«Влияние физической нагрузки на работоспособность человека»
проект по физкультуре (10 класс)

В моём исследовании участвовали ученики  2а класса - 25 человек (исследование группы младшего школьного  возраста). Данная возрастная группа и определённый класс выбран не случайно.  С детьми класса установлен благоприятный эмоциональный контакт на физминутках по направлению волонтёрской деятельности ЗОЖ (здорового образа жизни) и в период летних каникул в летнем пришкольном лагере «Ромашка». Эмоциональный контакт с респондентами (испытуемыми) - один из ключевых факторов высоких результатов исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь не первый год.

В этом году я выбрала тему исследования по физической культуре «Влияние физической нагрузки на работоспособность человека».

Слайд 2.

Любая исследовательская работа предполагает проведение эксперимента для сбора доказательств и оценки реальной ситуации.

И я задалась вопросом...

Какие факторы нужно учитывать, чтобы получить точные результаты исследования и возможность их использования в дальнейшем.

Слайд 3.

Изучив научную литературу, я узнала.  Если научное изыскание предполагает проведение практических мероприятий, то одним из важнейших моментов является определение объёма выборки, то есть число испытуемых, которое будет принимать участие в эксперименте и подлежать оценке.

Если в эксперименте будет участвовать малая часть испытуемых, то не всегда будет возможно получить полные и точные результаты.

Большое число участников же в значительной степени усложняет ход исследования, но позволяет получить более точные результаты при условии, если исследователь внимательно следит за ходом событий и учитывает все факторы, погрешности и отклонения и пр.

Таким образом, объем выборки влияет не только на точность измерений, но и качество исследования.
        Слайд 4.

Внушительное количество респондентов требует более пристального внимания со стороны автора: моментальное фиксирование результатов, контроль за каждым индивидом, оценка всех действий и достижений/итогов и пр.
        Небольшой объем выборки – самый оптимальный в плане затратности, но он даёт менее точные результаты.

Тогда встал вопрос: Какой объем выборки считается оптимальным?

Если исследование предполагает оценку конкретной ситуации в определённой отрасли (как в нашем случае), то достаточно подобрать 10-30 участников, соответствующих конкретных условиям и требованиям.
        
Слайд 5-6.

В моём исследовании участвовали ученики  2а класса - 25 человек (исследование группы младшего школьного  возраста). Данная возрастная группа и определённый класс выбран не случайно.  С детьми класса установлен благоприятный эмоциональный контакт на физминутках по направлению волонтёрской деятельности ЗОЖ (здорового образа жизни) и в период летних каникул в летнем пришкольном лагере «Ромашка». Эмоциональный контакт с респондентами (испытуемыми) - один из ключевых факторов высоких результатов исследования.

Слайд 7 - 8.
Для выбранной темы исследования была поставлена цель, определены , задачи, методы исследования, объекты и предмет исследования. Вы их видите на экране.

Цель мой работы: Узнать функции  активности человека, а также взаимосвязь между физической активностью и работоспособностью (умственной деятельностью).

Задачи:

  1. На основе анализа литературы познакомиться с понятиями «физическая активность»,  «работоспособность», «умственная деятельность».
  2. Изучить особенности функциональной физической активности человека.
  3. Выделить в активной физической деятельности отрицательные и положительные аспекты.
  4. Сформировать комплекс упражнение и заданий для увеличения работоспособности, необходимый для человека.

        Объекты исследования: физическая активность и умственная работоспособность.

        Предмет исследования: физическая активность и умственная работоспособность детей младшего школьного возраста 2 а класса                      Лицея №1 Брянского района.

Актуальность работы: В век информационных технологий нас все больше поглощает процесс работы с гаджетами. Занятия физической культурой и физическая активность - это способ во-первых заняться своим здоровьем, а во-вторых - способ увеличить стрессоустойчивость к нагрузкам в учебном процессе и повысить  работоспособность.

На первый взгляд, связь между физическими нагрузками, работоспособностью и умственной деятельностью не очевидна.  Не многим известен тот факт, что умственные способности человека имеют прямую зависимость от физических нагрузок.

Поэтому мы в ходе исследовательской деятельности с научным руководителем выдвинули гипотезу.

С научным руководителем исследовательской работы выдвинули гипотезу: Физическая активность оказывает влияние на  работоспособность человека и умственную деятельность.

        

Слайд 9.

Ещё в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх – «кладовой жизни».

Слайд 10.

На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся…но они глубоко ошибаются. Итак…

Слайд 11.

Физическая активность – неотъемлемый и сложный компонент поведения человека. Любая физическая активность даже обыкновенная зарядка, оказывает физическую разгрузку, и благоприятно влияет на весь организм.

Слайд 12.

Сильные и непривычные нагрузки могут привести к переутомлению, и резкому снижению работоспособности.

