«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»
материал по физкультуре

Бухтияров Денис Александрович

В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось. Это не только дети с физическими нарушениями, но и дети с нарушениями интеллектуального развития. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное средство коррекции ментальных нарушений, укрепления здоровья и адаптации в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vospitatelnoy_praktiki.docx216.62 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Номинация «Воспитание и социализация личности»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»


Автор воспитательной практики:

учитель физической культуры

МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя

Бухтияров Денис Александрович

г. Симферополь

2023

Полное название воспитательной практики

«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Бухтияров Денис Александрович, учитель физической культуры МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г.Симферополя

Аннотация воспитательной практики

Воспитательная практика раскрывает особенности формирования коммуникативных навыков и развития социальной адаптации у детей с ОВЗ.

Ключевые слова воспитательной практики

Адаптивная физкультура, интеллектуальное развитие, моторное развитие, коррекция, подражательная деятельность, произвольность движений, социализация, коммуникация.

Актуальность внедрения воспитательной практики

В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось. Это не только дети с физическими нарушениями, но и дети с нарушениями интеллектуального развития. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное средство коррекции ментальных нарушений, укрепления здоровья и адаптации в социуме.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: помощь детям с интеллектуальными нарушениями в социальной адаптации и коррекция их моторных дефицитов, формирование адекватной двигательной базы.

С учётом особенностей психомоторного недоразвития, трудностей в восприятии учебного материала, физической и психической ретардации детей с нарушениями интеллектуального развития, можно выделить следующие задачи воспитательной практики:

1. максимально активизировать познавательную деятельность;

2. стимулирование двигательной активности (развитие мелкой и крупной моторики, развитие физических качеств);

3. создать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

4. способствовать адаптации в социуме, воспитание навыков командного взаимодействия.

Целевая аудитория воспитательной практики

Обучающиеся начальных классов МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя с легкой и умеренной умственной отсталостью, аутизмом.

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Технологии:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. Игровые технологии.

Методы:

1. Специфические методы (метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод);

2. Общепедагогические методы (словесные методы, методы наглядного воздействия).

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Материально-технические: массажные мячики с шипами, гимнастические палки, мячи разных диаметров (теннисные, волейбольные), детские кубики, обручи, скакалки, гимнастические скамейки, конусы, гимнастическая стенка, гимнастические маты.

Период реализации воспитательной практики

Период: 2022-2023 уч.год

В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Обогащение сенсорного опыта и коррекция моторных дефицитов детей за счет освоения простых двигательных навыков, развитие мелкой и крупной моторики, произвольности при выполнении упражнений. Воспитание навыков командного взаимодействия и способствование социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Описание воспитательной практики

В своей воспитательной практике я хочу показать роль АФК в развитии когнитивных функций и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Начать хотелось бы с того, что проблемы моторного развития у детей с ментальными нарушениями начинают проявляться еще до года, когда рефлексы, благодаря которым ребенок управляет своим телом, начинают угасать и интегрироваться в произвольную деятельность, однако не все родители обращают на это должное внимание. Когда родители ребенка с ментальными нарушениями начинают «бить тревогу», заметив особенности в развитии ребенка, они обращаются, в первую очередь (не считая специалистов в области медицины), к олигофренопедагогам, дефектологам, логопедам, недооценивая важность коррекции и развития психомоторных навыков специалистами в области АФК. Я считаю, что важен междисциплинарный подход в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Если вспомнить периоды развития ребенка, то в первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении. То есть, ребенок сначала научается ходить и только потом идет развитие речи (не считая гуления и лепета).

Исходя из этого, я считаю, что в основе коррекции развития детей с ментальными нарушениями должны быть занятия адаптивной физической культурой, на которых ребенок учится управлять собственным телом. На занятиях АФК у ребенка происходит развитие чувства ритма, развивается подражательная деятельность, для детей с полевым поведением создаются благоприятные и более мягкие условия для адаптации. Всё это формирует основу для занятий ребёнка с логопедом и, в следствии, запуска речи ребенка, ведь на этих занятиях довольно важно, чтобы у ребенка было развито чувство ритма, подражательная деятельность. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что для помощи детям с интеллектуальными нарушениями важен междисциплинарный подход.

Приложение № 1

к Паспорту воспитательной практики

Краткий анализ воспитательной практики

«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

Коррекция моторного развития и развитие контроля собственного тела:

1. Развитие крупной и мелкой моторики

2. Развитие подражательной деятельности

3. Развитие чувства ритма

4. Развитие пространственных представлений

5. Более мягкая адаптация к внешним условиям окружающей среды

Заинтересованность и помощь в развитии ребенка со стороны родителей и специалистов в других сферах.

Слабые стороны

Риски

Недостаточная коррекция развития ребенка в сенситивные периоды его развития, недостаточная заинтересованность родителей, осложненность сопутствующими диагнозами.

Неправильная постановка основного и/или сопутствующего диагноза, неправильно подобранные методы коррекционной работы со стороны специалистов других отраслей.

Приложение № 2

к Паспорту воспитательной практики

План-график реализации воспитательной практики

«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»

(Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Ознакомление с медицинской документацией обучающихся (диагнозы, группа здоровья)

1 неделя

2

Проведение диагностики

1 неделя

3

Коррекция поведения на занятиях по АФК

Индиви-

дуально

4

Активизация познавательной деятельности

33/34 учебные недели

5

Стимулирование двигательной активности (развитие мелкой и крупной моторики, развитие физических качеств, коррекция ходьбы и бега, осанки, дыхания)

33/34 учебные недели

6

Создание максимального запаса простых движений с их постепенным усложнением

33/34 учебные недели

7

Помощь ребенку в адаптации в социуме, воспитание навыков командного взаимодействия

33/34 учебные недели

8

Проведение диагностики

1 неделя

Приложение № 3

к Паспорту воспитательной практики

;quality=95&sign=1e3e0220abc3415feb65cef50fba8378&c_uniq_tag=QhJe1EtPkjcY_7buYpjSj23_aqhWfR2W8s1tlSR6lng&type=album

Рис.1. Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями .

Данная статья отражает  проблему адаптации детей -инвалидов в обществе, и раскрывает понятие адаптивная физическая культура....

«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»

"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Спорт равных возможностей. Адаптивная физическая культура как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ и их родителями»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Спорт равных возможностей. Адаптивная физическая культура как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ и их родителями»...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в после...