Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Семако Наталья Васильевна

Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.

Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочих программах  и  определяет организацию образовательной деятельности учителя по чтению.Рабочая программа по чтению является частью АООП ООО, определяющей:содержание,планируемые результаты, тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Брянской области

Муниципальное образование Красногорского района Брянской области

МБОУ Красногорская СОШ №1

    РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДЕНО

   методическое объединение       заместитель директора по УВР           директор школы

  учителей русского языка           _________________                             __________________

   и литературы                                                Боровик Т.В.                      Гришанова А.Н.

 _________________                      «30» августа 2024 г.                           Приказ № 107 п.1

 Ковалёва О.В.                                                                                             от «30» августа 2024 г.                      

Протокол№1  

от «28» августа 2024 г                                                                                            

Адаптированная   рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета « Чтение»

для обучающегося  с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант1

Срок освоения: 1 год (6 класс)

                                                                                        Составитель:

                                                                                       Семако Наталья Васильевна

                                                                             

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                     п.г.т. Красная Гора 2024г

1.Пояснительная записка.

       Адаптированная рабочая программа разработана на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от24.11.2022г.  №1026.

   Предлагаемая программа ориентирована           на учебник для 6 класса авт.-сост

И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные ООП. Учебник допущен Минпросвещения России от 21.09.2022 №858  к использованию в образовательном процессе  

     Используемый учебник  «Чтение» для 6 класса  учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе обучения.

Цель:

Формировать у обучающихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения  по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей. Использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи: 

  1. Научить детей читать доступный их пониманию текст  вслух и «про себя»;
  2. Развивать речь обучающихся как средство общения и как способ координации их мыслительной деятельности.
  3. Воспитывать нравственные качества, необходимые для самостоятельной жизни в обществе.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.  

                Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;     

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.  Согласно учебному плану предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». На изучение учебного предмета «Чтение» в 6-м   классе выделяется 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебные недели).                                        

                   

 2.Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".

          Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.

                         Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во        имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).

             Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

              Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;

присказка, зачин, диалог, произведение;

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;

стихотворение, рифма, строка, строфа;

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

              Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

              Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

               Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).

           

          3. Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе.

 

         Личностные и предметные результаты освоения предмета Чтение.

Изучение Чтения в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. 

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП предполагают:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 

Предметные результаты освоения АООП ОО УО  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП ОО УО  выделяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью; - достаточный - не является обязательным для всех обучающихся:

               Минимальный уровень:

  • правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
  • определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
  • ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;
  • участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;
  • пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);
  • выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
  • установление последовательности событий в произведении;
  • определение главных героев текста;
  • составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;
  • нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;
  • заучивание наизусть 7-9 стихотворений;
  • самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

                Достаточный уровень:

  • правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
  • ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);
  • определение темы художественного произведения;
  • определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
  • самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
  • формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
  • различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
  • определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
  • пересказ текста по коллективно составленному плану;
  • нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
  • ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
  • знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Изучение предмета «Чтение» в 6 классе направлено на формирование следующих  учебных действий . 

Личностные учебные действия: 

-развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы; 

    -понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять; 

-развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия; 

  -уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы; 

    -уметь строить сообщение в устной форме; 

    -уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; 

     -уметь формулировать собственное мнение; 

-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и    сотрудничества с партнёром; 

    -уметь оценивать поступки героев художественных произведений; 

                      -уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные учебные действия 

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); 

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 

-обращаться за помощью и принимать помощь; 

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; 

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. 

Регулятивные учебные действия: 

-входить и выходить из учебного помещения со звонком; 

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); 

-пользоваться учебной мебелью; 

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); 

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; 

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 

Познавательные учебные действия 

-уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; 

-соблюдать при чтении паузы между предложениями; 

-соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения); 

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; 

-уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям) 

-выделять главную мысль произведения; 

-участвовать в беседе; 

-делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части; 

-выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; 

-заучивать стихотворение наизусть; 

-читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке. 

