ДООП -"Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Скиданова Ирина Борисовна

Программа «Баскетбол» предназначена для учащихся 6-9 классов -12-15 лет проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной программы. Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2023-2024 учебного года. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.   Занятия проводятся 2  раза в неделю по 1,5 часа в год – 108 часов.

Данная программа направлена на расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни; совершенствование функциональных возможностей организма; формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия; формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

 Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает  возможность заняться баскетболом  с  «нуля» тем детям, которые еще не начинали  проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

 Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).  В условиях большого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_-bassekbol_-2023_-2024_-_6-9_kl.docx99.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

                    Утверждена

       директор  МБОУ лицея №3

          _________________   Е.Е. Кощеева

          Приказ №   от 31.08. 2023 г.

Принята

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08. 2023 г.

           

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

рабочая программа  «Баскетбол»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей – с 12 лет

Программа составлена педагогом

дополнительного образования

Скидановой Ириной Борисовной

г.о.г. Кулебаки

2023-2024 уч. год

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….....3

2. Содержание  рабочей программы…………………………………………………………....4

2.1. Цель, задачи, планируемые результаты …………………………………………………..4

2.2.  Календарный учебный график …………………………………………………………....7

2.3.  Учебный план ……………………………………………………………………... ……...7

3. Рабочие программы учебных модулей……………………………………………………...7

3.1. Содержание рабочей программы учебного модуля ……………………………………...9

3.2. Тематическое планирование учебного модуля (1 полугодие)…………………………...9

3.3. Тематическое планирование учебного модуля (2 полугодие)………………………….11

4. Оценочные материалы……………………………………………………………………....11

5. Методические материалы…………………………………………………………………...13

6. Методические рекомендации ………………………………………………………………13

7. Последовательность обучения……………………………………………………………...14

8. Перечень основного оборудования………………………………………………………...17

9. Литература, используемая при организации образовательного процесса……….............17

  1. Пояснительная  записка

1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Программа «Баскетбол» предназначена для учащихся 6-9 классов -12-15 лет проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной программы. Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2023-2024 учебного года. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.   Занятия проводятся 2  раза в неделю по 1,5 часа в год – 108 часов.

Данная программа направлена на расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни; совершенствование функциональных возможностей организма; формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия; формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

 Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает  возможность заняться баскетболом  с  «нуля» тем детям, которые еще не начинали  проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

 Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).  В условиях большого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы.

1.2 Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа  актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.

1.3 Педагогическая целесообразность программы позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

     В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Баскетбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании  функциональности  организма.

1.4 Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.

На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

На занятиях предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.    

  1. Содержание рабочей программы:

2.1 Цель, задачи и планируемые результаты

Целью данной программы является:  создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом; сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки, развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции).

Задачи:

1. Обучающие:

 обучить  техническим приемам и правилам игры;

 обучить тактическим действиям;

 обучить приёмам  и методам контроля физической нагрузки при   самостоятельных занятиях;  

 обучить овладению навыками регулирования эмоционального состояния;

  •  сформировать начальные навыки судейства.

2. Развивающие:

  повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

  совершенствование навыков и умений игры;

  развитие физических качеств;

  формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

3. Воспитательные:

   воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

   воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

  • привлечение учащихся к спорту;

   воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.

Режим работы

Год обучения

Всего часов

В год

В неделю

В день

Перерыв между занятиями

1

108 ч.

3 ч.

1,5

10 минут

Планируемые результаты

В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся

Будут знать:

• Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире;

• Олимпийские игры современности;

• правила техники безопасности;

• оказание помощи при травмах и ушибах.

• названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.

• типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.

• упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).

•  контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.

• основное содержание правил по баскетболу.

• жесты судьи по баскетболу.

• игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.

