«Учет индивидуальных особенностей детей в преподавании физической культуры в современной школе»
материал

Нафигина Диля Наилевна

«Учет индивидуальных особенностей детей

в преподавании физической культуры

в современной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.docx26.93 КБ
Файл 0ed9-00070030-ce60a53f.ocr_.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А.В.Войналовича»





ДОКЛАД


«Учет индивидуальных особенностей детей

в преподавании физической культуры

в современной школе»




Выполнила: Нафигина

Диля Наилевна-

учитель физической культуры

I категории

г. Нижневартовск– 2024 год

Содержание

I. Введение………………..

II.Общие положения……..

III. Индивидуальный подход в преподавании физической культуры в современной школе.

1. Индивидуальная работа с учениками:

  • Начальной школы;
  • Средней школы;
  • Старших классов;
  • Работа с родителями;
  • индивидуальные рекомендации ;
  • спортивные секции;

V. Заключение.

VI. Список использованной литературы.









Введение.

Стремительный ритм современной жизни требует от человека самых разнообразных умений и качеств личности. Чтобы достичь определённого уровня благополучия, необходимо быть не только хорошо образованным, культурным, но и здоровым человеком.

Одним из наиболее действенных средств, способствующих сохранению здоровья, высокому уровню работоспособности, является двигательная активность. Как отметил президент России Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся».

Сущность личностно-ориентированной технологии физической культуры заключается в индивидуальном подходе в работе с учащимися, в управлении физическим воспитанием через планомерное построение и обогащения физкультурно – оздоровительной среды, создания условий и предоставление возможностей для саморазвития и самовыражения личности. Личностно ориентированная технология физического воспитания нашей школы направлена на становления целостной личности, гармонизацию её духовного и телесного потенциала, развитие субъективности, способности к целеполаганию и самоопределению.

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской ,так и зарубежной .Уже в педагогической системе Я.А.Коменского великого чешского педагога – чётко обозначены положения о том ,что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений .

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя давать какие-то определённые рецепты , тем самым ,подчеркнув творческий характер решения проблемы.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей в игре. Он пришёл к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в неё «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка—это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нём веру в собственные силы и возможности. Воспитание должно быть таким чтобы оно развивало творческую деятельность, активность инициативу. Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или приём можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальностей А. С. Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовке. Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия»,без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих сторон личности, формирование индивидуальности как высшего уровня её развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и всё общество. Возрастные роли человеческого фактора в развитии поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход не как не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает не посредственной форме коллективного, - является проявлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только по тому, что есть мы. Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он пронизывает всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Учёт индивидуальных особенностей в преподавании физической культуры в школе.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать

внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от

которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая

работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником

заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические

болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет

помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также

сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности

детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также

предрасположенность к более успешному изучению тех или иных

предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный

подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в

дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их

интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать

индивидуальную помощь в учении, развивать их память,

сообразительность, познавательную активность и т.д

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу обучение так чтобы приобретение знаний ,умений и навыков стало для них потребностью ,приносило радость и внутреннее удовлетворение.

Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Научно доказано—если первоклассник не достаёт пальцами правой руки левого уха, значит он ещё «не созрел» для обучения в школе, эти и другие аспекты требуют от учителя физической культуры ответа на вопрос: «как выполнить программу и не навредить здоровью ребёнка?» поэтому учёт индивидуальных особенностей должен играть ведущую роль.

Прежде чем пойти в класс, в начале каждого учебного года я получаю консультацию школьного врача о результатах очередного медосмотра и рекомендации в отношении конкретных детей. Следующий шаг – беседа с классным руководителем, ведь кто как не он в классе знает о своих учениках. После этого встречаемся с классом. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т. е. выделяю признаки, присущие определённым группам учащихся: например, класс обычно делиться на группы по полу (мальчики девочки), внутри этих групп—по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определённых обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет получить учителю объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных и слабых учеников. Итоги данного учёта выставляются только положительные — это точка отсчёта для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Особое внимание уделяю детям относящимся к СМГ и учащимся подготовительной группы ,регулярно измеряю пульс . Стараюсь чтобы при максимальных нагрузках пульс у этих детей не превышал 150—170 уд .в мин. Те ученики которые по определённым проблемам не могут заниматься на данном уроке становятся моими помощниками.