 

4..Тематическое планирование, 6 класс.

п/п 

Тема 

Коли чество часов 

Цифровые образовательные ресурсы

Деят -ть  учителя с учетом рабочей программы воспитания

1.

Моя Родина.

3

https://www.yaklass.ru/p

http://poskladam.ru/

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны

2.

Золотая осень.

17

https://www.yaklass.ru/p

Адаптаци я обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

3.

Великая радость - работа.

11

https://www.yaklass.ru/p

Освоение обучающимися социального опыта

4.

О героическом прошлом и настоящем нашей Родины.  

12

https://iqsha.ru/

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны

5.

Что такое хорошо, что такое плохо.

5

https://uchi.ru/teachers/stats/main

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей

6.

Здравствуй, гостья зима

36

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/

90208/library/mathematics/

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

 7.

Весна – красна.

17

http://poskladam.ru/

Адаптаци я обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

8.

Рассказы о животных.

16

https://www.yaklass.ru/p

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей

9.

Рассказы, сказки, стихи для детей.

18

https://www.yaklass.ru/p

Воспитание способности адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям

 

Итого  

136ч.

5. Календарно-тематическое планирование 

п/п

 

Тема

Кол-во часов

Дата изучения

Цифровые образовательные ресурсы

всего

К.р

 

Моя Родина 3 ч. 

1.

.  

  По. Пескову. «Отечество»  

1

 

https://www.yaklass.ru/p

http://poskladam.ru/

2.

М. Ножкин. «Россия»  

1

 

3.

 

М.Пришвин. «Моя  

Родина»  

1

 

 

Золотая осень 17 ч.

4

В.Бианки. «Сентябрь»  

1

 

 https://www.yaklass.ru/p

   5.  

 

6.

.Бунин. «Лес, точно

терем расписной»

Ю.Качаев. «Грабитель»  

1

1

 

https://iqsha.ru/

  7-8.

Б.Житков. «Белый   домик».  

 

2

 

https://iqsha.ru/

9-10

.

 

А.Белорусец. «Звонкие ключи».

 

2

 

https://iqsha.ru/

  11.

Проверка техники чтения.

1

 

https://iqsha.ru/

   12-13

К.Паустовский «Заячьи лапы»  

 

2

 

 https://iqshttps://iqsha.ru/ha.ru/

14-15

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Золотой ясень».

«Кот –ворюга»

«Прощание с летом»

2

 

https://iqsha.ru/

16

И.Тургенев. «Осенний день в берёзовой роще».  

1

 

httphttps://iqsha.ru/

17-18

Е.Носов. «Хитрюга»

 

2

 

https://iqsha.ru/

19

В.Бианки. «Октябрь»  

 

1

 

https://iqsha.ru/

20

Составление рассказа по  опорным словам  и выражениям «Осень  в родном крае».

1

 

https://iqsha.ru/

 

Великая радость работа 11 ч. 

21

С.Михалков. «Будь человеком»

 

1

 

https://www.yaklass.ru/p

22

Б.Заходер. «Петя мечтает»  

 

1

 

https://www.yaklass.ru/p

23

По Д.Биссет. «Слон и муравей» .

 

1

 

https://www.yaklass.ru/p

24-25

По Д.Биссету.

«Кузнечик Денди» .

2

 

https://www.yaklass.ru/p

26-27

Дж.Родари. «Как один

мальчик играл с палкой»  

 

2

 

https://www.yaklass.ru/p

28-29

Дж.Родари. «Пуговкин домик» .

2

 

https://www.yaklass.ru/p

30-31

Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы»

2

https://www.yaklass.ru/p

 

О героическом прошлом и настоящем нашей Родины -12 ч .

32

«Илья Муромец и

Соловей-разбойник»

Отрывок из былины

1

 

https://uchi.ru/teachers/stats/main

33

Ф.Глинка. «Москва»  

 

1

 

34

Внеклассное чтение А.П.Гайдар.  «Тимур и его команда».  