уметь:

• соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой
сбоку;

выполнять приемы обыгрывания защитника: передвижения змейкой, крестные шаги,
поворот, перевод мяча перед собой;

• броски одной и двумя руками;

• броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого  и среднего расстояния;

• броски мяча в корзину со средних и дальних расстояний одной и двумя руками от головы;

• штрафной бросок одной и двумя руками от головы;

• вырывание и выбивание мяча. Перехват. Накрывание;

применять в игре командное нападение. Применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол;

• контролировать свое самочувствие (функциональное организма) на занятии;

• демонстрировать жесты судьи;

• проводить судейство по баскетболу.

Демонстрировать:

• приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в
повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.

• ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения,

• в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

• броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.

Личностные результаты:

  • формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
  • воспитание морально-этических и волевых качеств;
  • дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
  • умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  • умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  • уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
  • организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
  • умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
  • работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
  • знать о физических качествах и правилах их тестирования;
  • выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
  • владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
  • знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
  • владеть основами судейства игры в баскетбол.

 Психолого-педагогические и организационно-педагогические условия

Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности.

Баскетбол является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, так как представляет широкие возможности для разностороннего воздействия на растущий организм. Баскетбол способствует развитию и совершенствованию многих двигательных качеств и, прежде всего скоростно-силовых, быстроты, выносливости, координации движений. Составляющие его естественные движения человека: бег, прыжки, ловля, метание, помогают формировать жизненно необходимые умения и навыки.

Применение спортивных игр в физическом воспитании школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.

На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол.

  1.  Календарный учебный график:

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

1 год

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

                                                                                     

- каникулы                    - занятия по расписанию                  - промежуточная аттестация

  1. Учебный план


п/п

Наименование учебных модулей

Кол-во часов

Форма промежуточной

аттестации

1

Учебный модуль (1 полугодие)

51

Контроль выполнения приемов.

Сдача контрольных нормативов.

2

Промежуточная аттестация

1

Учебный модуль (2 полугодие)

57

Контроль выполнения приемов.

Игры, соревнования.

Сдача контрольных нормативов.

2

Промежуточная аттестация                                                                                               

3. Рабочие программы учебных модулей

3.1. Содержание рабочей программы учебного модуля

  1. Основы теоретических знаний

  1. Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.

1.2   Состояние и развитие баскетбола в России

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях. Правила игры баскетбола, судейская жестикуляция и терминология. Методика тренировки баскетболистов. Техническая и тактическая подготовка баскетболистов. Психологическая подготовка баскетболиста.

2. Техническая подготовка

2.1 Имитационные упражнения

Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения.

2.2 Ловля и передача мяча.

Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.3 Ведение мяча.

На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока.

2.4 Броски мяча.

Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

3. Тактическая подготовка

Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв.

4. Общая физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, футболами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Упражнения для развития быстроты, ловкости, прыгучести, выносливости.

 Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий.

  1. Игровая практика, соревнования

Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола. Двухсторонние контрольные игры по правилам баскетбола. Товарищеские игры с командами других школ. Итоговые контрольные игры.

6. Контрольные нормативы

       Промежуточная аттестация. Сдача контрольных нормативов

3.2 Тематическое планирование учебного модуля (1 полугодие)

Тема

Количество

часов

1

Основы теоретических знаний

2 ч

1.

Физическая культура и спорт в России

1

2.

Состояние и развитие баскетбола в России

1

2

Техническая подготовка

24 ч

2.1

Имитационные упражнения

5 ч

1.

Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с

1

разной скоростью; в одном и в разных направлениях.

2.

Передвижение правым – левым боком.

1

3.

Передвижение в стойке баскетболиста.

1

4.

Остановка прыжком после ускорения.

1

5.

Остановка в один шаг после ускорения.

1

2.2

Ловля и передача мяча

7 ч

 1

Двумя руками от груди, стоя на месте.

1

 2

Двумя руками от груди с шагом вперед.

1

3

Двумя руками от груди в движении.

1

4

Передача одной рукой от плеча.

1

5

Передача одной рукой с шагом вперед.

1

6

Передача одной рукой с шагом вперед после ведения.

1

7

Передача одной рукой с отскоком от пола.