Слайд 13.

Функциональная физическая культура направлена на регулирование умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния организма человека. Необходимо понимать, что умственная и физическая активность взаимосвязаны, ведь понимание человеком важности и необходимости качественной физической активности, есть мотив его занятием физической культурой.

В свою очередь, умственная деятельность - главное условие умственного развития.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение.  И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению работоспособности.

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно её расходуя, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Слайд 14.

Перейдём к группе испытуемых.

Учитель в классе младшего звена использует для этой цели игровые физкультурные минутки. Это форма двигательной активности на 1-3 минуты, к которой учитель прибегает для активизации детей в следующих случаях:

- увеличение числа отвлечений;

- потеря интереса и внимания;

- ухудшение запоминания материала;

- нарушение почерка.
Обычно больше внимания уделяется 
упражнениям для кистей рук и пальчиковым упражнениям. 

Важно не переборщить с продолжительностью перерыва и интенсивностью упражнений, чтобы дети восстановились, но не «разбушевались».

Наш комплекс упражнений стал дополнением к игровым физкультминуткам на уроках. Проводили мы упражнения на перемене перед 1 уроком и после 3-го. Учитель начальных классов выступал помощником для фиксирования результатов работоспособности на уроке.

Слайд 15,16,17,18,19.

Изучив научную литературу сформировали  следующий комплекс упражнений для нашего исследования. (Используемые в эксперименте варианты упражнений вы видите на экране).

Упражнения для снятия напряжения глаз и улучшения зрения

Быстрое моргание.

Сильное зажмуривание глаз с последующим расслаблением.

Движение глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.

Вращение глазами (в том числе и с закрытыми веками).

Взгляд на кончик носа.

Слежение за подвижным предметом (двигаем предмет по кругу, вперёд-назад).

Гимнастические упражнения

наклоны головы в разные стороны, вращение головы;

потягивание;

наклоны, повороты корпуса;

поднятие на носки;

приседания;

ходьбу на месте;

бег на месте.

Восстановление дыхания

«Воздушный шар»

 И. п. ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони и пальцы образуют небольшой шарик. Вдох через нос, выдох, губы  - трубочкой, руки опускаются через стороны, образуют большой шар.

«Задуй свечу»

Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух «Задуй большую свечу»;

Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами «Задуйте три свечи»;

Сделайте один большой вдох и медленно задуйте много свечей на вашем именинном торте.

Слайд 20.

Эксперимент проходил 2 недели:

с 9.01.2023 по 13.01.2023 и с 16.01.2023 по 20.01.2023.

Полученные результаты мы зафиксировали в виде диаграмм.

В начале первой недели эксперимента мы зафиксировали результат работоспособности учеников, только с применение игровых физкультминуток.  Это на презентации диаграмма Рисунок 1.

Диаграмма на рисунке 2 - результаты эксперимента с применением дополнительной физической  функциональной нагрузки к концу первой недели .

Слайд 21.

Диаграмма на рис.3 - результаты к концу второй недели....

Слайд 22 -27.

В процессе проведения эксперимента были выделены факторы, влияющие на результативность эксперимента. Мы это влияние также зафиксировали  в виде диаграммы.

Определены по результату устного опроса учеников в классе и наблюдения:

Кто сегодня плохо спал и не выспался?
Есть ли ребята, которые не позавтракали и думали о вкусном бутерброде на уроке?

Какие причины помешали активно работать на уроке?

Предлагаю погрузиться в эксперимент и сделать несколько незатейливых упражнений, чтобы разбудить свою работоспособность.

Слайд 28.

ВЫВОД:

Полученные результаты исследований возрастной группы детей младшего школьного возраста доказали, что ежедневное использование нескольких простых упражнений положительно влияет на работоспособность и включение в учебном процессе в умственную деятельность.

А также, полученные результаты стали предпосылкой к дальнейшему эксперименту с другими группами:

средний школьный возраст  — от 12 до 15 лет

старший школьный возраст  — от 15 до 17 лет.

Слайд 29. Спасибо для внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений на основе базовых элементов степ-аэробики»

Данная исследовательская работа предусматривает постановку проблемы, изучение теории, есть методика исследования и практическое овладение ею, собственный материа, анализ и обобщение. К данной работе п...

Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц человека

Влияние физических упражнений на формирование скелета человека...

Влияние физической нагрузки на организм учащихся

В данной презентации представлена работа, в которой учащиеся провели исследовательскую работу по физической культуре.  Мы с учащимися провели иссследование как влияет физическая нагрузка на наш о...

"Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы». Урок биологии. 8 класс.

Цели: учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физич...

Лабораторная работа "Определение влияния физической нагрузки на работу сердца"

Лабораторная работа для 8 класса состалена на основе технологии развития критического мышлени...