Внеурочная деятельность
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ofp_3-4kl.pdf | 690.72 КБ |
muzeynoe_delo_dop.docx | 222.53 КБ |
programma_poiskovikovyy_otryad.pdf | 390.19 КБ |
muzeynoe_delo_dop.pdf | 196.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы. Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющего, в конечном счете создать музей. Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно- выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Следует помнить, что без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию. Школьный музей краеведения является тематическим систематизированным собранием материалов о родном крае, о коренных народах Югры, о состоянии природных ресурсов в реках, о флоре и фауне нашего региона, о памятниках культуры на берегах Оби. Работа тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы.
Цели: Создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения. Главная цель деятельности школьных музеев — формирование гармонически развитой творческой личности, патриота своей страны, своего края.
Задачи:
- Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе.
- Экологическая, просветительская работа среди учащихся. -Воспитание гражданина, знающего свой край.
- Познакомить учащихся с основными понятиями этнографии. С культурой и бытом народов ханты.
- Способствовать развитию экологической целесообразности культуры поведения в окружающей среде. Гражданской ответственности её сохранения, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы.
- Воспитывать чувство гордости за героев павших в Великой Отечественной войне.
- Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединения учащихся на принципах
- Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину.
- Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником во всех сферах жизни.
- Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно.
- Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Ожидаемые результаты:
Для музея: оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации; совершенствование содержания деятельности музеев; рост профессионального мастерства юных экскурсоводов; укрепление материальной базы музея.
Для учащихся :Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Организация школьного музея. | 4 | 1 | 3 | |
3 | Функции школьного музея. | 2 | 2 | ||
4 | Комплектование фондов школьного музея. | 6 | 2 | 4 | |
5 | Учёт и хранение исторических материалов. | 6 | 2 | 4 | |
6 | Фонды школьного музея. | 6 | 2 | 4 | |
7 | Формы работы в школьном музее. | 5 | 1 | 4 | |
8 | Учёт и описание музейных предметов. | 5 | 1 | 4 | |
9 | Экспозиция школьного музея. | 4 | 1 | 3 | |
10 | Тексты в музейной экспозиции | 2 | 1 | 1 | |
11 | Свидетели истории (исторические источники). | 3 | 1 | 2 | |
12 | Наши помощники в поисковой работе. | 3 | 1 | 2 | |
13 | Как работать с газетами, журналами, книгами. | 3 | 1 | 2 | |
14 | Как записывать воспоминания. | 3 | 1 | 2 | |
15 | Учет и хранение собранных документов и экспонатов. | 3 | 1 | 2 | |
16 | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. | 4 | 1 | 3 | |
17 | Экскурсионная работа в школьном музее. | 4 | 1 | 3 | |
20 | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. | 3 | 1 | 2 | |
21 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого 68 ч |
Содержание курса
Тема 1. О чём будет рассказывать школьный музей. Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города.
Тема 2. Организация школьного музея. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 3. Функции школьного музея. Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 4. Комплектование фондов школьного музея. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 5. Учёт и хранение исторических материалов. Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов. Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.
Тема 6. Фонды школьного музея. Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно- краеведческих исследований. Пилотажные обследования потенциальных источников комплектования собрания школьного музея. Ведение летописи родного края.
Тема 7. Формы работы в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Тема 8. Учёт и описание музейных предметов. Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов. Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.
Тема 9. Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тема 10. Тексты в музейной экспозиции. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра- практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема11. Свидетели истории (исторические источники). Газеты, журналы, книги - важные источники сведений об истории родного края. Обучение навыкам работы с письменными источниками.
Тема 12. Наши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги и брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.). Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.
Тема 13. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как правильно оформлять ссылки на источники.
Тема 14. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Тема 15. Учет и хранение собранных документов и экспонатов. Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов.
Тема 16. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбомов, создание презентаций, музейных выставок (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.). Подготовка ученических проектов.
Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Тема 20. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме. Проведение виртуальной экскурсии в музее. Игра- практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Тема 21. Итоговое занятие. Подведение итогов работы музея за год, обсуждение планов и перспектив работы на следующий учебный год.
Список литературы
- «Музейная педагогика», творческая лаборатория : сб. трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. - Вып. 4. – 2003. - 216 с. Свердловская ОУНБ; Шифр Пр12853; Инв. номер П352633-КХ.
- Белякова Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.
- Бригадная О. Изобразительная деятельность детей в музее : из опыта работы клуба "В гости к Тюбику" // Искусство в школе. – 2006. - N 2. - С. 42-44.
- Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования //Искусство в школе. - 2008. - N 2. - С. 28-29.
- Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 207 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321672-КХ - Воспитательный потенциал художественного музея : учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов. – М. – СПб. : [ГРМ] , 2010. - 67 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321624-КХ
- Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
- Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.
- Захарова И. "Музей - школе". Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии N 1768 г. Москвы // Искусство в школе. - 2011. - N 3. - С. 30-33.
- Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.
- Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.
- Из истории образовательной деятельности Русского музея. – СПб. : [ГРМ], 2010.-55с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2321680-КХ
- Ипатова В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения // Воспитание школьников. - 2010. - N 1. - С. 47-48.
- Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 87-91.
- Музей в социально-гуманитарном образовании : учебно-методическое пособие. – Н. Тагил : НТГСПА , 2008. - 111 с.
Свердловская ОУНБ; КО; Шифр 79; Авторский знак М895; Формат С; Инв. номер 2291754-КО - Музей и образование в новом социокультурном измерении : материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. – СПб. : [ГРМ] , 2010. - 275 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321621-КХ - Петрунина Л. Диалог в залах современного искусства // Искусство в школе. – 2005. - N 4. - С. 58-61.
- Попова Г. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. В дружбе с Ясной Поляной // Искусство в школе. – 2199. - N 3. - С. 43-45.
- Радвил Н. И. Художественный музей и воспитание личности (современное состояние проблемы) // Образование и общество. - 2008. - N 1. - С. 106-109.
- Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.
- Сорокин Ю. П. Музеи и художественное воспитание // Искусство и образование. – 2199. - N 4. - С. 16-21.
- Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. – 2007. - N 1. - С. 49-51.
- Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие. – СПб. : [б. и.] , 2007. - 339 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321671-КХ - Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. - М. : Высшая школа , 2004. - 216 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 79; Авторский знак С816; Инв. номер 2283853-ЕФ - Тарханова Т. А. Музеи - неисчерпаемый национальный ресурс // Профессиональное образование. - 2008. - N 2. - С. 20-20.
- Фатеев А. В. Учитель в музее // Преподавание истории в школе. – 2007. - N 8. - С. 11-15.
- Художественный музей в образовательном процессе. – СПб. : Специальная литература , 2198. - 321 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321606-КХ.
- Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 59-65.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...