Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 3 класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ) 2020-2021 уч.год
рабочая программа по физкультуре
Программа обучения физической культуре направлена на обучающихся с ОВЗ.
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи на уроках физической культуры в классах с ОВЗ:
- забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
- улучшение функций нервной системы, сердечнососудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
- комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
- создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
- разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
- развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
- развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
- формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции; - обогащение познавательной сферы;
- развитие коммуникативной инициативы и активности;
- построение двигательного режима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ovz_3_klass_fizicheskaya_kultura.docx | 220.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся 3 «д» класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Количество часов 102
Составила: Попов С.В.
Учитель физической культуры
МБОУ гимназии г. Советский
2020-2021 уч. год.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Рабочая программа по предмету физическая культура составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2020 г. №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2020-2021 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
- Общая характеристика учебного предмета
Программа обучения физической культуре направлена на обучающихся с ОВЗ.
− реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
− реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
− соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
− расширение планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
− усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи на уроках физической культуры в классах с ОВЗ:
− забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
− улучшение функций нервной системы, сердечнососудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
− комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
− создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
− разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
− развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
− развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
− формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции; − обогащение познавательной сферы;
− развитие коммуникативной инициативы и активности;
− построение двигательного режима.
Основной формой проведения уроков с классом является урок-игра. 3 Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе обучающихся с ОВЗ является освоении основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура»
- Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
Программа рассчитана на обучающихся 3 классов.
В 3 классах 34 учебных недели, 102 часа, 3 часа в неделю.
- Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник научится:
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травме и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
- плавать, в том числе спортивными способами;
3 класс
Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник третьего года обучения научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник третьего года обучения научится:
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития физических качеств: измерение показателей осанки и физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник третьего года обучения научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приемы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять ходьбу разными способами;
- выполнять простейшие технические действия игры баскетбол, футбол, волейбол;
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам.
- плавать, в том числе спортивными способами.
- Основное содержание учебного предмета физическая культура
Знания по физической культуре
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.
Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивнооздоровительная деятельность.
Гимнастика.
Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.
Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).
Опорный прыжок: имитационные упражнения, подводящие упражнения к прыжкам с разбега через гимнастического козла (с повышенной организацией техники безопасности).
Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, гимнастический «козел», «конь» и т.д.).
Лёгкая атлетика.
Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Плавание.
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Игры в воде.
Подвижные игры и элементы спортивных игр
На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: стойка баскетболиста; специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте; броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.
Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху; нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Подвижные игры разных народов.
Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай».
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела), с отягощениями (набивные мячи 1 кг, гантели или мешочки с песком до 100 г, гимнастические палки и булавы), преодоление сопротивления партнера (парные упражнения); отжимания от повышенной опоры (гимнастическая скамейка).
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Коррекционно-развивающие упражнения
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).
Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Упражнения на развитие двигательных умений и навыков
Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.
Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).
Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на полу.
Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Содержание 3 класса
Из истории физической культуры.
Физические упражнения
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.
Физическое совершенствование. Физкультурно – оздоровительная деятельность.
Гимнастика для глаз.
Спортивно – оздоровительная деятельность
Гимнастика
Передвижение по гимнастической стенке.
Передвижение по наклонной гимнастической скамейке
Коррекционно-развивающие упражнения
прыжки
прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед
Прыжки в длину с места толчком двух ног
Прыжки в глубину с высоты 50 см
В длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров
Прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки
Прыжки, наступая на г/скамейку
Прыжки в высоту с шага.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов
Метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»
Метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке)
Метание малого мяча в вертикальную цель
Подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его
Высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола
Броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу
Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы
Переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.)
Передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).
Спортивные игры на материале волейбола
Передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем.
Легкая атлетика
Ходьба с сохранением правильной осанки.
Челночный бег
Высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения в длину и высоту
Челночный бег.
Лыжная подготовка
Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения
На материале лыжной подготовки
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте)
Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах
Скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов
Спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах;
Подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Игра на лыжах без палок «Вызов номеров».
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями.
