«Двигательное развитие" для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
методическая разработка по физкультуре (7 класс)
Главной задачей занятий по двигательному развитию, является укрепление здоровья занимающихся, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, используя различные виды подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Двигательное развитие | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Двигательное развитие»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Пояснительная записка
Программа «Двигательная развитие» составлена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II). Настоящая программа разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений, навыков.
Программа составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) и на основе программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2011 г
Программа рассчитана на 34 часов согласно учебному плану. 1 час в неделю. Продолжительность одного урока – 40 минут.
Цель программы:
Целью занятий по двигательному развитию является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
- Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
- Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
- Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
- Развитие пространственно-временной дифференцировки.
- Обогащение словарного запаса.
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
В процессе двигательного развития решаются конкретные задачи обучения детей и подростков. Формирование навыков ориентировки в зале, построений и перестроений, ходьбы и бега, формирование умений метать, бросать и ловить мяч. Овладение навыками ползания, лазания, различным видам прыжков. Формирование целенаправленных действий под руководством учителя в спортивных и подвижных играх. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Двигательное развитие»
Пропедевтический уровень
Ориентировка в зале
Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование (с помощью)
Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе (с помощью)
Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении
Уметь выполнять разные виды построений и перестроений (с помощью)
Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии
Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря (с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты в беге
Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями (с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов
Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении (с помощью)
Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании
Уметь выполнять ползание, лазание в разных исходных положениях, на разных снарядах (с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками»
Уметь выполнять разные виды прыжков (с помощью)
Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением
Принимать участие в играх с музыкальным сопровождением (с помощью)
Коррекционные упражнения
Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений (с помощью)
Минимальный уровень
Ориентировка в зале
Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование (иногда с помощью)
Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе (иногда с помощью)
Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении
Уметь выполнять разные виды построений и перестроений (иногда с помощью)
Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии
Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря (иногда с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты в беге
Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями, на скорость(иногда с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов
Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении (с помощью)
Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании
Уметь выполнять ползание, лазание, перелезание в разных исходных положениях, используя спортивные снаряды (иногда с помощью)
Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками
Уметь выполнять разные виды прыжков (иногда с помощью)
Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением
Принимать участие в играх (иногда с помощью)
Коррекционные упражнения
Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений (иногда с помощью)
Достаточный уровень
Ориентировка в зале
Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование
Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе
Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении
Уметь выполнять разные виды построений и перестроений
Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии
Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря
Элементы спортивных игр и эстафеты в беге
Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями, на скорость
Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов
Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении
Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании
Уметь выполнять ползание, лазание, перелезание в разных исходных положениях, используя спортивные снаряды
Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками
Уметь выполнять разные виды прыжков
Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением
Принимать участие в играх
Коррекционные упражнения
Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений
Наряду с формированием общих учебных знаний, умений и навыков у обучающихся будут формироваться базовые учебные действия (БУД):
Личностные учебные действия.
- Сформированность представлений о своем « Я»:
- откликаться на своё имя;
- показывать по названию отдельные части своего тела.
- Сформированность представлений « Я и другие люди»:
- взаимодействие с взрослыми;
- взаимодействие со сверстниками;
- Сформированность умений выполнять требования взрослых.
Регулятивные учебные действия.
Сформированность учебного поведения:
- направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
- имитировать крупные движения;
- выполнять действия по образцу и по подражанию;
- работать с учебными принадлежностями;
- соблюдение правил школьного поведения.
Познавательные учебные действия.
Учебная деятельность:
- соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых с заданными образцами;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
- раскрашивать, обводить;
- знать буквы, цифры.
Коммуникативные учебные действия.
Коммуникация:
- вступать в контакт доступным способом;
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- пользоваться указательным жестом;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям;
- использовать слова (жесты) приветствия, прощания, просьбы.
