статья "Роль физической культуры в современной школе"
статья по физкультуре

Вострикова Виктория Владимировна

Зачем нужна физкультура и какая она должна быть

Во многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, которую он получает во время других уроков. Переключение на другой вид деятельности — это, безусловно, одна из функций физкультуры. Но никак не её цель.

Физическая культура, как и культура вообще, привана воспитывать человека и обеспечивать качество его жизни. Уроки физкультуры должны научить ребёнка правильно и рационально использовать свой потенциал. От того, насколько эффективно будет построена физическая активность школьника, зависят его здоровье, настроение, работоспособность и образовательный результат. Потребность в двигательной активности у ребёнка, конечно, гораздо выше, чем три часа обязательных занятий. Поэтому физкультура должна выйти за пределы урока и даже школы. Учитель должен помогать школьникам распределять физическую нагрузку в их повседневной жизни, а не только в школе.

Сделать уроки физкультуры интересными можно только через индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно предложить школьнику заниматься его любимым видом спорта, тем, что ему ближе и интересней. К примеру, если ребёнок уже занимается в спортивной секции, его вообще надо от уроков физкультуры освободить. А если у него есть ограничения по здоровью, то нужно найти подходящую для него форму занятий. Это организационно непростой процесс, но по-другому физкультура не станет интересной, а так и останется «физрой» и поводом любыми способами добыть справку об освобождении от неё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_fizicheskoy_kultury_v_sovremennoy_shkole.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна физкультура и какая она должна быть

Во многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, которую он получает во время других уроков. Переключение на другой вид деятельности — это, безусловно, одна из функций физкультуры. Но никак не её цель.

Физическая культура, как и культура вообще, привана воспитывать человека и обеспечивать качество его жизни. Уроки физкультуры должны научить ребёнка правильно и рационально использовать свой потенциал. От того, насколько эффективно будет построена физическая активность школьника, зависят его здоровье, настроение, работоспособность и образовательный результат. Потребность в двигательной активности у ребёнка, конечно, гораздо выше, чем три часа обязательных занятий. Поэтому физкультура должна выйти за пределы урока и даже школы. Учитель должен помогать школьникам распределять физическую нагрузку в их повседневной жизни, а не только в школе.

Сделать уроки физкультуры интересными можно только через индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно предложить школьнику заниматься его любимым видом спорта, тем, что ему ближе и интересней. К примеру, если ребёнок уже занимается в спортивной секции, его вообще надо от уроков физкультуры освободить. А если у него есть ограничения по здоровью, то нужно найти подходящую для него форму занятий. Это организационно непростой процесс, но по-другому физкультура не станет интересной, а так и останется «физрой» и поводом любыми способами добыть справку об освобождении от неё.

Больше узнать о том, как сделать уроки физкультуры полезными и интересными (с помощью современных технологий!), можно будет на Московском международном салоне образования, который пройдёт с 18 по 21 апреля на ВДНХ, в павильоне 75. В этом году там будет специальная секция, посвящённая физкультурt, — «Физкультура. Перезагрузка». Вход на ММСО свободный, нужно только заранее зарегистрироваться на сайте.

Какой будет новая физкультура

Сейчас есть все условия для формирования новой модели урока физкультуры. Стандарты, с одной стороны, задают определённую рамку, а с другой — дают свободу в построении уроков. Скоро должны утвердить концепцию модернизации учебного предмета «Физическая культура» в России. Но главную роль в создании этой модели в любом случае будут играть конкретная школа и её руководитель.

Главные принципы, на которых должна строиться современная физкультура:

  • Возможность выбирать такой вид нагрузки, который будет максимально эффективным для ребёнка;
  • Индивидуальный подход к каждому ученику во время занятий;
  • Ученик и учитель работают вместе, чтобы достигнуть запланированных результатов;
  • Ученик может самостоятельно изучать свои физические возможности и отслеживать динамику своего развития.

Как технологии могут сделать уроки физкультуры полезнее

На уроке математики никого не удивляет, если учитель в зависимости от уровня детей даёт им разные задания: кому-то проще, кому-то сложнее. На физкультуре такое пока встречается редко. Проблема в том, что непонятно, насколько физическая нагрузка, которую мы даём ребёнку, адекватна его возможностям, не навредит ли она ему.

