Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов уроков по окружающему миру в 3 классе по теме «Человек и общество» и в 4 классе по теме «Водные объекты и человек»

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха, виды работ с учебником, требования к учебнику, успешность обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobko-lyubimova.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Любимова Ольга Валентиновна

учитель высшей категории

E-mail: lyubimova_@mail.ru 

Коробко Ольга Дмитриевна

учитель высшей категории

E-mail: korobko-od@yandex.ru

Россия, Курск, Областное казённое общеобразовательное учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов уроков по окружающему миру в 3 классе по теме «Человек и общество» и в 4 классе по теме «Водные объекты и человек»

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха, виды работ с учебником, требования к учебнику, успешность обучения

USE CMD "PLANET OF KNOWLEDGE" WHEN TEACHING CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS ON THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD (FROM EXPERIENCE)

Lyubimova Olga Valentinovna

teacher of the highest category

E-mail: lyubimova_@mail.ru 

Korobko Olga Dmitrievna

teacher of the highest category

E-mail: korobko-od@yandex.ru 

Russia, Kursk, regional state educational institution "Kursk boarding school for children with disabilities»

The article deals with the methods of working with the educational-methodical set "planet of knowledge" in the lessons of the surrounding world in teaching children with hearing impairment. The fragments of the lessons on the world around us in the 3rd grade on the topic "Man and society" and in the 4th grade on the topic " water bodies and people»

Keywords: students with hearing impairments, types of work with the textbook, requirements for the textbook, the success of training

 В наше время образование как сфера  жизни стремительно развивается, изменяется, возникают все новые требования к обучению детей. В последние годы  актуальным  и в то же время спорным стал вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  По современным требованиям обучающиеся с ОВЗ должны получить образование идентичное образованию нормально развивающихся сверстников, которое должно организовываться по адаптированной образовательной программе, разработанной  образовательной организацией на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС). ФГОС содержит специальные требования,    регламентирующие вопросы обучения детей с ОВЗ, в том числе и обеспечение  учебно-методической литературой.   

В процессе обучения неслышащих детей мы столкнулись с проблемой отсутствия специальной учебной литературы по учебному предмету «Окружающий мир», начиная с 3 класса начальной школы. Поэтому в своей работе мы решили использовать   учебники массовых школ, допущенных федеральным перечнем.  В специальной школе для детей с нарушениями слуха учебник призван решать те же задачи, что и в массовой школе: помочь  обучающимся усвоить основное содержание учебного предмета, научить пользоваться учебником как главным источником для получения и закрепления знаний. Учебник для обучающихся с нарушениями слуха должен отражать коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции. Проанализиров ряд современных учебно-методических комплектов по окружающему миру, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса, мы в своей работе остановились на УМК « Планета Знаний» (авторы Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.) 

Этот учебно-методический комплект на наш взгляд максимально отвечает требованиям   к учебникам для  для детей с нарушениями слуха.

Во-первых, содержание школьных учебников для неслышащих обучающихся должно соответствовать учебно-воспитательным задачам специальной школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки, быть изложено доступным языком и отвечать научным требованиям  в соответствии с  возрастными и познавательными возможностями детей. В нем должна быть раскрыта сущность основных научных идей, теорий, законов, понятий, отражена связь с жизнью.

Во-вторых, в учебнике должны быть отражены основные требования к специальному обучению глухих детей, а именно коммуникативная направленность заданий, связь с предметно-практической деятельностью, осуществление межпредметных связей.

В-третьих,  речевой   материал должен излагаться ясным, точным и понятным для обучающихся  языком с учетом их уровня речевого развития  и необходимости его активизации и обогащения.

В-четвертых, иллюстрации учебника должны способствовать конкретизации излагаемого материала, пониманию глухих и слабослышащих детей  общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности событий, установлению причинно-следственных связей, а также  пониманию ими значения отдельных слов и выражений. Символы для обозначения структурных элементов книги должны научить  детей с ОВЗ умению выделять главное, содействовать развитию  самостоятельности при работе с учебником.  УМК для специальных школ должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам.

 Современный предмет «Окружающий мир» представляет собой единение нескольких школьных дисциплин: естествознания, географии, истории, в него входят и элементы  новых научных и образовательных направлений – экология, ОБЖ.

Работа с учебником  на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.  Большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником.

 Каковы же виды работ с учебником, которые мы успешно используем на уроках окружающего мира?