Содержание учебного предмета «Двигательное развитие»
Программа по двигательному развитию включает разделы:
- «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
- «Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении»:
- «Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии»:
- «Элементы спортивных игр и эстафеты в беге»
- «Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов»
- «Подвижные игры в ползании и лазании»
- «Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками»
- «Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением»
- «Коррекционные упражнения»
- Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
- Знакомство учащихся с оборудованием и материалами для уроков двигательного развития. Совместный с учащимися выбор наиболее интересного спортивного оборудования (мячи, кегли, сенсорная дорожка). Знакомство учащихся со спортивным залом. Совместное с учителем рассматривание оборудования спортивного зала. Организация учителем взаимодействия учащихся с оборудованием для занятий (индивидуально с каждым). Демонстрация того, что можно делать со спортивными снарядами (прокатывание и бросание мяча, подъем на лестницу, прыжки на детском каркасном батуте).
- Организация пассивного участия учащихся в спортивных праздниках и рекреационных играх старших школьников, а также активное участие в простых подвижных играх вместе с учащимися старшего возраста (при наличии желания у детей).
- Подвижные игры и упражнения в построениях и перестроениях.
- Выполнение игровых заданий:
- Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»), построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое.
- Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии.
- Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Ходьба со сменой ведущего, в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м).
- Упражнения в ходьбе стайкой по направлению к учителю, вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении.
- Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия, например, веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя).
- Игровые упражнения на равновесие, стоя на месте, в ходьбе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
- Элементы спортивных игр и эстафеты в беге
Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег по сигналу, наперегонки. Эстафетный бег.
- Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Подвижные игры и эстафеты с метанием мячей разного диаметра; бросанием и ловлей мячей, обручей, колец, мешочков с песком. Сбивание предметов большим (малым) мячом.
- Подвижные игры и упражнения в ползании, лазании,.
- Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Подвижные игры и эстафеты с лазанием на гимнастическую стенку; ползанием по полу, гимнастической скамейке; перелезанием через предметы.
- Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками
- Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Подвижные игры и эстафеты с прыжками на двух ногах на месте (с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки наперегонки на фитбольных мячах
- Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением
- Выполнение игровых заданий и эстафет:
- Подвижные игры под музыку стоя на месте, в кругу, в ходьбе, беге.
- Коррекционные упражнения
- Выполнение упражнений на коррекцию основных видов движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании
- Выполнение упражнений на коррекцию и развитие координационных способностей
- Выполнение упражнений на коррекцию и развитие физических качеств
- Выполнение упражнений на коррекцию и профилактику соматических нарушений
- Выполнение упражнений на коррекцию и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей
Формы контроля
В течение года проводится диагностика учащихся по каждому разделу предмета «Двигательное развитие».
- Сроки проведения: сентябрь-май
- Промежуточная диагностика: сентябрь-декабрь
- Оценка освоения программы проводится в виде зачёта.
Коррекционная направленность предмета
Предмет двигательное развитие направлен на развитие и коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений. Развитие и коррекцию основных локомоций (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание), координационных способностей, равновесия, ритма и темпа движений. Профилактику и коррекцию вторичных нарушений, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, сердечно-сосудистых заболеваний, укрепление организма.
Предмет двигательное развитие решает следующие коррекционные задачи:
Коррекция основных видов движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании:
- согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
- согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
- согласованности движений и дыхания;
- формирование движений за счет сохранных функций.
Коррекция и развитие координационных способностей:
- компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций:
- дифференцировки усилий, времени и пространства;
- расслабления;
- быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
- статического и динамического равновесия;
- ритмичности движений;
- точности мелких движений кисти и пальцев.
Коррекция и развитие физических качеств:
- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
Коррекция и профилактика соматических нарушений:
- формирование и коррекция осанки:
- профилактика и коррекция плоскостопия;
- коррекция массы тела;
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция расслабления.
Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета Двигательное развитие предусматривает как обычное оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «двигательное развитие» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, баскетбольные мячи, магнитофон, свисток.
Список литературы:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
2. Баряева Л.Б. Бойков Д.И. Липакова В.И. и др.; Под ред. Баряевой Л.Б. Яковлевой Н.Н. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011 Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про
Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
«Двигательная активность" для обучающихся с умеренной, тяжелой,глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
Целью занятий по двигательной активности является укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, используя раз...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Комплект логопедического обследования школьников с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития
Речевая карта;Подбор картинного и речевого материала....
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...