использовать свои резервные возможности.

В-четвертых, тренированный организм может продолжать работу при более глубоких изменениях гомеостаза и характеризуется более высокими функциональными резервами и эффективными восстановительными процессами.

Таблица 2. Стадии физической работоспособности

Период работоспособности

Субъективное состояние

Физиологические показатели

Психофизиологические показатели

Профессиональная работоспособность

Функциональное состояние организма

Врабатывание

Улучшается

Улучшаются

Улучшаются

Улучшается

Нормальное состояние (утомление)

Стабильная работоспособность

Хорошее

Устойчивость показателей

Устойчивость показателей

Сохраняется на стабильном уровне

Нормальное состояние (утомление)

Неустойчивая работоспособность

Ухудшается

Разнонаправленные сдвиги вегетативных функций

Разнонаправленные сдвиги показателей

Незначительное снижение

Переходное состояние (хроническое утомление)

Прогрессирующее снижение работоспособности

Постоянное ощущение усталости, не проходящее после дополнительного отдыха

Однонаправленное ухудшение всех показателей

Однонаправленное ухудшение показателей

Выраженное снижение, появление грубых ошибок

Патологическое состояние (переутомление)

Простейшие методы оценки физической работоспособности.

Исследование функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется путем использования различных функциональных проб. При функциональной пробе (тесте) изучается реакция организма на воздействие какого-либо фактора, чаще физической нагрузки. Главным (обязательным) условием при этом должна быть строгая дозировка. Только при этом условии можно определить изменение реакции организма одного и того же лица на нагрузку при различном функциональном состоянии.

При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, затем данные этих показателей сразу (или в процессе выполнения теста) после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, после прекращения нагрузок до возвращения испытуемого к исходному состоянию. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Наиболее часто в спортивной практике используют пробы с такой физической нагрузкой, как приседание, подскоки, бег, восхождение и спуск на ступеньку (степ-тест) и др. Все нагрузки дозируются как темпом, так и длительностью (продолжительностью).

Основные требования при проведении функциональных проб.

1. Хорошее самочувствие.

2. Установленное время - обычно это утренние часы, натощак или через час-два после завтрака.

3. Подготовленное место проведения пробы.

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности (физической работоспособности) нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок и сосчитать пульс. Если ЧСС ниже 100 уд/мин - отличный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы, меньше 120 - хороший, меньше 140 - удовлетворительный, выше 140 - плохой.

Функциональная проба с 20 приседаниями. Подсчитывается частота пульса в покое за 10 с (с последующим перерасчетом за 1 мин). Затем выполняется 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 с (ноги на ширине плеч, приседая руки вытягивать вперед, вставая - опускать), подсчитывается частота пульса за первые 10 с. После этого определяется процент учащения пульса от исходного уровня. При учащении пульса менее чем на 50% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50-75% - удовлетворительное, более чем на 75% - неудовлетворительное.

Очень важную информацию о степени тренированности сердечно-сосудистой системы дает время восстановления пульса до исходного уровня после приседаний. Для определения этого времени подсчет частоты пульса 10-секундными интервалами после приседаний продолжают до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню. Время восстановления менее 60 с характеризуется как отлично, от 60 до 90 с - хорошо, от 90 до 120 с - удовлетворительно и более 120 с - плохо.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5-6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценка результатов идентична оценкам пробы с 20 приседаниями: увеличение пульса на 25% и менее - отлично, 25-50 - хорошо, 50-75% - удовлетворительно, выше 75% - плохо.

В результате рационального построения учебно-тренировочного процесса с учетом влияния индивидуальных ОМЦ может быть достигнут оптимальный тренировочный эффект, приводящий к повышению уровня физической работоспособности и результативности выступлений на соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе

    Поддержание высокого уровня работоспособности  учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе.  В начальных классах ...

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Исследовательская работа выполнена учеником 8 класса....

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Презентация к исследовательской работе...

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Опросник и буклет к исследовательской работе...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА тема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»

Две первые глава дипломаДИПЛОМНАЯ  РАБОТАтема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикойна развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»...

«Влияние физической нагрузки на работоспособность человека»

В моём исследовании участвовали ученики  2а класса - 25 человек (исследование группы младшего школьного  возраста). Данная возрастная группа и определённый класс выбран не случайно.  С ...