Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края» Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать познавательный интерес к природе, вырабатывать умения видеть необычное в привычном, воспитывать чувства удивления и восхищения; 3) обобщать знания о природе родного края; 4) показать уникальность и значимость природы Самарского края; 4) учить работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема, плакат с девизом праздника «Самарский край – жемчужина России», карта Самарской области, декорация с изображением поезда. Ход занятия. - Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте друзья! Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбку друг другу. -Приятного Вам дня!
2. Сообщение темы занятия
Учитель: Сегодня нас ждёт впереди увлекательное, сказочное путешествие.
- Знакомство
Ребята, давайте познакомимся, меня зовут Наталья Валентиновна, ответьте мне: Как вас зовут? (ответ детей) Где вы живете? (ответ детей)
- Введение в образовательную программу
(На фоне музыки, из программы “В мире животных” (Звучат слова и в это время идет показ слайдов об удивительной природе Самарского края). Учитель: – Самарский край – уникальное место на нашей планете. Этот удивительный островок среди безбрежного разнообразия моря природы России представляет собой своеобразную зону, где нам посчастливилось жить в этом необыкновенном месте, где красавица Степь нарядилась в цветной сарафан, распустив по плечам шелковистые волосы из огромного разнообразия трав. Волга – голубая ленточка, украшает прическу Степи. А Жигулевские горы – могучие братья охраняют покой сестры. Как не любить тебя, родной край Самарский?! Как не беречь просторы твои?! Как не заботиться о твоем процветании?! Эти вопросы сегодня затронем мы. – Ребята, давайте совершим путешествие по заповедным местам Самарского края. – Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей) – А для чего создаются заповедники? (ответы детей) – Действительно, заповедники были созданы в целях сохранения уникальных растительных сообществ, водно-болотных угодий с их обитателями. Для того, чтобы сохранить места произрастания редких, ценных в научном и практическом отношении видов растений, чтобы сохранить важные озерные акватории в период миграций птиц, чтобы сохранить неповторимый растительный и животный мир, необычайно красивую природу Самарского края. Для получения знаний мы отправимся в путь, следующим по маршруту г. Самара – заповедные места Самарского края. Наш путь лежит через станции: “Степная”, “Лесная”, “Водная”, “Горная”. К концу путешествия вы должны собрать 4 части от карты Самарской области, на которой отмечены заповедные зоны. Девизом нашего путешествия будут слова «Самарский край – жемчужина России» (показ слайда со словами). Вас, прекрасные друзья, Приглашаю в гости я, В мир загадочной природы, В мир животных и погоды! Только в мире этом надо Отгадать чуть-чуть загадок, На вопросы отвечать, В игры весело играть. Педагог я не простой, С умной шибко головой. Расскажу вам о природе, О зверях и о погоде. Все готовы с нами в путь? Только знанья не забудь. Будь внимателен и смел, Чтоб везде со мной поспел. Педагог: – Ну что, ребята, в путь? А чтобы было веселей в дороге, послушаем песню (показ слайдов о защите природы), на мотив песни «Голубой вагон». Педагог: Итак, мы прибыли на станцию «Степная» Станция “Степная” (Звучит стихотворение) Мне степь мила. Слова И. Котюшева Шуршат травинки, что-то лепеча, И вся цветами степь моя одета. Как будто драгоценная парча, Она красива на исходе лета. А чуть подальше колосится рожь, Под ветром тёплым стелется пшеница. К улусу тропкой узенькой идёшь – В дали вечерней крыша серебрится. (Игра “Засели степь”, на ватмане нарисована голая степь (трава)) Педагог: На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу) – А давайте сделаем так, чтобы наша степь ожила! (Учитель загадывает загадки детям об обитателях степи, дети отгадывают и наклеивают картинки на плакат), отгаданные животные и растения показываются на мультимедиа, и учитель даёт небольшой рассказ. Она как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост оборвёт, другой наживёт. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ящерицы на плакат). Педагог: Думаю каждый из вас знаком с этим животным. Что вы знаете о ящерице? (Высказывания детей, дополнения педагога). То ли тело, толи хвост, Вверх пойдёт – немалый рост, По земле протянется – Так с землёй сливается, Плоская головка Всё глотает ловко. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ужа на плакат). Педагог: Повсеместно распространяется уж обыкновенный. На Самарской Луке водится водяной уж и узорчатый полоз (реликт Жигулей). Особое внимание заслуживает гадюка Никольского. Длина ужа может быть от 10см до 3,5м. Бывают ядовитые и неядовитые. Укус ужа для человека не опасен. Некоторые виды внесены в “Красную книгу”. Маленькая, серая, С длинным хвостом. За сыром бежит, Громко пищит. