Современные педагогические технологии при внедрении комплекса ГТО.
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс)

Ковалькова Елена Васильевна

Содержание:

Образовательные технологии. Личностно-ориентированное обучение. Внутригрупповая дифференциация обучения. Здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучение. Обучение двигательным действиям. Информационно-коммуникативные технологии. Двигательная активность. Урочная форма организаций занятий физической культурой. Этапы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии при внедрении комплекса ГТО.

Современные педагогические технологии физической культуры и физического воспитания.

Содержание:

Образовательные технологии. Личностно-ориентированное обучение. Внутригрупповая дифференциация обучения. Здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучение. Обучение двигательным действиям. Информационно-коммуникативные технологии. Двигательная активность. Урочная форма организаций занятий физической культурой. Этапы урока.

Лекция.

Как известно, система российского образования модернизируется, что требует перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания. При переходе на обучение по новым стандарта, содержание учебного предмета сильно не изменилось, но изменениям подверглись цели обучения, подходы к обучению, методы и технологии. Данные изменения обусловлены тем, что главной задачей школы, согласно новому стандарту, является формирование универсальных учебных действий у обучающихся, а также тем, что задача учителя не только «дать» знания, но и указать «путь приобретения» этих знаний – учитель должен управлять образовательным процессом.

Эффективное обеспечение качественного образования предполагает использование учителем физической культуры современных образовательных технологий.

  1. Личностно-ориентированное обучение – предполагает использование всевозможных форм работы на уроке (групповых, индивидуальные задания, дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями, развитие физических качеств, при учете типа телосложения, технико-тактической подготовленности, при учете интересов учеников). В рамках такого обучения построение урока осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик стремился к самооценке, самосовершенствованию своих возможностей, что, в свою очередь, активизирует деятельность всех учеников – сильных, слабых, медлительных. Когда ученики достигают высокого результата, возникают положительные эмоции от уроков физической культуры, что способствует развитию ребенка. Метод проектов, также, относится к личностно-ориентированным технологиям и представляет собой наиболее перспективную педагогическую технологию, позволяющую раскрывать творческие способности учеников, формировать умение ориентироваться во множестве информации, выделять главное, умение принимать решения. Данный метод содержит в себе обучение в сотрудничестве, групповые и рефлексивные методы.
  2. Внутригрупповая дифференциация обучения – предполагает осуществление по степени оказания методической помощи каждому ученику, что позволяет выстроить индивидуальную направленность успеха, подобрать каждому ученику методы и средства обучения, которые рациональны и адекватны его способностям и возможностям. Оценивая физическую подготовленность, учитывается максимальный результат и его прирост. Данная система довольно результативная, что проявляется в повышении уровня физического здоровья учеников, в появлении у них уверенности, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.
  3.  Здоровьесберегающие технологии. Гармоничное развитие личности и укрепление здоровья учащихся – приоритетное направление в условиях реализации ФГОС. Актуальным становится применение здоровьесберегающих технологий, и на уроках физической культуры они являются основными. Уроки, с использованием здоровьесберегающих технологий, строятся в сотрудничестве с врачом, который осуществляет медицинский контроль за здоровьем школьников. На таких занятиях большая часть учебного времени отводится занятиям, которые решают оздоровительную задачу. При этом, используются разнообразные упражнения с разной дозировкой нагрузки и упражнения из лечебной физической культуры. В ходе таких занятий проводятся различные эстафеты, подвижные игры.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Этот вид образовательных технологий направлен на освоение учениками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Проведение теоретических уроков физической культуры должно оснащаться кабинетом с мультимедийным проектором, интерактивной доской, видео и DVD аппаратурой, компьютером. В рамках этих технологий применяются различная специальная литература, электронные пособия, энциклопедии, печатные издания и т.д.
  5. Проблемное обучение. В рамках данной технологии основной элемент занятия – проблемная ситуация, разворачивающая поисковую деятельность. Такие занятия способствуют развитию у обучающихся творческого мышления, самостоятельности, рефлексивной позиции.
  6. Обучение двигательным действиям. Предполагает обучение целостным методов с последующим выделением деталей техники с разделением их по сложности. Затем происходит интеграция этих частей различными способами в зависимости от уровня технической подготовленности учеников для более качественного выполнения упражнения. Данная образовательная технология предполагает выбор операций для решения двигательных задач. В связи с этим, каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя составе операций, что является основой формирования индивидуального стиля деятельности.
  7. Технология моделирующего обучения. Физические упражнения – это основные средства, используемые на уроках физической культуры и, именно они формируют двигательные умения и навыки, развивают двигательный аппарат, улучшают обмен веществ и т.д. С этой целью выбираются упражнения, направленные на укрепление здоровья – игры, развлечения в различных погодных условиях, применение упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости.

