«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»
материал
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»
Подготовила:
Учитель физической культуры
Савенюк С.А.
2018 г.
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
- главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках физической культуры.
Пути решения проблемы
- Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
- Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
- Обязательные паузы в течении учебного дня (физпаузы, физкультминутки).
- Занятия адаптивной физкультурой.
- Возможность заниматься во внеурочное время.
Существуют разные формы и методы работы.
Среди здоровьесберегающих технологий выделяют:
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть — температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические.
Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Важный элемент здоровьесберегающих технологий — обеспечение оптимальных условий в школе.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам.
Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам.
Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию.
Двигательная активность школьников
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению.
Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по — разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры.
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
- предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
- результаты, предоставляемые родителями;
- результаты, предоставляемые самими учащимися;
- результаты регулярных медицинских осмотров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в современной школе
Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интел...
Урок физической культуры в современной школе (начало 21 века)
Имя: «Бег – основа здоровья, красоты и ума». Цель: Экспертиза коллегами экспериментальной методики, разработанной на основе образовательной технологии «Индивидуализация обучения». Проблемы у...
«Формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий и валеологический подход к урокам физической культуры»
В материале описана система работы по формированию у школьников потребности к здоровому образу жизни....
Урок физической культуры в современной школе.
Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны...
Развитие силовых способностей на уроках физической культуры в современной школе
Что такое сила, силовые способности, способы развития силовых способностей....
«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»
Выступление на ШМО по теме «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»...
Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность помогают учащимся стать добрее, сильнее духом...