На уроках мы не только выполняем упражнения но и уточняем ,как оно воздействует на организм. Например: выполняя наклоны вперёд в первом классе определяем насколько у кого гибкий позвоночник . Если выполняя наклон вперёд вы касаетесь пола пальцами---3 , кулачками—4,ладонями оценка 5.Выполняя упражнения каждый оценивает себя сам и определяет положительные результаты .В конце урока предлагаю выполнять определённые упражнения дома чтобы достичь результатов ,которые могут помочь победить в соревнованиях и подвижных играх.

Учитывая возрастные особенности детей обучающихся в первой ступени: «Азбука движений», составляю подвижные игры и упражнения по различной степени сложности,(ведь не секрет ,что применение игр предоставляет детям возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками).В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребёнка работают различные группы мышц, что также благотворно влияет на здоровья. В преподавании физической культуры в начальных классах придерживаюсь определённого правила: чтобы на уроке было максимум положительных эмоций. Нет смеха в игре – нет успеха. Чтобы результаты были положительными, вовлекаю детей в дополнительные мероприятия по физической культуре согласно их физическим возможностям. В начальной школе не первый год работает клуб «Здоровей-ка». Также проводится две спортивные секции для начальных классов: мини-футбол и подвижные игры. В тесном сотрудничестве работаем с тренерами ДЮСШ, которые ведут спортивные секции—каратэ, борьба, бадминтон — уже с 1-4 класса некоторые дети посещают эти секции. Эти и другие мероприятия помогают каждому ученику начальных классов «раскрыться» и овладеть двигательными умениями и навыками .

Переход в среднее звено школы для школьников особенный. В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков ,но потом тенденция сменяется на противоположную :стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрёст. В это время происходит половое созревание ,сопровождающееся ускоренным развитием.

Во второй ступени образования ,помимо развития физических качеств ,начинаю углубленное изучение двигательных умений , формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений ,делаю акцент на приобретение теоретических знаний по предмету «Физическая культура».Также большую роль в данном возрасте играет учёт индивидуальных способностей детей . Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся , стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребёнка к физкультуре .И в зависимости от этого давать домашние задания .Особенно кропотливо ведётся работа с детьми , отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы , я стараюсь привлекать их к общественной деятельности , даю им поручения , с которыми они могут справиться ,доверяю им командовать отделениями или даже всем классом, например , при проведении общеразвивающих упражнений. Наиболее деликатного и внимательного отношения требуют к себе дети с избыточной массой и слабого типа телосложения .Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках ,которая выставляется по достигнутым успехам. В этом звене как и в начальном рекомендую ребятам посещать спортивные секции но более широкого выбора—баскетбол ,теннис ,мини-футбол, борьба, каратэ и др.Из детских журналов и книг , а также самостоятельно подбираем индивидуальные комплексы упражнений для индивидуальных занятий тем учащимся ,которые по тем или иным причинам не могут посещать спортивные секции.

Третья ступень «Физическое совершенство»--период тренировки мышечной силы , выносливости, время углубления теоретических основ. На этом этапе изучение предмета дифференцировано с учётом половых, психологических , физиологических признаков .Содержание образования в старшей школе строю по принципу перехода от развития основных физических качеств к частным, индивидуальным, что обеспечивает переход осваиваемых знаний в практические навыки и умения. Я работаю с девушками 10 классов. Стандарты физического развития девушек уже практически не отличаются от стандартов развития взрослых. Частота пульса колеблется в пределах 60—80 уд. в мин. ,что практически соответствует пульсу взрослого человека. Чтобы успешно освоить программу по физической культуре нужно иметь двигательную нагрузку минимум 7 часов в неделю, как рекомендуют специалисты спортивной медицины. Чтобы уроки приносили не только результаты, но и положительные эмоции , возможность проявить себя в жизни 3й урок провожу учитывая личные интересы (аэробика, фитнес).Чтобы иметь положительную оценку по данному предмету в начале учебного года ставлю в известность девушек, что будут учитываться следующие аспекты:

---- не пропускать уроки без уважительной причины;

--- всегда иметь спортивную форму и обувь;

--- не опаздывать на урок;

---систематически выполнять домашние задания;

--- проявить теоретические знания;

--- предложить классу комплекс упражнений самостоятельно разработанный.