 

1

 

35

В.Бианки. «Ноябрь»  

 

1

 

https://uchi.ru/teachers/stats/main

36

По С.Алексееву. «Без Нарвы не видать моря»

1

 

37

По С.Алексееву. «На берегу Невы».

1

 

https://uchi.ru/teachers/stats/main

38

По С.Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Медаль»

1

 

https://uchi.ru/teachers/stats/main

39

По С.Алексееву. «Гришенька» .

1

 

40

По Е.Холмогоровой.

«Серебряный лебедь» .

1

 

 https://uchi.ru/teachers/stats/main

41

По Е.Холмогоровой. «Боевое крещение».

1

 

42

По Е.Холмогоровой. «День рождения Наполеона».

1

 

43

По Е.Холмогоровой. «В дни спокойные».

1

 

 

Что такое хорошо, что такое плохо 5 ч.

44-45

По Н.Носову. «Как Незнайка сочинял стихи

2

 

https://iqsha.ru/

46-47

Е.Пермяк. «Тайна цены».

2

 

https://iqsha.ru/

48

Д.Гальперина.

«Здравствуйте!»  

1

 

https://iqsha.ru/

Здравствуй, гостья Зима. 36 ч. 

49

«В.Бианки. Декабрь».

1

 

http://poskladam.ru/

50

Е.Благинина.

«Новогодние загадки»  

1

 

51

А.Никитин. « Встреча зимы»  

 

1

 

52

А.Дорохов. «Тёплый снег».

1

 

http://poskladam.ru/

53

«А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…»  

1

 

54

Д.Хармс. «Пушкин»  

 

1

 

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/

90208/library/mathematics/

55

Внеклассное чтение.

М.М.Пришвин.

«Лесной

хозяин»,

«Птицы под снегом»

«Барсук»

1

556

В.Бианки. «Январь» .

1

 

57

Проверка техники чтения.

1

 

58

59

60

Х.К.Андерсен. «Ель».

 

3

 

61

И.Никитин. «Весело сияет месяц над селом».

1

 

62

63

А.Чехов. «Ванька».

2

 

64

И.Суриков.   «Белый снег пушистый».

1

 

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/

90208/library/mathematics/

65-66

М.Зощенко. «Лёля и Минька» .

2

 

67

68

Внеклассное чтение. В.Астафьев.

«Белогрудка».

«Злодейка»

«Зачем я убил коростыля»

2

 

69

70

Ю.Рытхэу. «Пурга» .

2

 

71

72

Ю.Дмитриев.

«Таинственный ночной гость» .

2

 

73

В.Бианки. «Февраль» .

 

1

 

74

75

76

С.Маршак. «Двенадцать месяцев» .

 

3

 

77

Внеклассное чтение. А.Н.Толстой. «Приключения

Буратино»

 

1

 

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/

90208/library/mathematics/

78

79

80

81

82

83

84

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

 

 

  7

 

 

 

 

 

 

 

 

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/

90208/library/mathematics/

 

Весна 17 ч. 

85

С.Смирнов. «Первые приметы».  

 

1

 

http://poskladam.ru/

86

В.Бианки. «Март».

 

1

 

87

По В.Пескову. «Весна идёт».  

 

1

 

88

М.Пришвин. «Жаркий час».  

 

1

 

89

90

Г. Скребицкий. «Весенняя песня» .

 

2

 

91

В.Жуковский.

«Жаворонок» .

1

 

http://poskladam.ru/

92

А.Толстой. «Детство Никиты» .

1

 

http://poskladam.ru/

93

 

А.Твардовский. «Как после мартовских метелей».  

1

 

http://poskladam.ru/

94

А.Плещеев. «И вот шатёр свой голубой».

 

1

 

http://poskladam.ru/

95

В.Бианки.  «Апрель».  

