Программа "Корпоративная гимнастика"
рабочая программа по физкультуре
для работников школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korporativnaya_programma_ukrepleniya_zdorovya_pedagogov_shkoly_budem_zdorovy.docx | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д. 51 А; тел.: (30131)41-540, 41-454;
факс: (30131)41-540
e.mail: barguzin.school@yandex.ru
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УВР Директор МБОУ Баргузинская СОШ
_____________/О.Г. Суровая/ ______________/А.И. Молчанов
«____»__________20____ год «_____»____________20___ год
КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ «БУДЕМ ЗДОРОВЫ!»
Подготовила:
учитель физической культуры
Федотова Е.В
С.Баргузин
2023 год
«Здоровье — состояние
полного физического,
душевного и социального
благополучия, а не только
отсутствие болезней».
Всемирная организация
здравоохранения.
И ни для кого не секрет, что главным ресурсом компании являются грамотные, эффективные, профессиональные сотрудники, которые с радостью ходят на работу, результаты которых растут и укрепляют позиции компании. Плохое настроение, отсутствие мотивации, бодрости, желания двигаться вперед, нарушения сна и даже подверженность стрессовым состоянием очень часто обусловлены отсутствием ответственности за свое здоровье.
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:
- Отсутствие правильного режима дня.
- Отсутствие достаточной физической активности.
- Психоэмоциональные перегрузки.
- Перегрузки речевого аппарата.
- Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
- Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).
Здоровый учитель – здоровая нация!
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества
Мы, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.
На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.
Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.
Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.
Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.
Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы, мы выяснили:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья.
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.
Эти результаты и побудили заняться разработкой программы “Будем здоровы!”
Цели программы: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Задачи программы:
- Расширить знания работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя
- Формировать социально – психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школы и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
- Обучить учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
- Гармонизация личности учителя
Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
Этапы реализации программы:
1 этап – Анализ ситуации и планирование
2 этап – Реализация мероприятий
3 этап – Мониторинг и оценка
4 этап – Улучшение и коррекция мероприятий
Основные направления деятельности по реализации программы.
Направления | Организационные мероприятия |
Школа рационального питания | «Нормализация веса – путь к здоровью» Еженедельное взвешивание и определение победителей «Здоровый перекус» «Правильная тарелка» Конкурс рецептов здорового питания Проект «Сытая стройность» «Питание для долголетия» «Стройнее и вкуснее» «Продукты, повышающие холестерин» |
Школа профилактики артериальной гипертонии | Лекторий «Ходьба, зарядка, ЛФК — улучшают кровообращение и нормализуют АД» Лекторий «Нормализация режима сна» Лекторий «Употребление продуктов, богатых калием, магнием и кальцием» «Народные рецепты для укрепления сосудов» |
«Память и возраст» | Мастер-класс «Упражнения, чтобы не потерять трезвый ум и ясную память» «Пальчиковая гимнастика» «Поем и танцуем» Конкурс судоку |
Школа профилактики табакокурения | Акция «Затуши и дыши!» «Брось курить и победи!» Акция «Меняю сигареты на витамины» Тренинг по профилактике курения «Да здравствует здоровье!» |
Школа профилактики заболевания глаз | Лекторий «Гигиена органов зрения» Гимнастика для глаз «10 натуральных продуктов для здоровых глаз» |
Школа профилактики заболеваний суставов и позвоночника | Лекторий «Правильный режим нагрузок» Посещение бассейна Подвижные игры |
Школа профилактики инфекционных заболеваний | Акция «Вакцины приносят результат» «С-витаминизация блюд» Дыхательная гимнастика «Чесночно-луковая ионизация воздуха» «Овощи и фрукты пять раз в день и чаще» |
«Психологическая помощь» | «Мастерская творческого общения (хоббитерапия)» «Музыкальная терапия» «Аромотерапия» «Комнатные цветы. Их влияние на здоровье» «Предупреждение стрессов» |
«Физическая активность» | Производственная гимнастика Акция «Встань с кресла!» Акция «Неделя зарядки на свежем воздухе» Акция «Пешком до работы» Спортивное мероприятие «Спортивная семья» «Марафон долголетия» Велопробег |
План работы по реализации программы
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