Перечисленные образовательные технологии способствуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, развитию двигательной активности на уроках физической культуры, а также формированию здорового образа жизни у обучающихся.

Двигательная активность выступает основным средством физической культуры. Виды двигательной активности, которые используются на занятиях физической культурой, объединяют информацию и энергию. Это можно объяснить тем, что работа мышц – это механические действия, которые помогают организмы преодолевать силу тяжести. Каждое действие мышц (сокращение волокон, натяжение связок и т.п.) является источником нервных импульсов, которые поступают в центральную нервную систему. Из этого следует, что работа мышц является источником информации, которую воспринимает каждый орган и система, вследствие чего улучшается сохранения организма. Помимо вырабатываемой мышцами информации, их деятельность представляет собой преобразователь энергии. Это связано с тем, что механическая работа мышц предполагает расход энергии, которая поступает в организм с пищей. Это процесс характеризуется тем, что энергия, которая поступает в организм с пищей, освобождается в организме и позволяет мышцам осуществлять свою работу.

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют достижению положительных результатов при соблюдении определенных принципов, к которым относят:

  1. Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает осознанность человеком необходимости движений для поддержания высокого уровня здоровья, понимание физиологических механизмов влияния физических упражнений на организм человека. Такой подход обуславливает стремление человека узнать о своем организме как можно больше, умение планировать использование средств физической культуры для обеспечения здоровья и т.п.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Характеризуется необходимостью использовать определенные средства физической культуры, обеспечивающие решение основных проблем укрепления и достижения здоровья, которые решаются посредством физических упражнений. Принцип последовательности предполагает, что используемые средства бесконечно менять нельзя, и они должны использоваться в определенной последовательности и системе.
  3. Принцип постепенного увеличения нагрузки. Данный принцип исходит из динамических характеристик восстановления функций организма. Изменения, которые возникают после выполненной нагрузки, имеют определенные характеристики, которые опосредованы выполненной работой. В этом случае, после повторной работы, которая имеет те же характеристики объема, интенсивности и длительности, возникают такие же послерабочие изменения. Важно, что при сохранении такого режима физических тренировок происходит адаптация организма человека к нагрузкам. Когда нагрузка повышается, происходят изменения, которые выражаются в активизации белкового обмена и усовершенствовании деятельности центральной нервной системы.
  4. Принцип индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что организация и содержание урока физической культуры должны быть индивидуальными и соответствовать способностями определенного человека. К таким особенностям, прежде всего, относят генетически предопределенные. Согласно принципу индивидуализации, учитывают тип телосложения, морфотип к определенным заболеваниям. Также, важным генетическим фактором, является тип высшей нервной деятельности, согласно которому подбираются двигательные средства. Помимо генетических факторов, в процессе физических тренировок необходимо учитывать семейное положение, профессиональную принадлежность, режим работы и т.п.
  5. Принцип комплексности воздействия. Данный принцип зависит от специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма человека. Укрепление организма в оздоровительной физической культуре предполагает использование широкого спектра двигательных средств. Физическое развитие и физическое здоровье достигается посредством использования комплекса двигательных средств.

С целью повышения познавательной самостоятельности используются современные педагогические технологии. Содержание универсальных учебных действий на уроке физической культуры зависит от этапов обучения, поставленных задач физического воспитания, типа урока, личности педагога. Этап начального разучивания предполагает создание представлений обучающихся об изучаемом двигательном действии, при этом выделяются существенные признаки движения при демонстрации в различных видах. На данном этапе рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям и рисункам. С целью сравнения и классификации двигательных действий используются подводящие и подготовительные упражнения, которые выполнялись ранее для освоения двигательного действия.

Этап углубленного изучения предполагает организацию работы по выполнению серии упражнений по рисункам и таблицам, создание условий для концентрации внимания на различных характеристиках техники двигательного действия. На данном этапе, работа с учениками направлена на выявление ошибок на основании собственного опыта и наблюдения за другими учениками. Данный этап характеризуется самостоятельным выявлением значительных ошибок при выполнении упражнения самим учеником. Большое внимание уделяется развитию способности к использованию наиболее эффективных способов выполнения заданий. На данном этапе, ученику предлагается выполнить двигательное действие различными способами и сравнить их.

