Рабочая программа "Баскетбол в школе"
рабочая программа по физкультуре (7 класс)
Рабочая программа неурочное деятельности "баскетбол в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_chasa_rabochaya_programma_basketbol_maou_28_6-9_klass.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заместитель директора Директор МАОУ
физической культуры и ОБЖ по УВР «СОШ № 28»
протокол № _______ ___________________ _______________
«___»___________2023 г. (Никитина М.Е.) (Екимова И.Б.)
Руководитель ШМО от «___» ________2023г. «____»_____2023г.
_________________
(Семкова Л.А.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»
Уровень образования: основное общее образование (5-9 классы)
Направление развития личности школьника: спортивно-оздоровительное
Класс 6-9
Составитель: учитель Скачков Е.В.
2023
Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол в школе» разработана для занятий с обучающимися 6-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич), методическое пособие проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по баскетболу в школе (Н.И. Шумкова), в соответствии с «Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности педагога муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов».
Данная программа призвана обеспечить спортивно-оздоровительное направление развития личности учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «Баскетбол».
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
- обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
- помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Задачи:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Большое место во всестороннем физическом развитии школьников занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-9 класс (13-15 лет) 136 часа на 4 часа в неделю (136 часов в год). Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»
личностные результаты:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и современного состояния развития баскетбол, включая региональный, всероссийский и международный уровни;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами баскетбола профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения в команде, со сверстниками и педагогами;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; положительных качеств личности;
моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по баскетболу;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами баскетбола, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности их решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы для тактических, игровых задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета.
предметные результаты:
знания о влиянии занятий баскетболом: на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических качеств; на индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности организма;
знание роли главных баскетбольных организаций мира, Европы, страны, региона; общих сведений о ведущих баскетбольных отечественных и зарубежных клубах, выдающихся отечественных и зарубежных баскетболистов и тренерах, внесших общий вклад в развитие и становление современного баскетбола;
характеристика разных стратегий, тактик и стилей игры команд мирового и отечественного баскетбола;
знание современных правил организации и проведения соревнований по баскетболу; правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады; осуществление судейства учебных игр в качестве судьи, помощника судьи, секретаря;
применение и соблюдение правил игры в баскетбол в процессе учебной и соревновательной деятельности; применение правил соревнований и судейской терминологии в судейской практике и игре;
умение характеризовать средства общей и специальной физической подготовки, основные методы обучения техническим приемам;
освоение и демонстрация техники броско мяча в кольцо, остановок, ведения мяча в различных сочетаниях приемов техники передвижения с техникой владения мячом, различных обманных движений (финтов), отбора и выбивание мяча, применение изученных технических приемов в учебной, игровой и досуговой деятельности;
знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и командных действий в тактике нападения и защиты с учетом игровых амплуа, наиболее выгодных позиций, игровых ситуаций; применение изученных тактических действий в учебной, игровой соревновательной и досуговой деятельности;
проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению технико-тактических основ баскетбола; умение отслеживать правильность двигательных действий и выявлять ошибки в технике и тактике игры в баскетболе;
знание и применение правил безопасности при занятиях баскетболом, правомерного поведения во время соревнований по баскетболу в качестве зрителя, болельщика;
знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной деятельности, средств восстановления после физической нагрузки, приемов массажа и самомассажа после физической нагрузки и/или во время занятий баскетбола;
составление и выполнение индивидуальных комплексов общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, упражнений для развития физических качеств баскетболиста, проведение закаливающих процедур;
знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время занятий баскетболом; выявление факторов риска и предупреждение травмоопасные ситуации; умение оказания первой помощи при травмах и повреждениях во время занятий баскетболом;
способность планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий (элементов баскетбола) и развитию основных специальных физических качеств баскетболиста, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного пищевого рациона баскетболиста; составление рациона питания; основ организации здорового образа жизни средствами баскетбола, методов профилактики вредных привычек и асоциального ведомого (отклоняющегося) поведения;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и технической подготовке баскетболиста; знание методов тестирования физических качеств, умение оценивать показатели физической подготовленности, анализировать результаты тестирования, сопоставлять со среднестатистическими показателями; проведение тестирования уровня физической подготовленности в баскетболе со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Знание о Баскетболе
История развития баскетбола. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом. Общие гигиенические требования к занимающимся баскетболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питание с учетом занятий спорта.
Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий. Соблюдение учащимися спортивной этике дисциплины, любовь и преданность своему коллективу.
2.Общая и специальная физическая подготовка.
Значение ОФП для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивного технического мастерства. Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, с перетягиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 метров. Бег со сменой направлений по зрительному сигналу. Старты из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40м, 60 м. Кросс.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мяча в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Бегуны», «Кто сильнее».