1

2.3

Ведение мяча

5 ч

1

На месте.

1

2

В движении шагом.

1

3

В движении бегом.

1

4

В движении бегом с изменением направления и скорости

1

5

В движении бегом с изменением высоты отскока

1

2.4

Броски мяча

7 ч

1

Одной рукой в баскетбольный щит с места.

1

2

Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

1

3

Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и

2

остановки.

4

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

1

5

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

2

3

Тактическая подготовка

12 ч

1

Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2

2

Защитные действия при опеке игрока с мячом.

2

3

Перехват мяча.

2

4

Борьба за мяч после отскока от щита.

3

5

Быстрый прорыв.

3

4

Общая физическая подготовка

5 ч

1

Общеразвивающие упражнения:    элементарные,    с    весом

3

собственного  веса,  с  партнером,  с  предметами  (набивными

мячами,   фитболами,   футболами,   гимнастическими   палками,

обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах

(перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

2

Подвижные игры. Эстафеты.

2

  5

Игровая практика, соревнования

6,5

6

  Промежуточная аттестация. Сдача контрольных нормативов

1,5 ч

Итого

51 ч

3.3. Содержание рабочей программы учебного модуля (2 полугодие)

1. Основы теоретических знаний

1.1        Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию.

1.2        Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах эноргообеспечения человека. Дыхание. Значения дыхания для жизнедеятельности организма.

Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Профилактика вредных привычек.

2. Техническая подготовка

2.1 Имитационные упражнения

Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2.2 Ловля и передача мяча.

Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

                 2.3 Ведение мяча.

Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

2.4 Броски мяча.

Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

3. Тактическая подготовка

Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

4. Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

5. Промежуточная аттестация. Сдача контрольных нормативов

6. Участие в соревнованиях

3.4 Тематическое планирование учебного модуля (2 полугодие)

Тема

Количество

часов

1

Основы теоретических знаний

           2 ч

1

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

1

2

Гигиенические требования к занимающимся спортом.

1

2

Техническая подготовка

23 ч

2.1

Имитационные упражнения

5 ч

1

Остановка в два шага после ускорения.

1

2

Повороты на месте.

1

3

Повороты в движении.

1

4

Имитация защитных действий против игрока нападения.

1

5

Имитация действий атаки против игрока защиты.

1

2.2

Ловля и передача мяча

6 ч

1

Передача двумя руками с отскоком от пола.

1

2

Передача одной рукой снизу от пола.

1

3

Передача одной рукой снизу от пола в движении

1

4

Ловля мяча после полуотскока.

1

5

Ловля высоко летящего мяча.

1

6

Ловля катящегося мяча в движении.

1

2.3

Ведение мяча

6 ч

1

Правой и левой рукой поочередно на месте.

2

2

Правой и левой рукой поочередно в движении.

2

3

Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

2

2.4

Броски мяча

6 ч

1

Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

2

2

Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

2

3

Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

2

3

Тактическая подготовка

18 ч

1

Командные действия в защите.

6

2

Командные действия в нападении.

6

3

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

6

4

Специальная физическая подготовка

8 ч

1

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2

2

Упражнения для развития специальной выносливости

2

баскетболиста.

3

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

2

баскетболиста.

4

Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

2

5

Промежуточная аттестация. Сдача контрольных нормативов

2 ч

6

Участие в соревнованиях

4 ч

Итого

57 ч

4. Оценочные материалы

Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится по итогам 1 и 2 полугодий в форме сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Уровень освоения программы по итогам изучения первого и второго учебного модуля оценивается по трем уровням: Высокий, Средний, Низкий.

Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия

Техническая подготовка баскетболистов

Год

Передвижения в

Скоростное ведение

Передача мяча

обучения

защитной стойке (с)

(с, попадания)

(с, попадания)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1 - год

10,1

10,3

15,0

15,3

14,2

14,5

Промежуточная аттестация по итогам 2 полугодия

Специальная физическая подготовка баскетболистов

Год

Высота

Бег 20 м (с)

Бег 300 м (мин)

обучения

подскока (см)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1 – й год

30

28

4,2

4,5

1,16

1,20

Специальная физическая подготовка

Тесты

Класс

Оценка

«5»

«4»

«3»

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно

5-6

10

11

10,5

11,5

11

12

7

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

9

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

5-6

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

7

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

9

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

5

5

4

4

3

3

8

6

6

5

5

4

4

9

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

6

6

5

5

4

4

8

7

7

6

6

5

5

9

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

5-6

19

18

18

17

17

16

7

20

19

19

18

18

17

8

21

20

19

18

18

17

9

22

20

20

19

19

19

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме сдачи контрольных нормативов и проведение контрольной игры в баскетбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.         Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

5. Методические материалы

Обучение по общеразвивающей программе проводится очно.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, мотивации и стимулирования, методы контроля и коррекции.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

Словесные методы:

объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы:

показ упражнений, наглядные пособия, показ видеофильмов и презентаций.

Практические методы:

Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом,

  • по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Формы подведения занятий и реализация программы дополнительного образования:

– тренировочные занятия;

– школьные соревнования среди параллелей своих классов;

– товарищеские встречи среди других школ;

– участие в муниципальных соревнованиях.

Форма контроля  сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовке баскетболистов.

  1. Методические рекомендации

В рамках содержания программы занимающиеся получают теоретические знания об истории развития баскетбола в России. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Знакомятся с оборудованием площадки для игры в баскетбол. В ходе занятий занимающиеся знакомятся с основными правилами игры. Изучают таблицы и наглядные пособия, учащийся получают представления о судействе игры, жестов судей. На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры.

Для правильного и последовательного обучения школьников технике и тактике игры в баскетбол приводим последовательность обучения основным техническим приемам. Тренер в соответствии с программным материалом сам может подобрать упражнения – задания с учетом предложенной последовательности года обучения.

  1. Последовательность обучения:

- техника передвижения в защитной стойке:

  • передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и назад;
  • передвижения в защитной стойке по заданию;
  • передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);
  • выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных передвижений;
  • выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной стойке;

 - техника остановки в два шага:

  • изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением направления);
  • внезапная остановка по сигналу;
  • остановка после ловли мяча;
  • остановка после ведения мяча;

- техника поворотов:

  • выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;
  • то же, но с мячом;
  • выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;
  • то же, но против активно действующего защитника;
  • выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом.

- техника передач мяча:

  • передача и ловля мяча, стоя на месте;
  • то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;
  • передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной передачи;
  • передача мяча с последующим движением игрока в ту же сторону, в противоположную, затем – в других направлениях;
  • передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу по прямой, под углом; между игроками двигающимся навстречу друг другу; параллельно;
  • передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным противодействием.

- подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:

  • ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча, снизу; выполнять у стены или с партнером;
  • из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером.
  • удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук назад послать мяч в стену или партнеру;
  • завести мяч правой рукой назад и одновременно с махом правой ногой вправо послать его вперед в стену или партнеру ударом о пол; затем повторить упражнение с левой стороны;
  • передачи двух мячей в стену (партнеру); ловить мяч только левой рукой, перекладывать его в правую руку и выполнять передачи; затем упражнение выполнять в противоположной последовательности

- передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах:

             характерные ошибки при ловле:

  • игроки останавливаются;
  • подпрыгивают, стараясь уменьшить удар мяча о руки;
  • бегут с мячом лишний шаг;
  • не двигаются навстречу мячу, а стараются отойти в сторону от него.

характерные ошибки при ловле:

  • игроки передают мяч не на грудь, а слишком высоко или низко;
  • передают мяч близкому игроку слишком сильно.

- бросок мяча после ведения:

  • базовым элементом на начальном этапе обучения является приведение мяча к плечу после ведения и ловли;
  • двухшаговый ритм разучивается в подготовительной части: прыжки на правую ногу

удлиненным шагом, выпрыгивая вверх поочередно на правой и левой ноге, сочетание двух шагов.