Заседание трудового коллектива. Определение ответственных лиц для участия в мероприятиях | Август | Администрация школы |
Заключение договоров с социальными партнерами | Сентябрь-декабрь | Администрация школы |
Организация выездных оздоровительных мероприятий (прогулки, походы) | Ежегодно | Председатель профсоюзного комитета |
Организация горячего питания и витаминизации | Сентябрь-май | Зав.производством шк.столовой |
Организация производственной гимнастики | ежедневно | Рук-ль МО учителей физической культуры |
Организация профилактических мероприятий, цикла лекций и тренингов | 2 раза в месяц | Ответственное лицо |
Организация консультаций со специалистами (терапевт, невролог, психолог и др.) | 1 раз в четверть | Администрация школы |
Проведение корпоративных праздничных мероприятий | По плану работы школы | ЗДВР |
Проведение ежегодной вакцинации сотрудников в осенне-зимний период | По необходимости | Директор школы |
Организация и проведение ежегодного обязательного медицинского осмотра | 1 раз в год | Директор школы |
Проведение мониторинга состояния заболеваемости сотрудников по итогам реализации программы | Декабрь/май | медсестра |
Проведение мониторинга уровня профессионального выгорания, психологического климата в коллективе | апрель | Шк.психолог |
Мониторинг реализации программы | май | Администрация школы |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате реализации данной программы педагоги школы:
– будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;
– смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
– в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;
– освоят психические средства восстановления организма
По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
– анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;
– анализ результатов медицинских осмотров;
– анкетирование (тестирование) участников программы;
– анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухтияров И. В. Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья / И. В. Бухтияров, О. И. Юшкова, В. В. Матюхин,Э. Ф. Шардакова, И. А. Рыбаков // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 6 (279). С. 16-19.
2. Василенко С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом /С. В. Василенко. М.: Дашков и К°, 2013. 136 с.
3. Глобальные факторы риска для здоровья. Смертность и бремя болезней, обусловленные некоторымиосновными факторами риска // Всемирная организация здравоохранения. 2015. 70 с. URL: https://www.who.int/publications/list/2015/globa-health-risks/ru/
4. Данилова Е. А. Проблема выбора стилей руководства в процессе формирования организационнойкультуры / Е. А. Данилова, Ю. С. Синельникова // Социокультурные факторы консолидациисовременного российского общества: сборник статей III Международной научно-практическойконференции. 2019. С. 51-55.
5. Зорина М. С. Корпоративная культура: мировой опыт формирования и развития на примерекомпании IBM / М. С. Зорина, А. А. Колесников // Актуальные вопросы экономики и управления:теоретические и прикладные аспекты: материалы Четвертой международной научно-практическойконференции. 2019. С. 110-123.
6. Карпов А. В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента /А. В. Карпов // Журнал практического психолога. 2016. № 4. С. 28-36.
7. Наумов А. И. Организационная культура как фактор долгосрочной конкурентоспособности /А. И. Наумов // Управление компанией. 2018. № 7. С. 52-60.
8. Рыбаков И. А. Корпоративное здоровье: как мотивировать повышать производительность трудаи экономить, используя программы благополучия / И. А. Рыбаков. ЛитРес: Самиздат, 2018. 140 с.
9. Рыбаков И. А. Опыт внедрения HealthManagement в России / И. А. Рыбаков, О. Э. Лосев // FirstGullCoachingReview. 2015. № 4.
10. Рыбаков И. А. Программы управления здоровьем в менеджменте качества / И. А. Рыбаков //Менеджмент качества. 2015. № 2. С. 156-161.
11. Рыбаков И. А. Экономическая эффективность программ по укреплению корпоративного здоровья, атакже профилактических программ на рабочем месте для сотрудников с краткосрочной временнойнетрудоспособностью / И. А. Рыбаков // Биозащита и биобезопасность. 2015. № 1 (22). С. 10-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."
В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...
Обобщение педагогического опыта. Сохранение и повышение здоровья у учащихся. «Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики».
Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности – утренняя гимнастика (обычная зарядка). Утренняя гимнастика способствует правильному фи...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Технологическая карта урока в разделе Гимнастика по теме: «Акробатические элементы гимнастики» учителя по физической культуре МОУ Гимназия г. Бронницы Громова Алексея Павловича
открытый урок физкультуры по гимнастике...
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....