 Это и  комментированное чтение параграфа, ответы на вопросы, выборочное чтение, заполнение таблиц. Последний вид работы развивает умения краткости изложения и отбора информации. Одной из наиболее важных сторон обучения на уроках окружающего мира является работа с терминами. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если обучающиеся   до конца не поймут, что обозначает термин,  то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. Поэтому необходимо учить ребят работать с терминами: находить их, записывать, запоминать, использовать, обращатясь к справочникам, энциклопедиям и т д. Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации тоже выступает как вид работы с учебником. Работая  над схемами можно использовать различные приемы: это и заполнение готовых схем, объяснение нового материала по готовой схеме, заполнение и составление схем обучающимися самостоятельно. Следующий вид работы – составление планов. При  проведении такой работы, необходимо объяснять, какова цель составления таких материалов и их предполагаемая структура. Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их можно использовать для выполнения заданий по анализу и сравнению.

 Говоря о творческой работе с учебником, можно выделить следующие виды работ: самостоятельное составление вопросов; составление рассказов с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить; составление текстов с пропущенными словами; составление рассказов по заданным словам, что способствует развитию мыслительной и речевой деятельности,а также дифференциации  обучения

-тесты - наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала.составление кроссвордов. Ребята любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.
Кроме кроссвордов  можно с успехом использовать ребусы, шарады, загадки.

Таким образом, различные формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, а также различным образом оформлять и применять свои знания

Главное  в нашей работе заинтересовать и научить! В качестве примера работы предлагаем фрагменты уроков окружающего мира в 3 классе по теме «Человек и общество» и в 4 классе по теме «Водные объекты и человек»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Поисковый этап (15 мин)

(с/з)- Ребята, скоро каникулы, заканчивается 1 четверть. Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали и узнаем много нового.

(с/з)- Посмотрите, какая картинка лишняя (слайд 2)

(н/с)  - Послушайте!

Живая природа.

Приведите примеры.

Неживая природа.

Назовите.

(с/з)- Мы узнали, что есть разные науки и люди, которые ими занимаются. (работа с тестом, слайды 4-11)

(н/с)  - Послушайте!

(учитель называет науки, дети дополняют предложения)

Выделяют на слайде является объектом природы.

Опознают на слух, приводят примеры.

Различают на слух и дополняют фразы:

-Наука о звёздах – астрономия.

-История изучает прошлые события.

-Внимание и память человека изучает психология.

-Экономика – наука о деньгах.

-Биология – наука о животных и растениях.

-География – наука о Земле.

-Люди, которые занимаются наукой – учёные.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Практический этап (15 мин)

(с/з) -Будем работать парами

Учитель раздаёт конвертики с фамилиями учёных и их достижениями. (н/с)  - Посмотрите на портреты учёных и назовите их. (слайд)

(н/с)  - Послушайте!

(учитель называет фамилии учёных, слайд 14-18)

(с/з)- Великие учёные совершают открытия, изучают природу, лечат людей. Но нас свами окружает и много простых людей – близких и незнакомых. Чтобы узнать тему урока – отгадайте загадку:

На земле он всех умней, потому и всех сильней. (человек)

-А как можно сказать, когда людей много?

(н/с) – Общество.

(с/з)- Тема сегодняшнего урока – Человек и общество.

(н/с)-Откройте книги, прочитайте текст.

Физминутка «Справа друг и слева друг»

(с/з)- Послушайте и прочитайте.

(учитель организует выборочное чтение, выделяя главные по смыслу предложения в тексте)

(с/з)- Мы прочитали, что у каждого ребёнка есть права и обязанности. Самое первое право, которое получает ребёнок – право на имя.

Давайте посмотрим мультфильм.

(с/з)- Кто дал вам имя?

Напишите его на кружочках.

Работают парами. Дети должны соотнести таблички, помогая друг другу.

Опознают на слух, дополняют предложения:

Михаил Ломоносов

Ученый, художник, историк.

Шёл пешком в Москву учиться.

Александр  Попов

Изобрёл радио.

Николай Вавилов

Ученый-биолог.

Константин Циолковский

Изобрел ракету

Сергей Королёв

Готовил полёты в космос.

Распознавание нового слова.

Чтение текста учебника.

Находят в тексте прочитанные учителем предложения.

Просмотр фрагмента мультфильма из серии «Смешарики» о праве на имя.

Подписывают кружочки своими иенами, записывают на них членов своих семей.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Список литературы.

1. Бардин К.В.  Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.-111с.

2. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г.,  Потапов И.В.  Окружающий мир в 3-4 классах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 266 с.

3. Петросова Р.А., Голов В.П. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Роль игры на уроках природоведения в обучении детей с нарушенным слухом.

Значение игры на уроках природоведения в школе глухих....

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЖЕСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья рассматривает значение и роль жестов в обучении детей с нарушением слуха на уроках русского языка. Жесты являются важным средством коммуникации и помогают в усвоении материала, способствуя лучш...