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение мышки). Педагог: Длина мышки от 5 см и более. Они имеют собственные “дорожки” – знаки, помечая необходимые им места и дорогу домой. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (Дети отгадывают загадку о птице и наклеивают изображение Скопы). Обитает в степи дрофа и журавль-красавка. Они занесены в Красную книгу. (Дети наклеивают изображение птиц). Стоит Василий, Молодой да сильный, В зелёном армяке, В ярко-синем парике, Все на него смотрят Да любуются. (Наклеиваем изображение василька) В зелёной пелерине – Красотка-балерина, На одной ножке скачет, В жёлтом топе Да белой пачке. (Наклеиваем изображение ромашки) Педагог: Ромашка используется в народной медицине. Сидит на склоне Синий царь в короне, Синяя корона – Царь благородный. Солнечно на склоне – Царя в сон клонит. Педагог: Сон-трава – ядовитое растение. Цветущая степь переливается разными цветами. Давайте и в нашу степь внесём разнообразие красок. В степи растёт: тюльпан Шренка, украшают цветением шалфей луговой, таволга шестилепестная, смолевка Гельма, лапчатка волжская, полынь солянковидная, ковыль Залесского, наголоватка многоцветковая и многие другие. Педагог: Вспомните, какая степь была сначала? – А какая она теперь? – Одна из задач заповедника сохранить уникальный степной растительный мир. Педагог: Молодцы, ребята, вы проехали эту станцию. Я вам вручаю первую часть от карты. Едем дальше (проигрыш музыки). Итак, мы прибыли на станцию: Станция “Лесная”. Звучат слова о лесе на фоне слайдов. Слышно пение птиц. Педагог: Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! Педагог: Ребята, поиграем в игру «Живая буква». За одну минуту вспомнить название цветка, дерева, насекомого, птицы, зверя.
| Б | О | М | Цветок | Бархатцы | одуванчик | Мак | Дерево | Береза | Ольха | Магнолия | Насекомое | Бабочка | Овод | Муха | Птица | Беркут | Орел | Малиновка | Зверь | белка | Олень | Мул |
Перед вами рисунки, изображающие действия людей в природе. Вам нужно пояснить их. (Дети поясняют рисунки и формулируют правила поведения в лесу).
Дети называют правила поведения в лесу. 1.Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. 2.Не разорять муравейники и птичьи гнезда. 3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара. 4.Не рвать большие букеты цветов. 5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму. Молодцы, ребята! Много трав растет полезных, На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. В книгу Красную они, Уж давно занесены. Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга природы? (Дети отвечают) - 1: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. - 2: Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Педагог: А еще я хочу поговорить с вами о листьях. Зачем они вообще нужны? Педагог: А знаете, чем вы дышите? Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее - то воздухом, в котором находится кислород. Учитель: Листья не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода. Особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить нельзя. |
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете лес и его жителей. Вы достойны получить вторую часть карты. Едем дальше… (проигрыш музыки) Мы прибыли на станцию Станция “Водная”. (На фоне слайдов звучат слова учителя). Учитель: Любимые места нарушителей природоохранной зоны – это реки, озера, пруды. Самая крупная река - полноводная Волга – матушка, мирового значения. Именно на Волге встречаются Европа и Азия. На территории Самарского края находится курорт Сергиевские минеральные воды, это курорт федерального значения. Многочисленные озера являются важной акваторией в период миграций птиц. Гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это беркут, филин, степной лунь, журавль – красавка. Всего 136 видов птиц! Но эти заповедные уголки уникальной природы страдают из-за “дикого” туризма. После отдыха туристов остаются горы мусора на берегах водоемов, который попадает затем в воду. Сломанные деревья, выжженный дёрн в местах кострищ, битые бутылки. Это пример того, как нельзя поступать. Иначе, что мы оставим своим потомкам?! Грязные водоёмы?! Педагог: Ребята, к нам в гости приплыла рыбка, которая поведала нам о своем горе. Жалоба рыбки (показ слайда): Ох, и любят меня люди. Мясо мое питательно и полезно. Я рада приносить человеку пользу, но ведь всему должна быть мера. Пользуются тем, что сказать в свою защиту ничего не могу. Сердце болит от того, что вылавливают нас сетями, разрывается, когда губят наших деток, да и дышать нам нечем, что только человек не бросает в моё жилище: банки, склянки, разный мусор. Педагог: Ребята, вам жалко рыбку? Я думаю, что вы знаете, как нужно вести себя у водоема. А давайте выработаем с вами правила поведения у водоема. Педагог: Ребята, вы успешно справились с заданием и заслуженно заработали третью часть карты. Едем дальше… (проигрыш музыки) Вы прибыли на последнюю станцию: Станция “Горная”. (На фоне слайдов звучат слова учителя).
