Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья по физкультуре
К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в последствии этот показатель должен вырасти до 90%. Однако для достижения таких показателей необходимо прежде всего повысить эффективность профориентации детей с ограниченными возможностями, доступность и качество общего профессионального и высшего образования. Социализация детей с ОВЗ начинается ещё со школьные ...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
Происходящие на сегодняшний день, социальные процессы обострили заинтересованность к развитию личности в конкретной социокультурной и образовательной среде, к факторам, условиям и механизмам социализации личности. Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Преодоление отчуждения индивида от его подлинной сущности, формирование духовно - развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически, а требует определенных усилий со стороны общественных институтов, прежде всего школы. Усилия направляются, как на создание объективных социальных условий развития, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно - нравственного совершенствования человека.
К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в последствии этот показатель должен вырасти до 90%. Однако для достижения таких показателей необходимо прежде всего повысить эффективность профориентации детей с ограниченными возможностями, доступность и качество общего профессионального и высшего образования. Социализация детей с ОВЗ начинается ещё в школьные годы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги все чаще обеспокоены тем, что нужно помогать ребенку, чтобы ребенок, оказавшийся на пороге этого мира, стал уверенным в своих силах, счастливым, умным, добродушным и успешным.
Адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья крайне важна, поскольку позволяет не только влиться в учебный коллектив (что повышает не только мотивацию к обучению, но и его качество), но и в последующем работать на равных со здоровыми людьми. При этом занятия адаптивной физической культурой важны и необходимы для людей с ОВЗ, поскольку позволяют создать равные условия жизни и обучения.
Так, одним из основных способов адаптации детей с ОВЗ являются смешанные классы, т.е. классы, где дети без ограничений по здоровью и с ними учатся вместе. Часть создания успешной инклюзивной среды включает в себя обеспечение того, чтобы у всех учащихся было чувство принадлежности к своему классу. Исследования показали, что ученики получают много положительных преимуществ, когда они чувствуют себя принятыми в классе. Повышается самооценка, мотивация к учебе и достижению успеха увеличивается, улучшается поведение, а также общий уровень достижений более выражен.
Как отмечают зарубежные авторы, социализация станет более успешной, если задействовать в ней здоровых учеников, например, обучив их базовым навыкам помощи мобильности (для колясочников) и поддержке, внедряя культуру разнообразной дружбы (дружелюбие вне зависимости от пола, статуса, расы, здоровья и т.д.). Также можно подготовить учащихся с ОВЗ к важным постам/ролям в школе (дежурный, участник школьного активного собрания и т.д.), внедрять их школьные внеклассные активности и активности в летнее время [3, 4]
Отечественные исследователи и педагоги предлагают решение проблемы социализации детей школьного возраста через физкультурно-оздоровительную деятельность. Многие из них сходятся во мнении, что одним из наиболее действенных методов разрешения проблем и сложностей, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья, является спортивная деятельность, поскольку она способствует успешному развитию интеллектуальной сферы, укреплению физического здоровья и нормализации эмоционально-психического состояния. Занятия спортом среди детей с ОВЗ важны в связи с тем, что являются одним из методов общения, помогают найти новых друзей, забыть о своих проблемах, поверить в собственные силы, придают уверенность, а также способствует проявлению лидерских качеств. Благодаря этому ребенок с ограниченными возможностями может почувствовать себя полноценным здоровым членом общества, начать вести активную жизнедеятельность, преодолев имеющиеся у него психологические барьеры. Помимо этого, регулярные физические упражнения способствуют улучшению работы сердечнососудистой системы, нормализует артериальное давление, повышают гибкость, улучшают координацию движений и способствует повышению выносливости организма. [1]
Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями на сегодняшний день в России является актуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗ развиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыки адаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психоэмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общий тонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида.
Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми. Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений.
Международный опыт предлагает модели профессионального обучения для людей с ограниченными возможностями как в инклюзивной (или интегрированной) форме, так и в специализированных центрах, оснащенных специальным оборудованием. Инклюзивность стала одной из ведущих стратегий российской образовательной политики. Важность создания инклюзивной образовательной среды признается социально-педагогической практикой, подкрепляется национальной нормативной базой и становится нормой. Именно образовательная инклюзия максимально соответствует идеологии, которая устраняет любые формы дискриминации в отношении инвалидов и создает необходимые условия для их успешной социализации. В современной психолого-педагогической науке и практике; понятие “инклюзивная образовательная среда” широко используется при обсуждении условий обучения детей с ограниченными возможностями. [2]
Таким образом, видно, что инклюзивная среда крайне важна для социализации и дальнейших успехов для людей с ОВЗ, интеграция помогает не только развить коммуникативные навыки и укрепить психику, что в последствии поможет найти свое место и дело в жизни.
Исследование адаптивной физической культуры в контексте социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подчеркивает значимость этого метода в содействии интеграции данной категории обучающихся в образовательную и социальную среду. Результаты анализа показывают, что адаптивная физическая культура способствует не только улучшению физического состояния учащихся с ОВЗ, но и формированию социальных навыков, самооценки и уверенности в себе. Однако, для эффективной реализации адаптивной физической культуры необходима системная поддержка со стороны образовательных учреждений, специалистов и общественности, включая обеспечение доступа к соответствующим тренировочным средствам и индивидуализированным программам обучения.
Список литературы
- Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Агеев А. В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации // МНКО. 2016. № 3 (58). С. 61-63.
- Sabanov Z.M. Socialization of children with disables as a social and pedagogical problem of modernity. CITISE, 2021, no. 4, pp.46-54. DOI: http://doi.org/ 10.15350/2409-7616.2021.4.05
- Promoting positive social interactions in an inclusion setting. (n.d.). NASET LD Report, (7), 1-11. Retrieved from http://faculty.uml.edu/darcus/01.505/ NASET_ social_inclusion.pdf
- https://www.smore.com/7mv6v-socialization-of-special-learners
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями .
Данная статья отражает проблему адаптации детей -инвалидов в обществе, и раскрывает понятие адаптивная физическая культура....
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...
Методическая разработка урока по физической культуре (10 класс) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Становление современного футбола".
В Россиию футбол привезли во второй половине XIX века английские моряки, поэтому первые команды появились в портовых городах - Одессе, Николаеве, Санкт-Петербурге, затем и в Москве. 1901 год...Тогда б...
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....
Адаптивный спорт как средство социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивный спорт как средство социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяУчитель адаптивной физической культуры: Абрамова Елена Юрьевна Государственное бюджетное общеобра...
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются игровые методы диагностики психических процессов у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждаются преимущества применения игр в психодиагностике и терапевтичес...