Программа «Наставничество»
методическая разработка по физкультуре
Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnika.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Базарно Матакская гиназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ
Программа «Наставничество»
для работы с молодым специалистом
по физической культуре
Ирдинкиным Денисом Александровичем
Разработчик программы: Астафьев О.С.
учитель физической культуры, первая квалификационная категория
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………….3-4
- Цель и задачи программы…………………………………… 4-5
- Содержание программы………………………………………5-6
- Этапы реализации программы……………………………… 6-7
- Тематический план…………………………………………….8-9
- План работы………………………………(приложение к программе)
- Литература…………………………………………………… 10
- Пояснительная записка
Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.
Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы: обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Задачи программы:
1) привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;
2) ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
3) адаптации молодого педагога в коллективе, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
4) создание условий для профессионального становления и самореализации молодого педагога; формирование у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании
3. Содержание программы «Наставничество»
Январь
Нормативно-правовая база учителя предметника
Ознакомление с основными требованиями к школьной документации.
Изучение программ, методических пособий.
Изучение документов по ФГОС.
Составление рабочей программы по предмету «Физическая культура» Планирование воспитательной работы на год.
Собеседование. Особенности составления программы воспитательной работы.
Составление и разработка технологических карт к урокам.
Практическое занятие «Как вести классный журнал.
Оформление учебной программы, пояснительных
записок и классного журнала.
Изучение мотивации педагогической деятельности.
Взаимопосещение уроков.
Февраль
Знакомство с УМК, по которому работаютучителя физической культуры
Адаптация в педагогическом коллективе.
Современный урок, план урока и его анализ.
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий
Заседание ШМО «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке».
Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями.
Формы и методы работы на уроке.
Мастер-класс. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока.
Методика проведения внеклассных мероприятий.
Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий.
Проверка выполнения программы. Посещение уроков.
Март
Определение темы по самообразованию
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с обучающимися.
Заседание ШМО «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий
Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников
Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти.
Взаимопосещение уроков.
Изучение отзывов детей и их родителей
Апрель
Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно-деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, планированиеинтересных уроков.
Изучение документов по ФГОС».
Участие молодого учителя в анализе уроков
Инновационные процессы в обучении.
Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.
Проверка выполнения программы.
Май
Отработка индивидуального маршрута слушателя. Анализ процесса адаптации молодого учителя в ОУ.
Взаимопосещение уроков.
Формирование УУД учащихся».
Оформление документации. Составление отчета.
Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)
Итоги воспитательной работы за год.
- Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
1 этап. Организационный
Задачи этапа: разработка основных направлений работы с молодым педагогом; выявление профессиональных затруднений молодого педагогога, создание нормативно-правовой базы.
Содержание этапа:
- Создание пакета нормативных документов по реализации Программы:
– Положение о наставничестве;
– Система оценки профессиональной деятельности молодого педагога. - Проведение психологического тестирования молодого педагога с целью выявления профессиональных затруднений.
- Составление и утверждение плана работы с молодым педагогом.
2 этап. Внедренческий
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Организация процедуры наставничества на уровне образовательного учреждения.
- Реализация плана работы с молодым педагогом.
- Проведение промежуточного тестирования (анкетирования) молодого педагога.
- Ведение портфолио молодого учителя.
3 этап. Аналитический этап
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Проведение мониторинга реализации этапов программы.
- Изучение и обобщение материала, накопленного молодым педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого педагога;
- Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов программы наставничества.
Этапы становления молодого учителя включают:
1) адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
2) стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
3) преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя физической культуры в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
1) социального, суть которого заключается в закреплении выпускника педагогического учреждения в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
2) профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
3) психологического, включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса.
5.Тематический план
Тема | План работы |
Нормативно-правовая база учителя предметника | Знакомство с программой «Наставничество» Ознакомление с основными требованиями к школьной документации. Изучение программ, методических пособий. Изучение документов по ФГОС. Составление рабочей программы по предмету «Физическая культура» Планирование воспитательной работы на год. Собеседование. Составление и разработка технологических карт к урокам. Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная) Методические требования к современному уроку. Соответствие методов обучения формам организации урока. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы. Практическое занятие «Как вести классный журнал». |
Знакомство с УМК, по которому работают учителя физической культуры Школьная документация. | Адаптация в педагогическом коллективе. Современный урок, план урока и его анализ. Особенности составления программы воспитательной работы. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке. Формы и методы работы на уроке. Методика проведения внеклассных мероприятий. Содержание, формы и методы работы с родителями. Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий. Посещение уроков. Изучение мотивации педагогической деятельности. Проверка выполнения программы. |
Ознакомление с Профстандартом педагога Самообразование | Выбор темы по самообразованию Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с одарёнными обучающимися. Мастер-класс. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока. Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Взаимопосещение уроков. Изучение отзывов детей и их родителей Беседа с молодым педагогом по результатам третьей четверти. |
Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. | Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно-деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, планирование интересных уроков. Изучение документов по ФГОС». «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Инновационные процессы в обучении. Участие молодого учителя в анализе уроков. Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией. Консультация «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия с ученическим коллективом» Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Проверка выполнения программы. |
Отработка индивидуального маршрута слушателя. | Анализ процесса адаптации молодого учителя в ОУ. Взаимопосещение уроков. Формирование УУД учащихся. Оформление документации. Составление отчета. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Итоги воспитательной работы за год. |
7. Литература
1.Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2.Программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования».
3.Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия 2011
4.М.Г.Ермолаева Современный урок: тенденции, возможности, анализ СПб АППО, 2010.
5. Ануфриев А.Ф. К анализу диагностического мышления учителя//Психология учителя М.1989г
6. Муравьев, А. Е. Богоявленская. М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, части I-II – 2000; часть III – 2001.
7. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 34-45.
8. Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”. 2001.
9.Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова М.: Педагогика, 1983.-128 с.
10.Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов -М.: Дело, 1999.-512 с.
11.Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г. Новикова // Развитие образовательных систем в
контексте модернизации образования. — М.: АСАЕ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества
Программа«Наставник молодого педагога»...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....
Программа "Наставничество"
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...
Программа наставничества
Программа наставничества молодых специалистов...
Программа наставничества
Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...