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики
Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела)
Динамические упражнения с отягощениями (набивные мячи 1 кг
Динамические упражнения гантели или мешочки с песком до 100 г, гимнастические палки и булавы
Преодоление сопротивления партнера (парные упражнения)
Отжимания от повышенной опоры (гимнастическая скамейка).
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения
На материале ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре.
Пробегание коротких отрезков из разных исходных положений
Прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
физическая культура 2 класс 102 часов
Горшков Ю.В. 3 Д класс | ||
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
1неделя | Вводный инструктаж. Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | |
1неделя | Высокий старт. | |
1неделя | Бег с ускорением до 30 м. | |
2неделя | Обучение прыжка в длину с разбега с зоны отталкивания 30—50 см. | |
2неделя | Бег на 30м. | |
2неделя | Бег с изменением скорости. | |
3неделя | Метания мяча в цель с 6м. | |
3неделя | Бег в коридорчике 30—40 см из различных и. - п. с максимальной скоростью до 60 м. | |
3неделя | Челночный бег 3х10м. | |
4неделя | Метания мяча на заданное расстояние. | |
4неделя | Равномерный бег до 5 мин. | |
4неделя | Прыжок в длину с места. | |
5неделя | Техника безопасности на уроках спортивных и подвижных игр. | |
5неделя | Ведение мяча на месте, в ходьбе. | |
5неделя | Подвижная игра: «Гонка мячей по кругу». | |
6неделя | Ловля и передача мяча на месте. | |
6неделя | Ведение мяча с изменением направления. | |
6неделя | Подвижная игра: «Вызови по имени». | |
7неделя | Ловля и передача мяча в движении. | |
7неделя | Передачи мяча в треугольниках, квадратах, кругах. | |
7неделя | Подвижная игра: «Овладей мячом». | |
8неделя | Броски мяча в щит, кольцо. | |
8неделя | Эстафеты с ведением баскетбольного мяча. | |
8неделя | Подвижная игра: «Снайперы». | |
9неделя | Игра «Мини-баскетбол». | |
9неделя | Техника безопасности на уроках гимнастики. | |
9неделя | Передвижения змейкой. ОРУ комплекс типа зарядки. | |
10неделя | Положение упор присев, группировка. | |
10неделя | Разучивание 2-3 кувырка вперед слитно. | |
10неделя | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | |
11неделя | Разучивание стойка на лопатках. | |
11неделя | Разучивание мост из положения лежа на спине. | |
11неделя | Оценивание: 2-3 кувырка вперед слитно. | |
12неделя | Упражнение в равновесии на бревне. | |
12неделя | Оценивание: стойка на лопатках. | |
12неделя | Оценивание: мост из положения лежа на спине. | |
13неделя | Комбинация из освоенных элементов. | |
13неделя | Сгибание разгибание рук в упоре лежа. | |
13неделя | Лазанье по наклонной скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками. | |
14неделя | Оценивание: комбинации из освоенных элементов. | |
14неделя | Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек. | |
14неделя | Совершенствование строевых упражнений: перестроение из одной в две шеренги. | |
15неделя | Упражнение в равновесии. | |
15неделя | Наклон вперед из положения сидя. | |
15неделя | Перелезание через бревно, коня. | |
16неделя | Лазанье по канату. | |
16неделя | Подтягивание на перекладине. | |
16неделя | Подвижная игра: «Перестрелка». | |
17неделя | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. | |
17неделя | Подвижная игра: «День и ночь». | |
17неделя | Скользящий шаг, повороты вокруг лыж. | |
18неделя | Совершенствование передвижения скользящим шагом без палок. | |
18неделя | Подвижная игра: «Охотники и утки». | |
18неделя | Подъем на склон лесенкой, прохождение дистанции до 1 км. | |
19неделя | Попеременный двухшажный ход без палок. | |
19неделя | Режим дня. Подвижная игра: «Третий лишний». | |
19неделя | Передвижение на лыжах до 1,5 км с равномерной скоростью. | |
20неделя | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, прохождение дистанции до 1 км. | |
20неделя | Подвижная игра: «Подвижная цель». | |
20неделя | Попеременный двухшажный ход с палками. | |
21неделя | Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью. | |
21неделя | Подвижная игра: «Заяц без логова». | |
21неделя | Подъем на склон наискось. | |
22неделя | Спуски со склона в высокой стойке. | |