Правобережье Самарского края занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами, покрытыми лесами. Горы невысокие. Их высота достигает 300-375 м (самая высокая точка - гора Стрельная, 375 м). Жигулевские горы огибает река Волга, как бы дополняя величие и красоту Жигулей. То глубокие, то узкие, то широкие овраги и балки, где пылали в старину костры волжской вольницы, разделяют всю гряду на отдельные горы: Усинский курган, Молодецкий курган, гора Лысая и гора Лепешка, Могутовы горы. Особенная прелесть Жигулей в том, что они удивительно под стать величавой и спокойной Волге, словно созданы только для нее. Красота Жигулей воспета в песнях, былинах и современных художественных произведениях, запечатлена на полотнах И.Е. Репина, Сурикова и др. русских художников. Послушайте, как поэт А. Ширяевец пишет о Жигулях: Точно в сказке, скалы, горы, На вершинах — темный лес Призадумался и смотрит В бездну синюю небес. Плещут волны, бродят волны У откосов берегов, Рассыпаются на солнце Миллионом жемчугов... Волга, огибая Жигули, образует излучину – Самарскую Луку. Экзотические скалы и утесы, глубокие долины и пещеры – это не только памятники природы, они хранят следы деятельности древнего человека, память о казачьей вольнице атамана Разина, повстанцах Пугачева и других событиях в истории нашей Родины. Педагог: Оказавшись на любой из вершин, у вас дух захватит от волнения. Необозримая даль сливается с горизонтом. Посмотришь – и кажется, что паришь над землей. Педагог: Давайте, ребята, поиграем в игру “Третий лишний” для того, чтобы покорить вершину горы Стрельная (375м). Правила игры: Педагог: Молодцы, ребята, вы справились, и за это получаете четвёртую часть карты. Рефлексия. Подведение итогов – составление книги памяти. Педагог: Ребята, вам удалось получить 4 части карты. Хорошо, теперь необходимо вам собрать карту Самарской области. Если вы успешно справитесь с заданием, то вы увидите, где на территории области расположены заповедные, т.е. охраняемые территории. (Дети собирают карту и склеивают ее, затем учитель просит перевернуть карту на другую сторону). Педагог: Ребята, что здесь написано? (“Книга Памяти”). Как вы думаете, кого мы можем внести в эту книгу? (Подводим к мысли о вымерших животных). Давайте заполним нашу “Книгу Памяти”. (Перед вами фотографии животных, которые когда-то обитали на территории Самарского края.) Чтобы внести их в “Книгу Памяти”, нужно ответить на вопрос, который они вам зададут. (Он записан на обратной стороне фотографии) Фото – баран снежный, вопрос: составьте правила поведения в заповеднике. Фото – овцебык, вопрос: почему нельзя загрязнять водоемы? Фото – мамонт, вопрос: что такое Красная книга? Фото – кулан, вопрос: какие животные обитают в степи? Фото – сайгак, вопрос: почему нельзя вырубать леса? Фото – песец, вопрос: без чего люди, растения, животные не могут жить? Фото – зубр, вопрос: какое дерево является символом России? Педагог: Эту книгу вы оставьте себе на память. Давайте сделаем все, чтобы животные и растения, обитающие на территории нашего края, не попали в эту книгу. Учитель раздает лист самооценки обучающегося Вопросы | оценка | 1. Понравилось ли вам занятие? |
| 2. Важны ли вам знания, полученные на занятии? |
| Ваши пожелания |
|
Наше путешествие по родному краю Самарскому - жемчужине России завершилось. Педагог: Вы достойно прошли все этапы нашего путешествия и вас можно считать полноправными членами общества защитников природы (детям выдаются дипломы с эмблемой путешествия и стихотворением) Пока еще мы дышим и живем Воздух, воду Всю планету Непременно сбережем!
За отличные знания и эрудицию в области экологии орденом награждается – (кто набрал наибольшее количество баллов).
Педагог: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля – величайшее чудо, она у нас одна. Педагог: Благодарю всех за знания! Спасибо! С вами я не прощаюсь, т.к. надеюсь вновь встретиться на экологических мероприятиях, проводимых ОСЮН. До новых встреч! Желаю вам доброго пути к познанию нового неопознанного окружающего мира. Удачи! |