Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей
методическая разработка по теме

Зайцева Ольга Сергеевна

Рекомендация для педагогов ДОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

«Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей»

методическая разработка

Составила: О.С. Зайцева

методист МБОУ ДОД ДД

г.Осинники, 2013

Автор: О. С. Зайцева, методист МБОУ ДОД ДДТ

Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей. Рекомендация для педагогов дополнительного образования. - Осинники, 2013.

Рекомендация адресована педагогам дополнительного образования. В рекомендации  представлен теоретический материал о педагогических технологиях, о их внедрении в практику организации воспитательно-образовательного процесса на занятиях. Рекомендация способствуют повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования.

О.С. Зайцева

МБОУ ДОД ДДТ

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..………………...4

1. Теоретические знания о новой технологии…………………………..……………...7

2. Роль и место педагогической технологии………………………..………………….9

3. Современные педагогические технологии…………………………..……….…….11

4. Профессиональные умения педагога…………………………………..…………...16

Список использованной литературы……………………………………..…..……….23

Пояснительная записка

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения?

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс. Для решения данной проблемы разработана эта рекомендация.

Хочется отметить следующее: если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблема с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой учреждения должны быть решены следующие задачи:

1. Мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей.

2. Предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей.

3. Формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе.

4. Формирование умений проектировать учебное занятие в соответствии с концепцией осваиваемой технологии.

5. Выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии.

Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:

- педагогическая мастерская;

- деловая игра;

- мастер-класс;

- лекция;

- семинар;

- посещение и анализ занятий;

- учебное занятие;

- открытое учебное занятие;

- педагогические чтения;

- дискуссия;

- ярмарка педагогических идей;

- консультации;

- стажировка.

В нашей практической работе часто приходится сталкиваться с тем, что незнание специалистами методической службы вопросов содержания подготовки педагогических кадров для работы по новым технологиям приводит к следующим недостаткам:

- педагоги получают общее, поверхностное, обзорное представление о новых технологиях;

- мало внимания уделяется истории и предназначению конкретной технологии;

не раскрываются концептуальные основы педагогической технологии;

- не ведется работа по формированию проектировочных и аналитических умений педагогов;

педагоги перегружены при разработке дидактических средств, что приводит к их отказу от применения новой технологии.

Методы   обучения   педагогических  кадров    работе  по новым технологиям

включают следующие:

Информационные – лекции, педагогические чтения.

Комплексные – педагогические мастерские, мастер-классы, стажировка, работа в творческих группах.

Дискуссионные – педагогический ринг, дискуссия, оценка и анализ занятия.

Таким образом, обучение педагогов по внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений. Для этого разработана рекомендация.

1. Теоретические знания о новой технологии

Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы). До этого педагогика пользовалась терминами «дидактика» и «методика».

В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что не совсем соответствует смысловому объему данных понятий (таблица 1).

Дидактика – теоретическая и нормативная наука; это:

- раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения;

- теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения, условия его реализации и разрабатывать его более совершенную организацию, другими словами, новые технологии. Дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.

Методика – опытно-экспериментальная наука о закономерностях организации массового процесса обучения, определяемая как:

- совокупность способ, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения определенных задач;

- учение о методах преподавания той или иной науки. Это – частная дидактика, т.е. теория обучения определенному предмету. Каждая методика включала в себя в той или иной степени элемент технологичности. Методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением: как учить результативно?

В этой логике, понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы выбора технологий для достижения поставленных образовательных целей. Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.

Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона.

Педагогическая технология – это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.

Отличительные признаки педагогической технологии:

- наличие конкретных педагогических теорий в основе технологии;

- строгий и определенный порядок всех действий;

- совместная деятельность педагога и детей с обязательным обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов;

- относительная простота в осуществлении любым педагогом в любом учебном заведении.

Проектирование технологий предполагает следующие операции:

- постановку диагностических целей, выраженных в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т.п.);

- разработку теоретического обоснования, т.е. описание педагогического процесса, гипотезу его осуществления, версию возможного достижения замысла и вариант окончательного результата;

- выделение этапов педагогической деятельности, строгое соблюдение которых гарантирует достижение цели обучения;

- выбор средств, методов осуществления педагогического процесса;

- разработку критериев определения результатов. Следовательно, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

2. Роль и место педагогической технологии в дополнительном

образовании детей.

Выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому, принимая во внимание уровень профессиональной компетенции, так как зачастую здесь работают высококвалифицированные «узкие» специалисты, не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией.

Учреждение дополнительного образования – это особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. В отличие от массовой школы учреждение дополнительного образования детей имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, и полностью исключается их «выпадение» из учебного процесса.

Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику современные педагогические технологии:

- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

- детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;

- допускается  переход  каждого  обучающегося  из  одной  группы в другую

(по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Несомненно, образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

3. Современные педагогические технологии.

Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.

В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).

Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

В учреждении дополнительного образования детей может примениться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:

- комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

- профильное обучение, начальная профессиональная и до профессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

- создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общие, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Выделим уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа по принципу дифференциации.

Во время группой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:

- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);

- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям  в конкретных социальных ситуациях.

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- романтизм и творческий подход к делу.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игр, состязательность, соревнование. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Способы оценки результатов – похвала за инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших, присвоение почетного звания и др. Для оценивания результатов разрабатывается специальные творческие книжки, в которых отмечаются достижения и успехи.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Современная педагогика признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.

Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Подобные сведения помогут педагогу правильно оценить назначение технологии, ее отдельных элементов и в дальнейшем самостоятельно осуществлять ее реализацию.

 Знание концептуальной основы той технологии, которую будет реализовать педагог.

Педагог должен знать, назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме того, педагог должен знать, на какую научную теорию опирается данная образовательная технологи, какими основаниями руководствовались ее создатели.

Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы учителями и учеными Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером; теория интенсификации педагогического процесса разработана академиком Ю.К. Бабанским;

в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В. Талызиной; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эль-конина.

Знание о новой технологии должно включать вопросы о методах и приемах работы педагога, а также – о методах, приемах учебной деятельности детей и формах ее организации.

Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс должен знать:

- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);

- теоретическое обоснование планируемых результатов:

- этапы освоения новой технологии;

- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.

4. Профессиональные умения педагога, принимающего новую технологию на практике.

В процессе обучения работе по новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы, оценивать результативность новой технологии, используя методы педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога являются проектировочные – умение планировать образовательный процесс на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие.

После анализа особенностей образовательной технологии и определения методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант программ обучения в соответствии с направленностью данной технологии, выделить учебные модули, составить календарно-тематический план реализации программы и разработать планы различных типов занятий.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, на сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологическое, педагогу помогает:

- организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

- четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;

- установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

- обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

- реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:

- ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

- выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

- выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

- выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на различных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

- ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

- дробление проблемы на отдельные задачи;

- выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

- анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

- планирование работы в группах;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение результатов;

- сообщение о результатах;

- подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:

- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;

- составление крупных блоков  основного содержания учебного материала;

- дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;

- повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;

- выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;

- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;

выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

- Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

- Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

- Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

- Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

- Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

- Результаты коллективного дела.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Успешность применения новой технологии зависит не от способностей педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути их исправления, т.е. основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

- проводить и анализировать учебные занятия, построенные новой технологии;

- научить детей новым методам работы;

- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.

Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятие с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать современную реальную методическую помощь.


Таблица 1

«Дидактика – методика – технология»

Основание для сравнения

Дидактика

Методика

Технология

Понятие

Теоретическая, нормативная наука о содержании образования и организации процесса обучения.

Наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания, т.е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету).

Прикладная наука, определяющая закономерности функционирования образовательного процесса, т.е. процессуальная, составная часть дидактики и методики.

Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения, т.е. общие методы обучения.

Раздел педагогики о методах обучения, т.е. о теоретическом и практическом усвоении учебного предмета.

Раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения.

Предмет

Цели, содержание, закономерности, методы, принципы обучения как средства образования и воспитания.

Совокупность способов, методов, приемов, преподавания, обучения и проведения занятий.

Приемы, средства, способы, методы организации обучающей и учебной деятельности, в конкретных условиях для гарантированного достижения целей обучения.

Принципиальные отличия

Дидактика – общая теория образования и обучения. Оперирует тем общим, что присуще различным частным методикам и технологиям, включая вопросы философии образования, т.е. является более общей дисциплиной по сравнению с методикой.

В методиках более представлены целевая и содержательная, вариативно-ориентированные стороны процесса обучения и воспитания.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». В ней более представлена процессуальная, количественная и расчетная стороны, а содержательный компонент представлен слабо.  

Цель

Создать теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Создать теорию обучения определенному предмету, разработать методические приемы, организационные формы и методы обучения.

Поэтапно реализовать идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, гарантирующий достижение планируемых результатов.

Задачи

- описание процесса обучения и условий его реализации.

- разработка более совершенной организации процесса, новых обучающих систем, методик, технологий.

- выявление целесообразности применения тех или иных методов преподавания для достижения образовательных целей.

- выявление критериев применяемости той или иной педагогической технологии для эффективной организации обучения.

- преобразование разработанных в дидактике законов и принципов в эффективные методы преподавания и учения в конкретных условиях.

- создание всех необходимых условий для наилучшего применения разработанных методов, приемов и способов обучения в определенных формах и при соответствующих технических средствах.

Отвечает на вопрос

Кому, зачем и как учить? Какие методологические основания использовать для разработки содержания образования и организации процесса обучения?

Чему, зачем и как научить при организации преподавания конкретного предмета.

Как учить результативно и эффективно в конкретных педагогических условиях.

Результат

Предполагаемый результат

Предполагаемый результат, неустойчивый, приблизительный. Возникает при обобщении опыта или изобретения нового способа представления знаний.

Результат задан изначально, устойчивый. Технология проектируется исходя, из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат.


Список литературы

1. В.В. Воронов / Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М.: Школьная пресса, 2000;

2. В.И. Зверева / Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М., 1992;

3. И.В. Никишина / Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и педагогических процессов в школе. - Волгоград: Учитель, 2007, С 91;

4. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева / Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, С 160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? ...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Применение педагогами доп.образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.Цель д...

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Здоровьесберегающие педагогические технологии в практику дополнительного образования детей

Здоровьесберегающие педагогические технологии в практику дополнительного образования детей...

Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования

Педагогические технологии дополнительного образования детей направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, оценив...

"Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования детей"

Описаны современные педагогические технологии, которые применяю в своей деятельности....