Современные электронные устройства могут решить эту проблему. Сегодня учитель физкультуры с помощью фитнес-трекера может понять физическое состояние каждого ребёнка во время урока в режиме реального времени. Достаточно ли он нагружен, безопасны ли упражнения, подготовлено ли тело. Эти данные позволяют построить индивидуальную стратегию занятия для каждого ученика на урок.

Обычно в школе одновременно проходят уроки физкультуры у нескольких классов. Можно перегруппировать классы так, чтобы учитывались разные способности и интересы. Например, одна группа занята игровыми видами спорта, а другая в это время занимается «физкультурой на ковриках» — аэробикой, силовой подготовкой и так далее.

Но физическое развитие не должно заканчиваться на уроке. Если у ребёнка есть свой фитнес-трекер, можно дать ему индивидуальное задание на дом, например, пробежать 5 километров или пройти 15 тысяч шагов. Так мы приучим его следить за своим телом, заниматься спортом вне уроков физкультуры.

Какие гаджеты можно использовать на физкультуре

Фитнес-трекеры. Они позволяют отслеживать пройденное расстояние и другие физические нагрузки. Фитнес-трекеры помогут ставить цели по физическим упражнениям и отслеживать их выполнение. Adidas, к примеру, разработал фитнес-трекер Zone специально для уроков физкультуры. Информация о пульсе ребёнка во время урока физкультуры хранится в облаке, а учителя могут использовать эти данные, чтобы корректировать план занятий.

Пульсомеры. Отдельное устройство, либо часть фитнес-трекера или умных часов. Пульсомеры помогают оценить физическую выносливость ребёнка.

Смартфоны. Если дети проводят всё своё время со смартфонами, почему бы не использовать их на уроках. Смартфоны могут выполнять функции фитнес-трекеров, специальные приложения позволяют планировать физическую активность, а в YouTube можно не только смотреть на котиков, но также изучать тренировки и упражнения.

Игры. Игровые приставки и игры с дополненной реальностью тоже можно использовать на уроках. Игры Wii Sports имитируют спортивные игры перед экраном, при этом ребёнок выполняет физическую нагрузку. А приложения вроде Pokemon Go можно использовать, чтобы заставить детей больше двигаться.

Как в российских школах уже пытаются разнообразить уроки физкультуры

1. Прежде чем приступить к занятиям физкультурой, ученики московского лицея № 1502 проходят компьютерное тестирование и получают информацию о своём физическом развитии и рекомендации, как его можно улучшить. Такое тестирование проходит три раза в год, по его результатам ребята могут корректировать программу своих занятий. Школьники выбирают один из четырёх видов спорта: волейбол, баскетбол, атлетизм и аэробика. Для учеников, которые не могут заниматься физкультурой в основных группах, есть медицинские и подготовительные группы.

2. Московская «Новая школа» и футбольная академия TagSport запустили для учеников футбольные тренировки. Пока всё это в качестве дополнительных занятий, но планируют сделать интереснее программу и основных уроков физкультуры. Идея в том, чтобы заменить обычную физ-ру полноценными футбольными тренировками для тех, кому это интересно. Школьники учатся под руководством профессиональных тренеров и участвуют в соревнованиях наравне с игроками юношеских команд футбольных клубов.

3. Учитель физкультуры экономического лицея в Бердске Новосибирской области превратила уроки физ-ры в занятия фитнесом. Школьники выполняют комплексы упражнений из разных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики, стретчинг, классическая аэробика), которые помогают развивать выносливость, прыгучесть и гибкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в современной школе

    Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интел...

Урок физической культуры в современной школе (начало 21 века)

Имя: «Бег – основа здоровья, красоты и ума». Цель: Экспертиза коллегами экспериментальной методики, разработанной на основе образовательной технологии «Индивидуализация обучения». Проблемы у...

«Современные образовательные технологии на уроках физической культуры в коррекционной школе».

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности...

Урок физической культуры в современной школе.

Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны...

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: на...

Развитие силовых способностей на уроках физической культуры в современной школе

Что такое сила, силовые способности, способы развития силовых способностей....

«Учет индивидуальных особенностей детей в преподавании физической культуры в современной школе»

laquo;Учет индивидуальных особенностей детейв преподавании физической культурыв современной школе»...