- бросок мяча в движении после ловли:

  • базовым элементом  является  согласование двухшагового ритма и приведение мяча в исходное положения для броска;
  • если мяч ловить в движении на вытянутые руки, то время приведения мяча и двух шагов будет равным и руки не будут выполнять размахиваний.

- характерные ошибки при броске в прыжке одной рукой с места:

  • во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие; мышцы, не участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не достигает цели;
  • в и. п. локоть руки, выполняющий бросок, отведен в сторону, в результате чего  бросок не достигает цели – мяч летит в сторону от кольца.

- вырывание и выбивание мяча:

  • базовым элементом является активный поворот туловища для вырывания и короткий удар  ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу вверх для выбивания мяча;
  • для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и добиться успеха.

- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости нужно приступить к ведению мяча  с меняющейся высотой отскока – оно применяется  при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:

  • начинать обучение с разучивания перехода от среднего ведения к низкому в положении стоя на месте, при ходьбе;
  • задание следует давать на количество ударов, на зрительные ориентиры, после чего преодолевать сопротивление пассивного, а затем и активного защитника.

- упражнения для совершенствования техники броска в прыжке:

  1. Броски  в прыжке с 4-5 м.
  2. Броски в прыжке после финтов на передачу, дальний бросок, проход, а затем бросок в прыжке т.д.
  3. То же, но с пассивным и активным защитниками.

- индивидуальные защитные действия – передвижения защитника:

  1. Перемещения в защитной стойке в стороны, вперед, назад.
  2. То же по заданию.
  3. То же, повторяя действия соупражняющегося.
  4. Выполнение других действий до и после движения в защитной стойке.

    - ловля катящегося мяча:

  • надо с опущенными руками наклониться вниз и поставить ладонь одной руки на пути мяча; как только мяч коснется ладони, надо наложить на него вторую руку
  • при  ловли во  время бега – игрок,  двигаясь на встречу мячу, должен отойти в сторону от пули движения; наклоняясь поставить вперед и немного в сторону по направлению к мячу одноименную ногу и перенести на неё вес тела, при этом вторая нога отрывается от земли и готова сделать шаг после ловли мяча.

- нападение быстрым прорывом:

  • базовым элементом является своевременная передача свободному игроку;
  • обыгрывание с численным превосходством 2 или 3 игроками выполняется нападающим, свободным от защитников;
  • передачи выполняются без ведения или в сочетании с ведением.

- перехват мяча:

  • перехват передачи, выполняемой поперек поля, неподвижно стоящими защитниками;
  • перехват передачи, выполняемой вдоль поля, неподвижно стоящими нападающими;
  • то же, но передающие шагом в сторону препятствуют выходу на перехват;
  • то же, но передающие препятствуют перехвату выпадом в сторону мяча;
  • перехват мяча у двигающегося нападающего.

- обучение борьбе за мяч, не попавший в корзину:

  • ловля мяча, отскочившего от щита, игроком, бросившим мяч в корзину;
  • то же, но ловля мяча, брошенного в корзину другим игроком;
  • пассивное сопротивление защитника;
  • активное сопротивление защитника;
  • в  колонне по одному напротив щита или стенки (2-3м) направляющий бросает мяч в щит, следует за ним, ловит мяч в прыжке и приземляется, широко расставив ноги в стороны и наклонив туловище вперед; затем делает поворот плечом вперед и выводит мяч к ближайшей боковой линии, откуда передает его в колонну заданным способом.

- бросок одной и двумя руками в прыжке:

  • базовым элементом является согласование движений ног и рук при броске;
  • в зависимости от физической подготовленности бросок может выполняться в высшей точки прыжка или несколько ранее.

- бросок одной рукой с замахом:

  • мяч опускается двумя руками вниз, а потом выносится вверх и перекладывается на одну руку, после чего следует бросок.