Учитывая климатические условия, а также отдалённость проживания (Юттях, аэропорт и др.),я приобрела диски с очень интересными программами (аэробика ,фитнес, танец хип-хоп и много других) в школе познакомились с этими программами и каждая из девушек выбрала что ей по душе для индивидуальных занятий дома , а в более тёплое время будем встречаться в школе для совместных занятий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Не очень высокая культура здоровья нашего общества приводит к тому, что большинство взрослых относятся к урокам физической культуры пренебрежительно. Беседы с такими родителями всегда приходится начинать с объяснения значения физической культуры в жизни человека. Но есть другие родители которые внимательно относятся к здоровью детей и, получив необходимые рекомендации, пользуются ими.

Чтобы родители смогли видеть физическую подготовку своих детей - проводим совместные спортивные праздники: «Мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др..

В классе, где большое количество учащихся имеют ярко выраженную разную физическую подготовку, а также факты нарушения дисциплины – посещаю родительские собрания. С помощью старшеклассников предлагаем просмотреть комплекс упражнений, который можно выполнять вместе с детьми дома, что позволит улучшить физическую подготовку детей и родителей, а также появиться новая форма общения в семье. По необходимости подбираю индивидуальные КОРУ.

Для родителей и учителей я провожу секцию фитнеса.

Для учащихся провожу секции по аэробике 4-9х классов. За последние 5 лет выступая на районных соревнованиях мои ученики занимают призовые места.

Планируя работу, считаю, что задания по улучшению показателей физической подготовки должны представлять определённую трудность, но быть реально выполнимы для каждого ученика.

Главное для меня чтобы ученики, посещая мои уроки и спортивные секции , всегда пребывали в ситуации успеха.


Список литературы :

1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.:

Знание, 2011 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер.

«Педагогика и психология» ; №10).

2. Журналы «Здоровье школьников»

3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика:

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных

заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 2013г. –

240с.

4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач.обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 2013 – 256с.

5. Журналы «Физическая культура в школе.»

6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:2010

г.

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.

«Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство

«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2о14г. – 288с.

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2013

г. – 112с.

9. Газета «Спорт в школе» для студентов средних пед. учеб. заведений». М: Издательский центр «Академия», 2012г. – 432с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов

пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. –

528 с.

11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 2011г.-№1.-с.2-10.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Город Нижневартовск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ВОЙНАЛОВИЧА»
(МБОУ «СШ№1 ИМЕНИ А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»)

ПРИКАЗ

от_  17. 10        __ 2023 года        № 930

Об участии в апробации модели оценки компетенций педагогических работников Образовательных организаций подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска

На основании приказа департамента образования администрации города Нижневартовска от 15.10.2023 года № 647 «Об организации и проведении апробации модели оценки компетенций педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города», с белью повышения профессиональных компетенций педагогических работников

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Припять участие в апробации модели оценки компетенций педагогических работников образовательных организаций согласно графику на базе МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования».
  2. Направить для участия в апробации модели оценки качества Нафигину Дилю Наилевну, учителя физической культуры, 24.10.2023 года с 14.00, Лебедеву Людмилу Александровну, учителя начальных классов. 28.10.2023 года с 14.00.
  3. Контроль за исполнением приказа возложить на Юлусову Алёну Анатольевну, учителя истории, методиста.

Исполнитель: А.А. Юлусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей детей с дцп при подготовке и проведении уроков.

Учет индивидуальных особенностей детей с дцп при подготовке и проведении уроков....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физической ультурой

Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся в специальной коррекционной школе...

Учет индивидуальных особенностей детей

Учет индивидуальных особенностей детей...

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...

Особенности преподавания физической культуры в начальной школе

Наше общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с самого раннего возраста, росли здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Физическая культура играет главнейшую роль в совершенствовании чел...

Особенности преподавания физической культуры в основной школе согласно требований ФГОС

Особенности преподавания физической культуры в основной школе согласно требований ФГОС...