«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»
материал по физкультуре
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось. Это не только дети с физическими нарушениями, но и дети с нарушениями интеллектуального развития. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное средство коррекции ментальных нарушений, укрепления здоровья и адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_vospitatelnoy_praktiki.docx | 216.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Номинация «Воспитание и социализация личности»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»
Автор воспитательной практики:
учитель физической культуры
МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя
Бухтияров Денис Александрович
г. Симферополь
2023
Полное название воспитательной практики | «Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития» |
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Бухтияров Денис Александрович, учитель физической культуры МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г.Симферополя |
Аннотация воспитательной практики | Воспитательная практика раскрывает особенности формирования коммуникативных навыков и развития социальной адаптации у детей с ОВЗ. |
Ключевые слова воспитательной практики | Адаптивная физкультура, интеллектуальное развитие, моторное развитие, коррекция, подражательная деятельность, произвольность движений, социализация, коммуникация. |
Актуальность внедрения воспитательной практики | В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось. Это не только дети с физическими нарушениями, но и дети с нарушениями интеллектуального развития. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное средство коррекции ментальных нарушений, укрепления здоровья и адаптации в социуме. |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: помощь детям с интеллектуальными нарушениями в социальной адаптации и коррекция их моторных дефицитов, формирование адекватной двигательной базы. С учётом особенностей психомоторного недоразвития, трудностей в восприятии учебного материала, физической и психической ретардации детей с нарушениями интеллектуального развития, можно выделить следующие задачи воспитательной практики: 1. максимально активизировать познавательную деятельность; 2. стимулирование двигательной активности (развитие мелкой и крупной моторики, развитие физических качеств); 3. создать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением; 4. способствовать адаптации в социуме, воспитание навыков командного взаимодействия. |
Целевая аудитория воспитательной практики | Обучающиеся начальных классов МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя с легкой и умеренной умственной отсталостью, аутизмом. |
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики |
Технологии и методы реализации воспитательной практики | Технологии: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. 2. Здоровьесберегающие технологии. 3. Игровые технологии. Методы: 1. Специфические методы (метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод); 2. Общепедагогические методы (словесные методы, методы наглядного воздействия). |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Материально-технические: массажные мячики с шипами, гимнастические палки, мячи разных диаметров (теннисные, волейбольные), детские кубики, обручи, скакалки, гимнастические скамейки, конусы, гимнастическая стенка, гимнастические маты. |
Период реализации воспитательной практики | Период: 2022-2023 уч.год В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Обогащение сенсорного опыта и коррекция моторных дефицитов детей за счет освоения простых двигательных навыков, развитие мелкой и крупной моторики, произвольности при выполнении упражнений. Воспитание навыков командного взаимодействия и способствование социализации детей с интеллектуальными нарушениями. |
Описание воспитательной практики | |
В своей воспитательной практике я хочу показать роль АФК в развитии когнитивных функций и социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Начать хотелось бы с того, что проблемы моторного развития у детей с ментальными нарушениями начинают проявляться еще до года, когда рефлексы, благодаря которым ребенок управляет своим телом, начинают угасать и интегрироваться в произвольную деятельность, однако не все родители обращают на это должное внимание. Когда родители ребенка с ментальными нарушениями начинают «бить тревогу», заметив особенности в развитии ребенка, они обращаются, в первую очередь (не считая специалистов в области медицины), к олигофренопедагогам, дефектологам, логопедам, недооценивая важность коррекции и развития психомоторных навыков специалистами в области АФК. Я считаю, что важен междисциплинарный подход в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Если вспомнить периоды развития ребенка, то в первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении. То есть, ребенок сначала научается ходить и только потом идет развитие речи (не считая гуления и лепета). Исходя из этого, я считаю, что в основе коррекции развития детей с ментальными нарушениями должны быть занятия адаптивной физической культурой, на которых ребенок учится управлять собственным телом. На занятиях АФК у ребенка происходит развитие чувства ритма, развивается подражательная деятельность, для детей с полевым поведением создаются благоприятные и более мягкие условия для адаптации. Всё это формирует основу для занятий ребёнка с логопедом и, в следствии, запуска речи ребенка, ведь на этих занятиях довольно важно, чтобы у ребенка было развито чувство ритма, подражательная деятельность. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что для помощи детям с интеллектуальными нарушениями важен междисциплинарный подход. |
Приложение № 1
к Паспорту воспитательной практики
Краткий анализ воспитательной практики
«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Коррекция моторного развития и развитие контроля собственного тела: 1. Развитие крупной и мелкой моторики 2. Развитие подражательной деятельности 3. Развитие чувства ритма 4. Развитие пространственных представлений 5. Более мягкая адаптация к внешним условиям окружающей среды | Заинтересованность и помощь в развитии ребенка со стороны родителей и специалистов в других сферах. |
Слабые стороны | Риски |
Недостаточная коррекция развития ребенка в сенситивные периоды его развития, недостаточная заинтересованность родителей, осложненность сопутствующими диагнозами. | Неправильная постановка основного и/или сопутствующего диагноза, неправильно подобранные методы коррекционной работы со стороны специалистов других отраслей. |
Приложение № 2
к Паспорту воспитательной практики
План-график реализации воспитательной практики
«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с нарушениями интеллектуального развития»
(Диаграмма Ганта)
№ | Наименование этапа | Длитель-ность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
1 | Ознакомление с медицинской документацией обучающихся (диагнозы, группа здоровья) | 1 неделя | |||||||||
2 | Проведение диагностики | 1 неделя | |||||||||
3 | Коррекция поведения на занятиях по АФК | Индиви- дуально | |||||||||
4 | Активизация познавательной деятельности | 33/34 учебные недели | |||||||||
5 | Стимулирование двигательной активности (развитие мелкой и крупной моторики, развитие физических качеств, коррекция ходьбы и бега, осанки, дыхания) | 33/34 учебные недели | |||||||||
6 | Создание максимального запаса простых движений с их постепенным усложнением | 33/34 учебные недели | |||||||||
7 | Помощь ребенку в адаптации в социуме, воспитание навыков командного взаимодействия | 33/34 учебные недели | |||||||||
8 | Проведение диагностики | 1 неделя |
Приложение № 3
к Паспорту воспитательной практики
Рис.1. Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями .
Данная статья отражает проблему адаптации детей -инвалидов в обществе, и раскрывает понятие адаптивная физическая культура....
«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»
"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Спорт равных возможностей. Адаптивная физическая культура как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ и их родителями»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Спорт равных возможностей. Адаптивная физическая культура как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ и их родителями»...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в после...