 

1

 

http://poskladam.ru/

96

В.Бианки «Голубые лягушки» «Птичья песенка»

1

http://poskladam.ru/

97

Внеклассное чтение.  

А.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

«Дедушкино золото»

«Умнее всех сказка»

1

 

http://poskladam.ru/

98

99

К.Паустовский. «Стальное колечко».  

 

2

 

http://poskladam.ru/

100

К Паустовский «Кот-ворюга» «Сивый мерин»

1

http://poskladam.ru/

101

Обобщение по теме: «Весна»

1

 

https://www.yaklass.ru/p

Рассказы о животных  16ч. 

102

103

По В.Астафьеву.

«Злодейка».  

 

2

 

https://www.yaklass.ru/p

104

105

В.Драгунский. «Кот в сапогах».

2

 

https://www.yaklass.ru/p

106

107

По Е.Барониной. «Рассказы про зверей»  

 

2

 

https://www.yaklass.ru/p

108

 

Д.Хармс. «Заяц и ёж»  

 

1

 

https://www.yaklass.ru/p

109

И.Крылов. «Зеркало и обезьяна».

1

 

https://www.yaklass.ru/p

110

111

112

113

114

115

 

«Рикки-Тикки-Тави».  

По Р.Киплингу.  

6

 

https://www.yaklass.ru/p

116

117

Внеклассное чтение.  

Е.Пермяк. «Волшебные истории». «Голубые белки» «»Лесной»

2

 

https://www.yaklass.ru/p

Рассказы, сказки, стихи для детей 18 ч

118

В.Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету».

1

 

https://www.yaklass.ru/p

119

В.Бианки.  «Май».

1

 

https://www.yaklass.ru/p

120

М.Дудин. «Наши песни спеты на войне» .

1

 

https://www.yaklass.ru/p

121

Внеклассного чтения В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий»  

1

 

https://www.yaklass.ru/p

https://iqsha.ru/

122

123

В.Медведев.  «Звездолёт «Брунька».  

 

2

 

https://www.yaklass.ru/p

124

Промежуточная аттестация. Проверка техники чтения.

1

 

125

126

127

128

По К.Паустовскому. «Корзина с еловыми шишками».

4

 

https://www.yaklass.ru/p

129

130

131

 

 По А. де Сент-

Экзюпери. «Маленький

принц»        

3

 

https://www.yaklass.ru/p

https://iqsha.ru/

132

133

В.Астафьев. «Зорькина песня».

1

 

https://iqsha.ru/

134

Н.Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел».  

1

 

https://iqsha.ru/

135

136

Повторение

2

 

136

Методическая литература.

 

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

 

        2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009г. – серия «Коррекционное обучение»  

3.Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова. - М.: Просвещение, 2006  

4. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009г. – серия «Коррекционное обучение»  

      5.М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

6.Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.

Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

      9.Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.

     10. Об оценке знаний, умений и навыков, учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.      11. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

     12. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

VII.      Контрольно-диагностические материалы

Входная проверка техники чтения 

М.М.Зощенко.

 «Великие путешественники»

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в (70 слов) кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя.   (80 слов)

 Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

 

1 четверть

Александр Сергеевич Барков.  

Барсучья кладовая.

 Жили на опушке леса заяц и барсук. Всё лето они встречались. Только заяц всё больше бегал да резвился, а барсук всё ел да ел. Заяц не раз корил друга:  

  • Куда тебя, братец, разносит?  

И так уж толст!  

  • Надо, Косой, надо... - отвечал барсук и продолжал жевать. На белых крыльях метелей да буранов пожаловала зима. Барсук в нору забрался. Правда, еле-еле пролез... Посмеялся над ним заяц:
  • Ну и толстяк! Как же (70 слов) по снегу ходить будешь?!  

С той поры заяц не встречал (80 слов) барсука, хотя не раз вспоминал друга. Пожаловала весна. Звери проснулись после долгой спячки. Вышли на опушку греться - резвиться...