3.Основы техники и тактики игры.
Характеристика основных приемов техники перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия. Практические занятия. На втором году обучения продолжается изучение материала, представленного в предыдущем году. Ниже проводится новый материал, с которым необходимо ознакомить учащихся в данном году обучения технике нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча. Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий.
Техника защиты. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния: применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Групповые действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий. Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и способа прохождения мяча: противодействие выходу на свободное место для получения мяча, действие одного защитника против двух нападающих.
Групповые действия. Взаимодействие двух игроков- отступание. Командные действия. Личная система защиты.
4.Контрольные игры и соревнования:
Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результат соревнований. Практические занятия: сдача норм мониторинга. Соревнования.
Основные формы и методы, используемые для реализации программы внеурочной деятельности:
В обучении – практический, наглядный, словесный, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Критерии эффективности программы:
- Степень участия детей в мероприятиях, соревнованиях и т.д;
- Мотивация детей на различные виды деятельности;
Результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БАСКЕТБОЛ В ШКОЛЕ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Сроки проведения |
1 | Правила технике безопасной во время занятий по баскетболу. История баскетбола. | 1 | 1 | сентябрь | |
2 | Закрепление техники перемещения, ловли и передачи мяча на месте, ведения и броска мяча в корзину с места. | 7 | 7 | сентябрь | |
3 | Развитие физических качеств. | 4 | 4 | сентябрь | |
4 | Учебная игра закрепление изученных элементов. | 4 | 4 | Сентябрь | |
5 | Правила соревнований. Жесты судей. Поведения на стадионе во время просмотра игры в качестве зрителя болельщика. | 1 | 1 | октябрь | |
6 | Совершенствование техники остановки, ловли и передачи мяча в движение, ведение и броски мяча в кольцо в движение. | 7 | 7 | октябрь | |
7 | Развитие физических качеств | 4 | 4 | октябрь | |
8 | Учебная игра совершенствование изученных элементов. | 4 | 4 | октябрь | |
9 | Тактические действия в нападении индивидуальные и командные | 6 | 6 | ноябрь | |
10 | Участие в городских соревнования по баскетболу среди учащихся ОО (КЭС-БАСКЕТ). | 10 | 10 | ноябрь | |
11 | Совершенствование техники перемещения и остановок, ловли и передачи, ведения, броска мяча с сопротивлением. | 8 | 8 | декабрь | |
12 | Развитие физических качеств | 4 | 4 | декабрь | |
13 | Учебная игра стритбол (3х3). | 4 | 4 | декабрь | |
14 | Правила соревнований по стритболу (3х3). | 1 | 1 | январь | |
15 | Сочетание приемов: перемещений–остановок, ведения - бросок, ведения-передача -бросок мяча | 3 | 3 | январь | |
16 | Развитие физических качеств | 4 | 4 | январь | |
17 | Учебная игра стритбол (3х3). | 2 | 2 | январь | |
18 | Городские соревнование стритбол (3х3). | 2 | 2 | январь | |
19 | Тактические действия в защите индивидуальные и командные. | 8 | 8 | февраль | |
20 | Развитие физических качеств (выносливости) | 4 | 4 | февраль | |
21 | Учебная игра стритбол (3х3). | 2 | 2 | февраль | |
22 | Муниципальный этап ШСК стритбол (3х3). | 2 | 2 | февраль | |
23 | Сочетание приемов: перемещений–остановок, ведения - бросок, ведения-передача -бросок мяча с сопротивлением. | 8 | 8 | март | |
24 | Развитие физических качеств (выносливости) | 4 | 4 | март | |
25 | Учебная игра стритбол (3х3). | 4 | 4 | март | |
26 | Характерные травмы баскетболиста, методы и меры предупреждения травматизма во время занятий | 1 | 1 | апрель | |
27 | Тактические действия в нападение и в защите (быстрый прорыв, отдай откройся, заслоны) | 7 | 7 | апрель | |
28 | Развитие физических качеств. | 4 | 4 | апрель | |
29 | Учебная игра стритбол (3х3). | 2 | 2 | апрель | |
30 | Муниципальный этап «Президентских игр» стритбол (3х3). | 2 | 2 | апрель | |
31 | Сдача нормативов по ОФП (бег 30м, 60м.; прыжок в длину с места; челночный беги т.д.) | 4 | 4 | май | |
32 | Учебная игра (5х5) | 2 | 2 | май | |
33 | Сдача нормативов по технической подготовке (штрафные броски; броски в движение «2-хминутка» и т.д.). | 4 | 4 | май | |
34 | Учебная игра (3х3) | 2 | 2 | май | |
итого | 136 | 4 | 132 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.
Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....