- передачи мяча в движении:

  • базовым элементом является разноименная координация действий;
  • после ведения правой рукой ученик ловит мяч с шагом левой ноги и передает его с шагом правой ноги; и наоборот;
  • передачи в движении разучиваются сначала в движении приставными шагами;
  • затем разучиваются передачи в движении, когда ученики двигаются лицом вперед обычным бегом; после этого разучиваются передачи после ведения.

- персональная защита:

  • базовым элементом является позиция защитника по отношению к нападающему, которого он опекает; защитник располагается между нападающим и своим кольцом со стороны мяча – рука преграждает путь передаче;
  • игра на владение мячом в равных по численности группах; защитники опекают игроков персонально, противодействуя выходам и передачам;
  • игра на один щит 2х2, 3х3, 4х4; защитники опекают игроков персонально, стремясь оказаться между нападающими и своим кольцом, противодействуя выходам и передачам.

- позиционное нападение:

  • базовым элементом является передача игроку, выходящему на позицию для завершения атаки;
  • обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определения игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих; определяются направления выходов на другие позиции;
  • нападающие добьются успеха, если игрок нападения выполнит выход на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

- зонная защита:

  • наиболее распространенная зона 2-1-2;
  • в защите игроки перемещаются в зоне, активно противодействуя игроку с мячом и занимая освободившиеся зоны;
  • базовым элементом является перемещение защитника в зону, которая осталась свободной, из которой может быть атакована корзина.

- взаимодействие игроков в нападении и защите:

  • взаимодействие игроков в нападении выполняется по системе «передал - выходи» или системе заслонов;
  • в защите игроки применяют взаимодействия с переключением на другого защитника или проскальзывание, чтобы опекать своего нападающего;
  • групповой отбор мяча выполняется после сближения нападающих, один из которых имеет мяч.
  1. Перечень основного оборудования

1.Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОО с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, фишки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, баскетбольных и теннисных мячей.

  1. Журналы и справочники, а также фото, ноутбук, электронные носители (диски, флешки).
  1. Дидактические материалы:
  • Картотека упражнений по баскетболу.
  • Правила игры в баскетбол.
  • Правила судейства в баскетболе.
  • Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
  • Положение о соревнованиях по баскетболу.
  • Просмотр видеоматериалов и презентаций по баскетболу.
  1. Методические рекомендации:
  • Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
  • Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
  • Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  1. Техническое оснащение занятий

1) щиты с кольцами (комплект);

2) дополнительные щиты с кольцами (не менее 2 комплектов);

3) мячи баскетбольные, теннисные, футбольные – 15 шт.

4) насос ручной, иглы;

5) фишки(конусы)-12 шт.;

6) гимнастические скамейки - 4 шт.

7) скакалки-15 шт.

  1. Литература, используемая при организации образовательного процесса

для педагога:

  1. Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: В.С. Кузнецов Г.А. Колодницкий, -М.: «Просвещение» 2013 г.

  1. Рабочая программа общеобразовательных учреждений «физическая культура» 5-9 кл.-М.: Просвещение, 2019 г.

  1. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства.- М.: 2016 г.

4. Нестеровский  Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения.- М.: Академия. 2017 г.

5. Официальные правила баскетбола. М.: СпортАкадемПресс 2018 г.

6. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов – М.: ФиС, 2017 г.

7. Кудряшов В.П., Мирошникова  Т.И., Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск,

2017 г.

8. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М.: ФиС, 2016 г.

9. Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М.: ФиС, 1971, 2016 г.

10. Чернова        Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара.

2017 г.

11. Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М.: ФиС, 2017 г.

литература для детей

  1. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М.: ФиС, 2017 г.
  2. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М.: ФиС, 2016 г.
  3. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М.: ФиС. 2002г.
  4. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл.- М. 2002г.
  5. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.- М.: АСТ. 2006г.
  6. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами. Изд-во НЦ ЭНАС, 2010 г.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола.
  2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола.
  3. www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

ДООП "Современная пластика в театральном творчестве"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Современная пластика в театральном творчестве", реализуемая в ГБОУДОД ДШИ "Театральная Семья".Цель программы...

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...