 

2 четверть

Александр Сергеевич Барков.  

Как медведя будили.

 С каждым днём всё жарче припекает солнце. Звери начали пробуждаться от зимнего сна. Вешним теплом погреться на лесную проталину выбежала сорока. Длинным хвостом качнула, напилась водицы, повеселела и затрещала:  

  • Больно долго косолапый медведь в берлоге спит!

 Небось все бока пролежал.  

  • Лесной доктор! - крикнула сорока дятлу.  
  • Пора косолапого будить.  
  • Давно пора! - согласился чёрный дятел. Уселся на корявую берёзу и давай колотить по стволу. Только щепки в разные стороны полетели! А мишка (70 слов) знай себе посапывает да лапу сосёт. Позвала белобока волков:  - Уж (80 слов) больно косолапый заспался!  
  • Заспался! Заспался! - серые разбойники лязгнули зубами, подошли к берлоге и давай выть на разные голоса. А мишка только за ухом почесал и погрузился в сладкую дрёму.

 

3 четверть

Александр Сергеевич Барков.  

Весна-волшебница.

  • Дили-дили-дон-дон! - с тонких веток ивы, с длинных серёжек посыпалась на землю, на хрустящий ледок звонкая капель, зазвучала радостная мелодия. И будто по мановению волшебной весенней капели, всё вокруг стало преображаться, полниться звуками, красками, запахами. На склоне оврага ожила, зажурчала, запела струйка воды. Выбралась из-под талого снега и напоила ручей. Скатился ручей в ложбинку и влился в животворный вешний поток. Забралась талая вода под корни старого кедра (70 слов) в норку бурундука: вставай, полосатый! Прыгнул зверёк на камень, вытянулся (80 слов) столбиком - и давай тереть мордочку лапами. Глаза - смородины. Чёрные полосы блестят на рыжей спине. Умылся, разом похорошел. Добралась вода до медвежьей берлоги. Подняла с лёжки медведицу с медвежатами. От ветра, от сладкой запахова земли закружилась голова у косолапых, начали они кувыркаться. А потом залезли на дуб - с высоты чего только не увидишь! 

 

Промежуточная аттестация Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» На Птичьем рынке за три рубля купил я себе клеста.  

Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых костяных ножа.  

Лапы у него были белые - значит, сидел он в клетке давно. Таких птиц называют "сиделый".  - Сиделый, сиделый, - уверял меня продавец.

  • С весны сидит.  

А сейчас была уже холодная осень. Над Птичьим рынком стелился морозный пар и пахло керосином. Это продавцы тропических (70 слов) рыбок обогревали аквариумы и банки керосиновыми дампами.  

Дома я поставил (80 слов) клетку на окно, чтоб клест мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены мельничного комбината имени Цурюпы.  

Клест сидел на своей жердочке торжественно и гордо, как командир на коне.  Я бросил в клетку семечко подсолнуха.  

 

 

 

 

VIII. Материально- техническое обеспечение. С.И. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П «КАРО» 2005

Книги для внеклассного чтения. Тула «АТКТОУС», 1995 Сборник русских народных сказок.

В.А. Степанов. Русские пословицы и поговорки от А до Я. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999  

О.Д. Ушакова. Великие писатели. Санкт-Петербург, 2006

Портреты писателей, поэтов, репродукции картин, иллюстрации к текстам. Диски с художественными фильмами к читаемым текстам.  

 

                                                                  Специфическое оборудование.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства электронные пособия,  

обучающие программы по предмету

 

Технические средства обучения  Классная доска.

 

Оборудование класса 

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1

Аннотация к рабочей программе

«Чтение»

      Рабочая программа по чтению обязательной предметной области «Язык и речевая

практика » разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.

       Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по чтению. Рабочая программа по чтению является частью АООП ООО определяющей:

-содержание,

--планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),

-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

       Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Красногорской СОШ №1.

Дата 30.08.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...