Этап совершенствования предполагает выявление индивидуальных особенностей техники двигательного действия, основываясь на собственный опыт и опыт других учеников, самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование общепринятых способов его выполнения, создания условий, необходимых для концентрации внимания на отдельных деталях техники, а также, усложнений условий выполнения движений.

Сложность разработки современного урока физической культуры состоит в том, что он должен обладать высоким уровнем моторной плотности. Для решения узкопредметных задач физической культуры и соответствия направленности образовательного процесса, необходимо использовать эффективные приемы и методы.

Согласно программному содержанию предмета, уроки физической культуры в школе бывают трех типов: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-предметной направленностью, с образовательно-тренировочной направленностью.

Существуют определенные требования, предъявляемые к проведению урока физической культуры, сложившиеся исходя из принципов физического воспитания и общих основ воспитания и обучения. Каждый урок должен быть направлен на решение конкретных, намеченных задач. Урок представляет собой единое логически связанное целое с предыдущими уроками. В рамках урока, педагог намечает учебно-воспитательную работу, которая должна быть доступной и достаточно индивидуализированной. Важно отметить, что процесс этой работы должен быть достаточно увлекательным и предъявлял более высокие требования к привычным усилиям. Каждый урок физической культуры должен быть разносторонним, а специфические воздействия должны складывать из элементов физического образования, развития и воспитания. Не стоит забывать, что главным образом, урок должен служить оздоровительным целям. Независимо от решаемых задач, урок должен быть нацелен и на нравственное воспитание, задачи которого решаются в единстве со специфическими. Важно организовывать деятельность учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по содержанию и характеру. Действия, которые требуют сложной координации движений, нужно смешивать с усвоенными действиями, интересные упражнения с, так называемыми, «неинтересными». Это способствует минимизации утомления.

В ходе проведения уроков необходимо использовать различные методы обучения и воспитания, которые соответствуют решаемым задачам, индивидуальным особенностям учеников, характеру упражнений, различным условиям проведения занятия. Особое внимание уделяется методам, которые развивают личную интеллектуальную активность, обеспечивают проявление творческой активности.

Методические принципы проведения урока соответствуют общим требованиям к нему. Так, выделяются типичные элементы управленческой деятельности педагога в ходе проведения урока:

  1. Определение задач работы и практических заданий;
  2. Объяснение особенностей предстоящей работы и требований к результатам;
  3. Формирование представлений и понятий;
  4. Контроль деятельности и поведения учеников;
  5. Определение и регуляция нагрузок;
  6. Своевременное оказание помощи, особенно в выявлении и устранении ошибок;
  7. Подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности.

Наиболее трудным является определение задач предстоящей работы и вытекающих из них практических заданий. Задачи и задания должны быть сформулированы конкретно, должны быть обоснованы с учетом возможностей учеников и их потребностей.

В уроках физической культуры выделяют две части – содержание и структуру. Содержание представляет собой физические упражнения, которые предлагаются ученикам, но такое понимание содержание довольно одностороннее. Конкретное содержание деятельности учеников на уроках физической культуры определяется руководящей деятельностью педагога, которая заключается в постановке и разъяснении учебных задач, предъявлении конкретных заданий, способах их выполнения и т.д. Многогранность деятельности педагога является важной частью содержания урока. Педагог направляет интеллектуальную и двигательную деятельность учеников, что сопровождается функциональными процессами в системах организма, изменениями физического и психического состояния. Все эти изменения – характерная черта содержания урока физической культуры. Важно отметить, что все стороны содержания урока взаимообуславливают друг друга.

Структура урока представляет собой наличие характерных и взаимосвязанных частей, которые расположены в определенной последовательности. Структура – сгруппированная последовательность выполняемых упражнений, которая обуславливается логикой развития учебно-воспитательного процесса. Данная последовательность обеспечивает успешное выполнение учениками упражнений и переход к следующим.  Структура взаимосвязанных действий педагога и учащихся, к которым относятся объяснения, показы, разбор и т.д., является решающей.

        Помимо традиционных технологий, применяемых для физического воспитания, существуют нетрадиционные средства физической культуры, появление которых тесно связано с внедрением фитнеса, танцев в нашу жизнь.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что представляет собой личностно-ориентированное обучение?
  2. Что представляют собой здоровьесберегающие технологии?

Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
  2. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 ноября 2015 г. / отв. ред. В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 177 с. http://ipkfks.ru/sites/default/files/12345.pdf
  3. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / С. Д. Якушева. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии

Новые технологии обучения  на уроках географии в школе закрытого социума...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.

В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...