Компоненты адаптивной физической культуры
статья по физкультуре
Адаптивная физическая культура (АФК) – важнейший компонент всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Цель адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной актуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.При выделении компонентов, видов, разделов АФК в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_komponenty_adaptivnoy_fizicheskoy_kultury.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компоненты адаптивной физической культуры»
Адаптивная физическая культура (АФК) – важнейший компонент всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Цель адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной актуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
В связи с особенностями объекта внимания в адаптивной физической культуре – человека с отклонениями в состоянии здоровья – вполне логично попытаться исправить имеющийся недостаток, по возможности скорректировать основной его дефект. Причем, чем раньше будет замечен дефект, тем больше вероятности его коррекции.
В адаптивной физической культуре предмет профессиональной деятельности педагога и занимающихся – это целенаправленное решение перечисленных задач в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а также создание условий для качественного уровня жизни.
При выделении компонентов, видов, разделов АФК в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида.
Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт оказывается чуть ли не единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека – потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности оказываются почти недоступными. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивная двигательная рекреация – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и на оздоровление в целом, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Отметим, что в медицине термин «физическая реабилитация» используется для обозначения работы как с инвалидами, так и с лицами, временно утратившими свои функции.
Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро- и вибромассажа, и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства (акупунктура Су-Джок и т.п.).
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Экстремальные виды двигательной активности – компоненты (виды) АФК, удовлетворяющие потребности людей с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни. Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиоидной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрустрации, депрессии. К ним относятся: дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения свободного падения в воздухе, скоростного перемещения и вращения тела, резкого ускорения и т.п. Основная цель экстремальных видов двигательной активности – преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.), формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования, профилактика состояний фрустрации, депрессии, создание у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...
Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного обр...
Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура) для дополнительного первого класса (I1) –IV классов
Программа по физической культуре...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Основные средства и пути физического воспитания- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные ...
Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура
1.Аннотация В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал привычным сидячий образ жизни. Появились новые болезни у молодых людей. Стала п...