22неделя | Подвижная игра: «Мяч ловцу». | |
22неделя | Подъем на склон «лесенкой». | |
23неделя | Спуски со склона в низкой стойке. | |
23неделя | Подвижная игра: «Быстро и точно». | |
23неделя | Совершенствование лыжных ходов на дистанции 2 км. | |
24неделя | Совершенствование спусков. Прохождение дистанции до 1 км. | |
24неделя | Подвижная игра: «Снайпер». | |
24неделя | Совершенствование лыжных ходов на дистанции 2 км. | |
25неделя | Эстафеты с этапами до 100 метров. | |
25неделя | Лыжные гонки 1 км. | |
25неделя | Подвижная игра: «Вызов номеров». | |
26неделя | Передвижение на лыжах до 2 км. | |
26неделя | Подвижная игра: «Пионербол». | |
26неделя | Техника безопасности на уроках подвижных и спортивных игр. | |
27неделя | Ведение мяча на месте. П.И. « Гонка мячей по кругу». | |
27неделя | Ловля и передача мяча на месте и в движении П.И. « Вызови по имени». | |
27неделя | Сгибание разгибание рук в упоре лежа на результат. | |
28неделя | Ведение мяча шагом и легким бегом. П.И. «Овладей мячом». | |
28неделя | Ловля и передача мяча в треугольниках, квадратах, кругах. П.И. «Подвижная цель». | |
28неделя | Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек. на результат. | |
29неделя | Ведение мяча с изменением направления. П.И. «Мяч ловцу». | |
29неделя | Броски мяча по воротам с 3-4 метров (гандбол). П.И. «Охотники и утки». | |
29неделя | Наклон туловища вперед из положения сидя на результат. | |
30неделя | Броски мяча в цель (в ходьбе и медленном беге). П.И. «Быстро и точно» | |
30неделя | Челночный бег 3*10. | |
30неделя | Броски мяча в кольцо. П.И. «Снайперы». | |
31неделя | Подтягивание на перекладине на результат. | |
31неделя | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. | |
31неделя | Прыжок в высоту с прямого разбега. | |
32неделя | Прыжки в длину с места на результат. | |
32неделя | Высокий старт и стартовый разгон. | |
32неделя | Бег 30 метров с высокого старта на результат. | |
33неделя | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 4-5 метров. | |
33неделя | Метание малого мяча на дальность и заданное расстояние. | |
33неделя | Бег 1000 метров на результат. | |
34неделя | Прыжки в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 см. | |
34неделя | Резервный урок. | |
34неделя | Резервный урок. |
7. Материально техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Таблица
Основная литература для учителя |
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. |
Рабочая программа по физической культуре |
Технические средства обучения |
Музыкальный центр |
Учебно-практическое оборудование |
Бревно гимнастическое напольное |
Козел гимнастический |
Канат для лазанья |
Перекладина гимнастическая (пристеночная) |
Стенка гимнастическая |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) |
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные |
Палка гимнастическая |
Скакалка детская |
Мат гимнастический |
Гимнастический подкидной мостик |
Кегли |
Обруч пластиковый детский |
Планка для прыжков в высоту |
Стойка для прыжков в высоту |
Флажки: разметочные с опорой, стартовые |
Лента финишная |
Рулетка измерительная |
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям |
Лыжи детские (с креплениями и палками) |
Щит баскетбольный тренировочный |
Сетка для переноски и хранения мячей |
Сетка волейбольная |
Аптечка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы Федерального компонента ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « физическая культура» для обучающегося 9 класса
Индивидуальная рабочая программа для ученика 9 класса ( 0, 25 часа в неделю)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « физическая культура» для обучающегося 11 класса
Индивидуальная программа ( 0, 25 часа в неделю) по физической культуре....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1-4 классы ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»307170 Российская Федерация Курская область,г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15, Принята...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (5 класс)
Личностные результаты· Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального нар...
ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Личностные и предметные результатыВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) ко...